Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды преступлений против экономических интересов государства



2020-03-17 242 Обсуждений (0)
Виды преступлений против экономических интересов государства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Среди преступлений против порядка осуществления экономических интересов государства можно выделить следующую группу преступлений:

)   контрабанда;

2) незаконный экспорт объектов экспортного контроля;

)   невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей;

)   уклонение от уплаты таможенных платежей.

Далее приведем краткую характеристику каждого из вышеперечисленных преступлений:

Контрабанда (ст.231 УК РБ) (от итальянского contrabando, от contra - против и bando - правительственный указ) - это тайный провоз или перенос товаров и ценностей через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.

Можно выделить два основных направления контрабанды:

ü Контрабанда как преступление против общественной безопасности, когда предметом незаконного перемещения через таможенную границу Республики Беларусь являются наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые и другие опасные вещества, вооружение, военная техника, оружие массового поражения и другие опасные вещества, средства или предметы;

ü Экономическая контрабанда как преступление против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, когда предметом незаконного перемещения через таможенную границу являются другие товары и предметы.

Общественная опасность контрабанды определяется тем, что данным деянием причиняется существенный ущерб внешнеэкономической деятельности, имеющей важное значение для развития экономики Беларуси. Кроме того, контрабанда может причинить большой ущерб общественной безопасности, нравственности населения, жизни и здоровью человека и иным правоохраняемым интересам при незаконном перемещении через таможенную границу предметов, запрещенных в гражданском обороте, например, наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих или взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов и т.п.

Под экономической контрабандой понимается перемещение в крупном размере через таможенную границу движимого имущества, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Экономическая контрабанда, как одно из опаснейших криминальных проявлений, известна во всех странах. В зависимости от уровня экономического развития того или иного государства и покупательской способности граждан незначительно могут различаться лишь объемы конкретного предмета контрабанды. Так, при высоком уровне экономического развития преобладает незаконный ввоз предметов роскоши и вывоз продуктов промышленного производства.

С одной стороны, как ни парадоксально, контрабанда позволяет удовлетворить потребности населения, занятого в этой деятельности, и потребителей, которые не могут вследствие ограниченной платежеспособности позволить приобретать товары по более высокой цене, ведь контрабандные товары всегда будут дешевле, чем те, которые ввезены официально.

С другой же стороны, очевидно, что контрабанда наносит существенный вред не только государству, но и субъектам предпринимательства, поскольку контрабандисты в условиях нечестной конкуренции всегда будут находиться в более выгодном экономическом положении.

Незаконный экспорт объектов экспортного контроля (ст.229 УК РБ) является сходным по своим мотивам (незаконный вывоз за пределы страны с целью экономического обогащения) и методам совершения с контрабандой. Однако, подразумевает под собой совершенно иное значение.

Суть преступления - незаконного экспорта объектов экспортного контроля, заключается в вывозе за пределы страны технологий, научно-технической информации и услуг, в том числе исключительных прав на них, которые заведомо могут быть использованы при разработке, производстве, эксплуатации и других действиях в сфере вооружения, военной техники, оружия массового поражения и с его доставкой.

Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного порядка внешнеэкономической деятельности в отношении товаров экспортного контроля. Методом экспортного контроля является, в частности, разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролирующими товарами, предусматривающий лицензирование или иную форму государственного регулирования.

Данное преступление является многообъектным. Нарушая существующий порядок внешнеэкономической деятельности с предметами, в отношении которых установлен экспортный контроль, оно не только посягает на национальные интересы государства в области внешнеторговой деятельности, но одновременно может являться посягательством на интересы обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности страны, а также поддержания всеобщего мира и безопасности. [1]

Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст.230 УК РБ) так же является не менее значимым преступлением, ущемляющим экономические интересы государства. Большинство государств сегодня рассматривают защиту своего культурного наследия как одно из наиболее приоритетных направлений культурной политики.

Культурные ценности обладают признаками уникальности, эталонности и невосполнимости. Представляя собой отражение духовного национального богатства, они имеют особое значение для интересов государства.

В соответствии с положениями Конституции нашего государства каждый имеет право на участие в культурной жизни, что обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.

Тем не менее, провозглашенная общедоступность отечественных культурных ценностей в определенной мере ограничена нахождением многих уникальных предметов белорусской культуры на территориях различных государств, зачастую на незаконных основаниях. [2]

Суть преступления, отнесенного законом к числу тяжких, заключается в невозвращении на территорию Республики Беларусь в установленный срок временно вывезенных за ее пределы культурных ценностей (предметов художественного, исторического и археологического достояния отечества и зарубежных стран).

Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей причиняет существенный вред экономическим интересам государства, поскольку такие ценности имеют высокую стоимость и, как было отмечено выше, являются историко-культурным наследием.

Проблема реституции культурных ценностей (лат. restitutio - возврат, возмещение) - одна из актуальных проблем современной юридической науки. Для Беларуси ее актуальность обусловлена необходимостью возвращения в страну утерянных в разное время культурных ценностей.



2020-03-17 242 Обсуждений (0)
Виды преступлений против экономических интересов государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды преступлений против экономических интересов государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)