Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные виды соглашений



2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Основные виды соглашений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Статья 45 ТК РФ дает классификацию видов соглашений.

Часть вторая указанной статьи определяет, что соглашения могут быть двусторонними - заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними - заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Заключенные между полномочными представителями работников и работодателей соглашения являются источником трудового права, поскольку они рассчитаны на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Генеральное и региональное соглашения по сложившейся практике заключаются на трехсторонней основе и, по существу, определяют основные направления социально-экономической политики и программу законодательных работ на период своего действия.

Данное соглашение всегда является трехсторонним. Особенности заключения данного соглашения устанавливаются Федеральным законом от 1 мая 1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

При заключении соглашений на федеральном уровне должно быть соблюдено правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с федеральным законодательством. В частности, льготы и преимущества работников, гарантированные федеральным законодательством, не могут быть отменены или уменьшены при заключении соглашений. Тогда как в содержании соглашений могут быть установлены дополнительные по сравнению с федеральным законодательством права работников, реализация которых обеспечивается за счет средств участников соглашений.

Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ предусматривают широкий круг обязательств сторон, направленных на повышение благосостояния населения, совершенствование регулирования трудовых отношений, содержат обязательства сторон, в том числе обязательства Правительства РФ по подготовке и внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов в сфере труда.

Например, заключенное на 2008 - 2010 гг. Генеральное соглашение предусматривает, что стороны в числе приоритетных его целей ставят проведение в последующий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального и карьерного роста работников.

Стороны этого Соглашения приняли обязательства в области экономической политики, заработной платы, доходов и уровня жизни, развития рынка труда и содействия занятости населения; социального страхования, социальной защиты и отраслей социальной сферы; условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности; социально-экономических проблем развития северных регионов России; социального партнерства и координации действий сторон Соглашения. К нему приложен перечень Конвенций МОТ, необходимость первоочередной ратификации которых признана Сторонами.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы было подписано на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 21 декабря 2007 года и является десятым Генеральным соглашением, подписанным в Российской Федерации. Основным его отличием от других, ранее заключаемых Генеральных соглашений, является то, что подписано оно было без протокола разногласий. Это подтверждает повышение уровня его значимости для Российской Федерации.

Хотя было разногласие, при наличии которого Общероссийское объединение профсоюзов не могло его подписать, а именно: вопрос о сроках доведения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Правительство планировало это осуществить за временными рамками соглашения - к 2011 году.

В итоге многомесячных переговоров удалось найти решение - приемлемое для всех трёх сторон, хотя каждая из сторон не может сказать, что довольна формулировкой в полной мере. Главное, что закрепляется в новом Генеральном соглашении, - это признаваемая всеми сторонами возможность установления минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека с 1 декабря 2008 года.

Большую роль в таком решении сыграла Татьяна Алексеевна Голикова, которая после назначения на пост Министра здравоохранения и социального развития пошла на диалог с профсоюзами - диалог содержательный и конструктивный, когда сдвинулось с "мёртвой точки" решение ряда проблем.

В качестве приоритетов в Генеральное соглашение включены предложения профсоюзов не только по систематическому повышению доходов населения, но и снижению масштабов бедности, созданию в России цивилизованного рынка труда; обеспечению безопасных условий труда; совершенствованию пенсионного законодательства. Под программу совместных действий сторон существует бюджетное обоснование - это тоже впервые записано в Генеральном соглашении.

Таким образом, при активном воздействии профсоюзов произошёл существенный перелом в позиции власти по вопросу минимальных государственных гарантий по оплате труда.

Впервые за длительный промежуток времени в 2007 году была резко повышена нижняя планка заработной платы.

Значительно расширены полномочия всех субъектов Российской Федерации по установлению региональной минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека в регионе.

По информации Общероссийского объединения профсоюзов, в 31 субъекте Российской Федерации приняты в той или иной форме более высокие по сравнению с федеральным уровнем стандарты оплаты труда; в 20 регионах переговоры на эту тему продолжаются.

Во всех подписанных соглашениях региональная минимальная заработная плата выше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; из них в 12 - практически соответствует региональному прожиточному минимуму трудоспособного человека.

В соответствии с положениями главы 24 ГПК РФ соглашения федерального уровня могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ заинтересованными лицами. Такими лицами являются не только стороны соглашений, но и работники организаций, в которых применяется соглашение.

Изменениями, внесенными в ст. 45 ТК РФ, предусматривается заключение межрегиональных соглашений. Межрегиональное соглашение призвано установить общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Следовательно, могут быть созданы и комиссии по заключению межрегиональных соглашений. В состав этих комиссий должны входить представители объединений работников и работодателей, действующие на региональном уровне, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых будет действовать межрегиональное соглашение. Участие в заключении межрегионального соглашения полномочных представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает возложение на них обязанности по обеспечению соблюдения установленных данным соглашением принципов регулирования социально-трудовых отношений.

Поэтому межрегиональное соглашение распространяется на всех работодателей, работников, их представителей, органы местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, заключивших данное соглашение. В связи с изложенным полномочными представителями стороны при реализации условий межрегионального соглашения выступают работодатели, полномочные представители работников, которые попадают в сферу его действия. Сказанное позволяет работодателям и полномочным представителям работников обжаловать межрегиональное соглашение в один из региональных судов, на территории юрисдикции которого действует такое соглашение. Очевидно, что и межрегиональное соглашение является правовым актом, который распространяет свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу чего суд данного субъекта Российской Федерации имеет полномочия по рассмотрению заявления о незаконности или необоснованности данного соглашения.

Межрегиональные соглашения являются новым видом соглашений, и заключаются они сравнительно редко, в основном на трехсторонней основе.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Соглашения, заключаемые на уровне субъектов Российской Федерации, должны соответствовать федеральному и региональному законодательству, в них следует учитывать льготы и преимущества, предусмотренные при заключении соглашений на федеральном уровне. В региональных соглашениях также могут быть предусмотрены дополнительные по сравнению с федеральным и региональным законодательством права работников, реализация которых обеспечивается участниками соглашений.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон г. Москвы "О социальном партнерстве" предусматривает заключение Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, окружных соглашений.

декабря 2008 года Губернатор Самарской области Владимир Артяков провел 50-е заседание областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В мероприятии приняли участие члены Правительства Самарской области, представители Федерации профсоюзов и регионального объединения работодателей "Союз работодателей Самарской области". Стороны подписали Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в 2009 - 2011 годах.

Свои подписи поставили: В.В. Артяков - Губернатор - председатель Правительства Самарской области, Е.Е. Егоров - председатель Федерации профсоюзов Самарской области, А.Н. Кирилин - президент регионального объединения работодателей "Союз работодателей Самарской области", генеральный директор ФГУП "ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс".

Подписанное сторонами Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в Самарской области является седьмым по счету - впервые оно было заключено в 1997 году.

За период с 1997 года совместная деятельность сторон социального партнерства по выполнению обязательств регулярно заключаемых трехсторонних Соглашений способствовала позитивным изменениям в экономике области, реальному росту заработной платы, повышению занятости населения, снижению социальной напряженности.

Соглашение на 2009 - 2011 годы, по мнению главы региона, является "еще одним действенным рычагом для минимизации негативных последствий финансово-экономического кризиса". Все присутствующие пришли к выводу, что документ должен сыграть позитивную роль в системе принимаемых Правительством антикризисных мер. Пунктом 2.4.4 указанного соглашения установлено, что при ликвидации предприятия или сокращении штата организаций (численности работающих) предоставлять предупрежденным об увольнении работникам один свободный оплачиваемый день в неделю для поиска нового места работы. Несомненно, что данное положение является одной из мер антикризисного характера.

"Нам нужно сделать все необходимое, чтобы реализация этого документа способствовала реальному росту заработной платы, повышению занятости населения области. Наши приоритеты остаются прежними. Более того, сегодня мы подчеркиваем их незыблемость. В частности, мы ставим перед собой цель уменьшить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума с 14 - 15% в текущем году до 10% в 2012 году", - подчеркнул в своем выступлении Владимир Артяков.

На основании положений гл. 24 ГПК РФ региональные соглашения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд соответствующего субъекта Российской Федерации. Правом такого обжалования обладают не только участники соглашения, но и работники организаций, на которых распространяется действие соглашения.

Основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений является "Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы".

При этом отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на любом уровне социального партнерства.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. По состоянию на 1 апреля в Российской Федерации заключено 44 федеральных отраслевых соглашений (приложение 1).

Соглашения могут быть заключены на территории юрисдикции органов местного самоуправления. Такие соглашения называются территориальными. Территориальные соглашения должны соответствовать федеральному и региональному законодательству. В их содержании также могут появляться дополнительные в сравнении с федеральным и региональным законодательством льготы и преимущества работников. Положения главы 24 ГПК РФ позволяют заинтересованным лицам обжаловать в районный (городской) федеральный суд территориальные соглашения. И в данном случае обжаловать территориальное соглашение в суд вправе работники организаций, в которых оно применяется. Естественно, и стороны соглашений в лице их полномочных представителей также пользуются правом обжалования содержания и порядка принятия соглашений в суд соответствующего территориального уровня.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации проведен анализ информации органов по труду субъектов Российской Федерации о развитии социального партнерства в 2008 году и планах на 2009-2010 гг.

По результатам анализа установлено, что в 2008 г. в республиках, краях, областях и автономных округах Российской Федерации действовало 8,6 тыс. соглашений, причем этот индикатор развития социального партнёрства демонстрирует устойчивую позитивную динамику (в 2007 г. было 6,7 тыс. соглашений, в 2006 году - 5 тыс.). В их числе 83 региональных (трехсторонние соглашения между администрациями регионов, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей), 3843 отраслевых соглашений, заключенных на региональном и территориальном уровнях, 1437 территориальных и 3337 иных соглашений (приложение 2).

Из общего количества действовавших в 2008 г. соглашений в субъектах Российской Федерации на региональном уровне социального партнерства заключено 961 соглашение, на территориальном уровне - 2882 соглашения.

В разрезе федеральных округов по количеству соглашений лидирует Южный федеральный округ. Так, в 2008 году действовало 3268 соглашений, в их числе 9 региональных, 471 отраслевое соглашение, заключенное на региональном и территориальном уровнях, 134 территориальных и 1654 иных соглашения.

Завершают обзор видов соглашений иные соглашения - это соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. международный соглашение трудовой договор

Можно сделать вывод, что в перспективе нельзя исключать появления в тексте статьи 45 ТК РФ упоминания и о межтерриториальных соглашениях, т.е. о соглашениях, устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между двумя и более муниципальными образованиями (в пределах относящихся к ним территорий). На это косвенно указывает заключительная часть данной статьи.

Процессы глобализации, выход российских компаний на международные рынки и появление корпораций, объединяющих отдельных работодателей, имеющих различную степень экономической самостоятельности (основные компании, дочерние организации, зависимые (управляемые) общества), выполняющих разные функции в корпорации (производство, распределение, обслуживание, информатизация, экономическая безопасность, реклама и т.д.), обусловили появление новых видов социально-партнерских соглашений корпоративного типа, не упоминаемых в ст. 45 ТК РФ. Такие корпоративные соглашения (некоторые компании, например ОАО "Газпром", называют их генеральным коллективным договором) заключаются в финансово-промышленных группах, холдингах, транснациональных компаниях и могут иметь как внутрироссийский межрегиональный, так и наднациональный характер. Характерным примером может служить практика крупнейших российских компаний: ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", ОАО "Норильский никель", ОАО "Газпром".

Представляется, что появление транснациональных компаний, а также перспектива вступления России в ВТО обусловливают необходимость дополнительной регламентации вопросов заключения социально-партнерских соглашений на международном (прежде всего европейском) уровне. Международная организация труда уже приняла Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (Женева, 16 ноября 1977 г.) с поправками, принятыми в Женеве 17 ноября 2000 г. Констатируя тот факт, что выход многонациональных корпораций при организации своей деятельности за национальные пределы может привести к злоупотреблению сосредоточившейся в их руках экономической мощью и к проявлению противоречий с целями национальной политики и интересами трудящихся, международное сообщество провозглашает принципы в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда и быта и трудовых отношений, которые организациям работодателей и трудящихся в многонациональных корпорациях рекомендуется соблюдать на добровольной основе (ст. 7). Одновременно утверждается, что цель Трехсторонней декларации, направленная на установление нового экономического порядка, будет достигаться "посредством принятия правительствами соответствующих законов и политики, мер и решений, а также путем сотрудничества между правительствами и организациями трудящихся и работодателей всех стран (п. 3). Одним из важнейших принципов, который следовало бы имплементировать в российское трудовое законодательство, закреплен в ст. 42 Трехсторонней декларации: многонациональные корпорации должны применять нормы трудовых отношений, которые не менее благоприятны, чем те, которые применяются на аналогичных предприятиях в соответствующей стране.

Характерной особенностью корпоративных соглашений является установление более широкой по сравнению с обычными договорами сферы действия - соглашения распространяются на всех работающих в компании и контролируемых ею организациях работников. Тем самым подобные соглашения позволяют обеспечить в рамках одной компании принцип равенства прав, возможностей и обращения в отношении основных условий труда применительно ко всем работникам компании независимо от группы предприятий, в которую они входят.

Часть 4 ст. 45 ТК РФ точно не устанавливает только на первый взгляд очевидную иерархию и компетенцию отдельных видов соглашений: генерального, межрегионального, регионального, отраслевого (межотраслевого), территориального и иных соглашений.

Принцип иерархичности источников права является основополагающим в правовых системах стран развитой рыночной экономики. Так, во Франции акты социального партнерства имеют строгую субординацию по юридической силе. Акты более низкого уровня могут изменять акты более высокого уровня только в том случае, если они устанавливают для представляемых работников более высокие правовые гарантии

Считаю необходимым восполнить имеющийся пробел. До его восполнения, думаю, должна применяться ч. 6 ст. 48 ТК РФ: "В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников".

Нами рассмотрены основные виды соглашений. Особенностью соглашений как договоров о труде, является их заключение представителями работников и работодателей, которые не всегда имеют полномочия на заключение соглашений в интересах данного конкретного работодателя. Участие органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления обеспечивает соблюдение условий соглашений, заключенных с участием полномочных представителей названных органов, на территории, где они осуществляют свою деятельность, работодателями и представителями работников. В связи с чем при реализации условий соглашения, являющегося разновидностью договора о труде, полномочной стороной становятся конкретные работодатели, работники, их представители, которые попадают в сферу применения его положений. Таким образом, на стадии исполнения соглашений наступает существенное увеличение числа субъектов, выступающих в качестве стороны данных договоров о труде при реализации предусмотренных ими прав и исполнении установленных в них обязанностей.




2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Основные виды соглашений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные виды соглашений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)