Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Действие соглашений по социально-трудовым вопросам по кругу лиц



2020-03-17 254 Обсуждений (0)
Действие соглашений по социально-трудовым вопросам по кругу лиц 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Самая большая проблема состоит в определении сферы действия соглашения по кругу лиц. В соответствии со ст. 48 ТК РФ, соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключивших соглашение. Оно также распространяет свое действие на работодателей, уполномочивших объединение работодателей подписать от их имени соглашение, и тех, кто присоединился к соглашению после его заключения.

На мой взгляд, порядок присоединения организаций к отраслевому (межотраслевому) соглашению должен определяться договаривающимися сторонами в самом соглашении, поскольку в них устанавливаются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей), порой за счет финансовых ресурсов объединения работодателей и объединения профсоюзов. Организации, которые материально не поддерживали и не намерены поддерживать финансирование мероприятий соглашения, не вправе претендовать на получение дополнительных льгот и гарантий.

Согласно части седьмой статьи 48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть в настоящее время - Министерства здравоохранения и социального развития РФ, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению в соответствии с частью десятой статьи 48 Трудового кодекса РФ должны быть установлены Министерством здравоохранения и социального развития РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанный Порядок был утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2007 N 260. Согласно Порядку опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению Федеральная служба по труду и занятости в течение 3 календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в журнал "Труд и Страхование" для опубликования и в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для размещения на официальном сайте Министерства в Интернете (www.mzsrrf.ru).

После опубликования соглашения в журнале "Труд и Страхование" и размещения на указанном web-сайте стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития РФ обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.

В свою очередь Министерство готовит предложение работодателям о присоединении к соглашению. Такое предложение составляется по определенной форме (приложение 3).

Данное предложение направляется Министерством здравоохранения и социального развития РФ для официального опубликования в "Российскую газету".

В силу части восьмой статьи 48 Трудового кодекса РФ если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению (в "Российской газете") не представили в Министерство здравоохранения и социального развития РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения.

Если работодатель отказывается присоединиться к соглашению, то вместе с мотивированным отказом работодатель должен приложить протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (при его наличии).

На сайте Министерства сообщен следующий почтовый адрес для приема обращений: Рахмановский пер., д. 3, г. Москва, ГСП-4, 127994.

Следует отметить, что свобода присоединения работодателя к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне, достаточно условна. Как следует из части девятой статьи 48 Трудового кодекса РФ, в случае отказа работодателя присоединиться к соглашению Министр имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. При этом представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Уклонение работодателя от участия в указанных консультациях может повлечь соответствующие правовые последствия для работодателя. В главе 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержится сразу несколько статей, рассматривающих административные правонарушения, связанные с заключением и исполнением соглашений.

Что же касается соглашений, заключенных на региональном (межрегиональном) или территориальном уровнях, то присоединение к ним может осуществляться как на основании закона, так и на основании соглашения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в увеличении количества работодателей, охваченных соглашениями. Это будет способствовать стабильности и снижению социальной напряженности на соответствующей территории. Не случайно в преамбуле Московского трехстороннего соглашения записано, что оно открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в г. Москве. Более того, роль соглашений, заключаемых в субъекте РФ, должна возрастать, а организации должны будут к нему присоединяться, поскольку региональным соглашением теперь может быть установлен размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. В соответствии со ст. 133.1, которая дополнительно внесена в Трудовой кодекс РФ, после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта должен будет опубликовать в печати названное соглашение и предложение всем работодателям, расположенным на территории и не участвовавшим в его заключении, присоединиться к нему. Отказаться от присоединения будет не так легко. Закон предусматривает процедуру приглашения представителя работодателя и представителя выборного органа первичной профсоюзной организации для проведения консультаций с участием представителей трехсторонней комиссии соответствующего субъекта. Принятие указанного закона еще раз подтверждает необходимость участия в качестве стороны соглашений на территориальном и региональном уровнях представителей органов государства и органов местного самоуправления в качестве стороны соглашения. Такие соглашения должны распространяться на всех работодателей, действующих на данной территории, и на всех работников. Нормы этих соглашений должны учитываться при разработке коллективных договоров. Если в отраслевом соглашении гарантии работникам окажутся слабее, чем это предусмотрено, например, территориальным соглашением, то на работников должны распространяться наиболее благоприятные условия труда (ст. 48 ТК РФ).

Не вполне ясной остается ситуация с распространением действия на всех работодателей генерального соглашения. На наш взгляд, этот правовой акт, аналогично Конституции России, должен обладать высшей юридической силой среди других актов социального партнерства. Генеральное соглашение должно распространяться на органы государственной власти, органы местного самоуправления, все объединения работодателей, объединения профсоюзов и всех работников, чего, к сожалению, не наблюдается в настоящее время.

Такой же широкой должна быть сфера действия межрегионального, регионального и территориального соглашений, заключенных между соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профсоюзов. Их действие должно распространяться на всех работодателей, расположенных на соответствующей территории, и всех работников, работающих у этих работодателей. Что же касается отраслевых соглашений, то к ним работодатели, не входящие в состав объединения работодателей, могут присоединяться лишь на условиях, установленных в отраслевом соглашении. Однако если организации, охваченные соглашением, составляют более 50% от всех организаций соответствующей отрасли, то, на наш взгляд, было бы целесообразно предоставить право Министерству здравоохранения и социального развития принимать решение о распространении основных положений соглашения, касающихся вопросов оплаты труда, занятости, охраны труда на все организации отрасли, как это имеет место во многих европейских государствах.

Следующая проблема действия отраслевых соглашений по кругу лиц касается распространения их положений на членов профсоюза и всех работников независимо от профчленства. В частности, в п. 1.5 Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2005 - 2007 годы предусмотрено, что "действие Соглашения распространяется на работников - членов профсоюза и работодателей, являющихся членами Союза нефтегазопромышленников России и Российского союза нефтегазостроителей; на работников и работодателей, которые уполномочили стороны Соглашения разработать и заключить его от их имени; на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению впоследствии". Аналогичная норма предусмотрена п. 1.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации. Таким образом, в соглашении речь идет о распространении его действия не автоматически на всех работников, а только на членов профсоюза и тех, кто изъявил свое желание, чтобы профсоюз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации (а также и другие профсоюзы) представлял его интересы при заключении соглашения, и чтобы этот правовой акт защищал его интересы. С такой позицией профсоюзов, на наш взгляд, можно согласиться. В соответствии с уставом этого профсоюза, он "представляет и защищает права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых отношений и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов, в случае наделения его соответствующими полномочиями, - всех работников независимо от членства в Профсоюзе" (п. 3.2.1). Это положение Устава полностью соответствует нормам, установленным в п. 1 ст. 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Никаких изменений в данный Закон относительно представительских функций профсоюзов внесено не было.

 


Заключение

 

В круг основных задач трудового законодательства входит создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в т. ч. по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Специфика развития социально-экономических отношений в современной России привела к необходимости более эффективного использования возможностей социального партнерства в области регулирования социально-трудовых отношений и его дальнейшего совершенствования.

Включение в ТК РФ нового раздела "Социальное партнерство в сфере труда" свидетельствует о его признании в качестве самостоятельного правового института, получившего развитие на основе достаточной правовой базы, созданной в России в период с 1991 г. по настоящее время, которая включает, в частности, трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права, предусмотренные в ст. 5 <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm> и 10 ТК РФ <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm>.

Понятие и роль соглашения раскрываются в ст. 45 ТК РФ <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm>. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. Выделяя основные признаки соглашения как правого акта, регулирующего социально-трудовые отношения, законодатель указал, что в нем одновременно устанавливаются общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. Такая характеристика понятия и роли соглашения отражает взаимовлияние права и экономики, а также существенное воздействие материальных условий жизни общества на содержание норм трудового права.

В зависимости от числа сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними

Сторонами соглашения являются полномочные представители работников и работодателей (ч. 3 ст. 29 <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm>, ч. 2 ст. 33 <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm>, ст. 34 ТК РФ <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm>). Если заключается соглашение, в котором предусмотрено полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, то оно производится при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения (ч. 2 ст. 25 <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm> и ч. 3 ст. 45 ТК РФ <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm>).

Виды соглашений определены в ч. 1 ст. 45 ТК РФ <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm> в соответствии с уровнями социального партнерства, предусмотренными в ст. 26 ТК РФ <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm> с учетом сферы их действия, целевым назначением соответствующего вида соглашения и компетенцией сторон, участвующих в его заключении.

Соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Целевое назначение каждого из указанных видов соглашений определяется с учетом уровня социального партнерства и сферы их действия, а также компетенции сторон, участвующих в их заключении. Так, в Генеральном соглашении, заключаемом на федеральном уровне, межрегиональном, заключаемом на уровне двух и более субъектов РФ, региональном - на уровне субъектов РФ - устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на территории России. Данное соглашение всегда является трехсторонним. Особенности заключения данного соглашения устанавливаются Федеральным законом от 1 мая 1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

В отраслевом (межотраслевом) соглашении, которое может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях, устанавливаются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

Большое значение для дальнейшего совершенствования практики заключения отраслевых соглашений, а также повышения их юридической значимости имеет принятие Федерального закона от 27.11.02 № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей <http://www.kadrovik.ru/docs/fz27.11.02n156-fz.htm>", который предоставил право объединениям выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений.

В территориальном соглашении также устанавливаются общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы на территории соответствующего муниципального образования.

В последней части ст. 45 ТК РФ <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm> предусматривается возможность заключения сторонами и иных соглашений на любом уровне социального партнерства. В них получают отражение отдельные направления (вопросы) регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, круг которых определен в ст. 1 ТК РФ <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm>.

Часть 4 ст. 45 ТК РФ точно не устанавливает только на первый взгляд очевидную иерархию и компетенцию отдельных видов соглашений: генерального, межрегионального, регионального, отраслевого (межотраслевого), территориального и иных соглашений.

Считаю необходимым восполнить имеющийся пробел. До его восполнения, думаю, должна применяться ч. 6 ст. 48 ТК РФ: "В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников".

Кроме того, остается некоторая неточность относительно сторон соглашений. В этой связи также необходимо уточнить части 5-9 ст. 45 ТК РФ.

В соответствии со ст. 46 ТК РФ <http://www.kadrovik.ru/docs/tk30.12.01n197-fz.htm> содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Вместе с тем в настоящее время эта статья дополнена частью 2, в которой обращается внимание на возможность (полагаем, и необходимость) включения в соглашение взаимных обязательств сторон по регулированию важнейших условий труда: оплаты, охраны, режима труда и отдыха, развития социального партнерства и иных вопросов, определенных сторонами.

Количественные показатели социального партнерства - рост заключаемых соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, уровень охвата ими работников, объёмы социальных гарантий, предусмотренных соглашениями и прочие - из года в год демонстрируют хорошую динамику, но сейчас, когда ставятся новые задачи, необходимо уделять больше внимания новому качеству переговорного процесса.

Нынешняя модель социального партнерства, сложившаяся более 15 лет назад, т.е. в период шахтерских забастовок и всеобщей национальной проблемы невыплаты зарплаты и несоблюдения базовых трудовых гарантий, не отвечает новым задачам развития экономики страны. Проблемы 90-х годов, были успешно решены социальными партнерами. Сейчас, перед лицом новых вызовов современности и в свете тех масштабных задач, которые ставит глава государства, необходимо вывести переговорный процесс на качественно иной уровень - на уровень переговоров об отраслевых стандартах эффективной занятости и оплаты труда в сочетании с планами бизнеса по повышению производительности труда работников и конкурентоспособности российских компаний.

На новом витке развития экономических и социально-трудовых отношений соглашения социального партнерства и коллективные переговоры в целом, должны стать частью долгосрочных (стратегических) программ развития страны, регионов, отраслей и бизнес-стратегий российских компаний с единым вектором - повышение конкурентоспособности за счет эффективной занятости и роста производительности труда в глобальном масштабе.

В этой связи генеральной стратегией социального партнерства должно стать согласование конечных целей власти, бизнеса и гражданского общества в интересах устойчивого развития страны и повышения благосостояния граждан.

Несмотря на наличие целого комплекса правовых норм, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, законодательство о соглашениях по социально-трудовым вопросам нуждается в дальнейшем совершенствовании.

При этом основными направлениями совершенствования должно стать:

а) нормативное закрепление процедуры распространения действия генерального, межрегионального, регионального и территориального соглашений на всех работодателей, функционирующих на соответствующей территории, а также отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне;

б) дальнейшее повышение статуса трехсторонних и двусторонних комиссий на всех уровнях, нормативное закрепление их обязательного формирования не только при заключении генерального, но и всех других соглашений, а также коллективных договоров;

в) дальнейшее совершенствование законодательства об ответственности сторон социального партнерства, распространение норм об ответственности, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 5.27 - 5.34), не только на работодателей и их представителей, но и на представителей работников, занимающих штатные должности в профсоюзных органах, а также на должностных лиц, являющихся представителями исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, выступающих стороной в социально-партнерских отношениях.

На мой взгляд, необходимо дальнейшее расширение участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в регулировании социально-трудовых отношений и обеспечении гарантий прав работников, особенно в период финансового кризиса.

 




2020-03-17 254 Обсуждений (0)
Действие соглашений по социально-трудовым вопросам по кругу лиц 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Действие соглашений по социально-трудовым вопросам по кругу лиц

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)