Международно-правовые акты и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок заключения соглашений
Одной из форм решения социально-экономических проблем работников любой отрасли, защиты их законных прав и интересов являются социально-партнерские соглашения в сфере труда - правовые акты, направленные на реализацию норм национального и международного права по регулированию социально-трудовых отношений в соответствующей отрасли. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Такое определение дано в ст. 45 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения, являются одним из средств укрепления социального партнерства. В настоящее время в российском трудовом праве создана необходимая правовая база, позволяющая реально воплощать в жизнь идеи социального партнерства. Оно строится на обоюдной заинтересованности сторон социального партнерства: работников и работодателей в лице их представителей - в повышении эффективности производства, создании безопасных и здоровых условий труда, повышении социальной защищенности работников. Как свидетельствует международный опыт, многие вопросы общественной жизни решаются быстрее, если стороны изначально ориентируются на сотрудничество, а не на конфронтацию. В этой связи необходимо использовать богатый опыт МОТ, основанной в 1919 г., которой принадлежит решающая роль в утверждении развернутой концепции социального партнерства. Главным методом и основой всей деятельности МОТ являются разработка конвенций и рекомендаций в сфере социально-трудовых отношений и контроль за их применением. Конвенция - международный акт, который после его ратификации государством-членом является обязательным для выполнения; рекомендация играет роль ориентира при разработке национального законодательства и практических мероприятий в социально-трудовой сфере. За период с 1919 г. МОТ было принято более 180 конвенций и 190 рекомендаций. Государства - участники конвенций гарантируют и обязуются обеспечивать права человека на труд, заработную плату, регулирование рабочего времени, еженедельный отдых и ежегодные оплачиваемые отпуска, защиту от особых опасностей, забастовки, свободу ассоциаций и защиту права на организацию, защиту от рабского и принудительного труда. Основные стандарты, касающиеся коллективных переговоров и коллективных договоров, соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, содержатся в Конвенции Международной организации труда (далее - МОТ) N 154 "О содействии коллективным переговорам", принятой в 1981 г., а также в одноименной Рекомендации N 163 и Рекомендации N 91 "О коллективных договорах". Конвенция МОТ N 87 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенция МОТ N 98 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, ратифицированные и действующие в Российской Федерации также регулируют заключение соглашений по регулированию социально-трудовых отношений. Коллективными переговорами в соответствии со статьей 2 Конвенции МОТ N 154, принятой в 1981 г., признаются все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей и одной или несколькими организациями предпринимателей, одной или несколькими организациями трудящихся в целях определения условий труда и занятости, регулирования правоотношений между предпринимателями и трудящимися. Кроме того, в процессе принятия и применения коллективных договоров и соглашений необходимо учитывать Конвенцию МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и представляемых им возможностях", принятую в 1971 г., а также Рекомендацию МОТ N 143 с таким же названием. Признание Конвенции МОТ №154 в нашей стране повлекло за собой принятие соответствующих нормативных актов. Первым шагом на пути формирования в РФ системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений стал Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" (в настоящее время утратил силу). В нем признано целесообразным ввести в практику ежегодное заключение соответствующих соглашений по социально-экономическим отношениям: на уровне организаций - коллективных договоров; на уровне отрасли, региона - региональных отраслевых тарифных и иных социально-экономических соглашений, - тем самым расширив рамки договорного регулирования круга его участников. Следовательно, становление социального партнерства осуществляется не только на федеральном, но и на других уровнях. Социальное партнерство - это "система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ). Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" (ныне утратил силу) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики. Ядром социального партнерства можно считать систему и механизмы договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях власти и общества. Объективная необходимость заинтересованности работодателей и работников в установлении и развитии договорной системы обусловлена ее функциями, важнейшими из которых являются: защита интересов обеих сторон и обеспечение их сбалансированности; налаживание трудовых отношений и их развитие в тесной связи с результатами экономической деятельности; оперативное и своевременное разрешение возникающих противоречий. Современное российское законодательство, непосредственно связанное с регулированием социально-трудовых отношений, с социальным партнерством, на федеральном уровне включает следующие правовые акты: Трудовой кодекс РФ, федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О некоммерческих организациях", "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", "Об объединении работодателей" и др. В законодательных актах отражены основные понятия, применяемые в рамках социального партнерства, процедурные вопросы по порядку ведения переговоров, заключения договоров и соглашений, характер деятельности представительных организаций в системе социального партнерства, процедура разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и т. п.. Но все же, основным нормативным актом, регламентирующим порядок заключение соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, является Трудовой кодекс РФ. Включение в ТК РФ нового раздела "Социальное партнерство в сфере труда" свидетельствует о его признании в качестве самостоятельного правового института, получившего развитие на основе достаточной правовой базы, созданной в России в период с 1991 г. по настоящее время, которая включает, в частности, трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права, предусмотренные в ст. 5 <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm> и 10 ТК РФ <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm>. Содержание ТК РФ позволяет выделить Общую и Особенную части, а также отдельные институты правовых норм, входящие в эти части. Общая часть включает в себя следующие институты: 1. Основные начала трудового законодательства. 2. Трудовые отношения. . Социальное партнерство, коллективные договоры и соглашения. Принципы социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений закреплены в ст. 24 ТК РФ. К их числу отнесены: 1. равноправие сторон; 2. уважение и учет интересов сторон; . заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; . содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; . соблюдение сторонами и их представителями законодательства; . полномочность представителей сторон; . свобода выбора вопросов, обсуждаемых при регулировании трудовых отношений; . добровольность принятия участниками коллективных переговоров обязательств; . реальность принимаемых участниками коллективных переговоров обязательств; 10. обязательность выполнения условий коллективных договоров и соглашений; 11. контроль за выполнением условий коллективных договоров и соглашений; . ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Данные принципы следует соблюдать при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений. Глава 7 части II ТК РФ называется "Коллективные договоры и соглашения", статьи которой с 45 по 51 регулируют непосредственно соглашения по социально-трудовым вопросам, т.е. предмет нашего исследования. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве. Таким образом, правовой основой содержания соглашений по регулированию социально-трудовых отношений являются Конвенции МОТ №135, 154 и другие, а также одноименные рекомендации МОТ, Конституция Российской Федерации (ст. ст. 7, 37, 72), трудовое законодательство РФ, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. При этом следует отметить, что правовые основы социального партнерства в России продолжают формироваться и развиваться.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |