Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.231 УК РБ).



2020-03-17 238 Обсуждений (0)
Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.231 УК РБ). 0.00 из 5.00 0 оценок




"Таможенные платежи и налоги занимают ведущее место в доходах всех стран мира. Вместе с тем проблема уголовно-правового обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей является одной из актуальных задач для любого государства. Результаты проведения внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности существенно влияют на бюджетную систему Республики Беларусь и ее наполняемость. Взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей является одним из средств таможенного регулирования товарообмена на таможенной территории конкретного государства. Поэтому одной из целей ст.231 Уголовного кодекса Республики Беларусь является охрана финансовых интересов государства" - отмечает кандидат экономических наук, Вадим Хилюта. [3]

Преступление представляет собой исключение элементов затрат на производство и реализацию продукции. Так как эти статьи и являют собой таможенную стоимость на момент прохождения товара через таможню, то таможенные платежи по данному товару будут ниже, чем положено.

В связи с этим уклонение от уплаты таможенных платежей в какой-то степени вполне схоже с уклонением от уплаты налогов, т.к. лицо стремится получить для себя выгоду - уклониться от уплаты обязательных платежей государству и тем самым сэкономить свой имущественный фонд. В результате совершения такого противоправного деяния государство терпит убыток, т.к. в бюджет не поступают определенные денежные суммы, которые должны были поступить от уплаты таможенных платежей. Особенность этого вида имущественного ущерба состоит в том, что виновный ничего не изымает у государства, не приумножает своего имущества, но неправомерно оставляет себе то, что должен был передать государственному бюджету в соответствии с обязанностями, возложенными на него законом.


Состав преступлений и ответственность

 

Контрабанда

 

Основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности, является Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007г. № 204-3 (далее ТК РБ). Посредством его происходит реализация таможенной политики государства и осуществляется таможенное регулирование внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов Республики Беларусь.

Таможенное регулирование - установление порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь (далее - таможенная граница), использования товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь либо вывозимых за ее пределы, в соответствии с таможенным режимом или таможенной процедурой, а также определение плательщиков и отдельных элементов обложения таможенных платежей и регламентация властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами (ст.2 ТК РБ).

Территория Республики Беларусь представляет собой сухопутную территорию государства, территориальные воды, а так же воздушное пространство над ними, и составляет единую таможенную территорию Республики Беларусь. Пределы таможенной территории являются таможенной границей.

Перемещение через таможенную границу - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозу с этой территории товаров и иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи. [4, с.22]

Одним из средств проведения в жизнь таможенной политики является государственный таможенный надзор - деятельность таможенных органов Республики Беларусь, направленная на обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами таможенного законодательства.

Государственный таможенный надзор осуществляется таможенными органами на всей таможенной территории Республики Беларусь и включает следующие таможенные операции:

·   таможенное оформление,

·   таможенный контроль,

·   взимание таможенных пошлин и сборов,

·   ведение таможенной статистики,

·   борьбу с контрабандой и административными таможенными правонарушениями.

Правомерность перемещения через таможенную границу товаров и иных предметов обеспечивается проведением таможенного контроля - совокупности мер, осуществляемых должностными лицами таможенного органа в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Беларусь о таможенном деле.

Формами таможенного контроля являются:

Ø проверка документов и сведений проверка документов и сведений в целях установления их подлинности и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления;

Ø таможенный осмотр товаров и транспортных средств - внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров;

Ø таможенный досмотр товаров и транспортных средств - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары;

Ø учет товаров и транспортных средств;

Ø проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

Ø осмотр территорий и помещений складов для целей таможенного контроля;

Ø таможенная ревизия - проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами;

Ø иные формы.

В обобщенном смысле контрабанда представляет собой незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов и средств идентификации, а равно покушение на такое перемещение (ст.8 ТК РБ).

В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть разделение квалификации контрабанды. Так, диспозиция ч.1 ст.228 УК гласит: "Перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием".

Диспозиция ч.2 ст.228 УК: "Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его составных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения

Таким образом, предметом контрабанды, подлежащей ответственности по части 1 статьи 228, являются товары и ценности в крупном размере, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Трудового кодекса под товарами в смысле статьи 228 следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую, иные виды энергии и транспортные средства. [5, c.584]

Существенное значение имеет примечание ст.228, а именно, что контрабанда в части первой статьи признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленной на день совершения преступления.

Для квалификации ч.2 ст.228 УК перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и иных предметов как противоправного действия, образующего состав контрабанды, достаточно, чтобы такое перемещение было осуществлено при наличии лишь одного из признаков этого преступления, перечисленных в данной статье. Иначе говоря, уголовная ответственность за контрабанду товаров, отнесенных ко второй группе, наступает независимо от их количества и стоимости.

Под признаками преступления по ч.2 ст.228 УК подразумевается наличие одного из запрещенных для вывоза за пределы Республики Беларусь товаров, перечисленных в ч.2 статьи. Список товаров, запрещенных и ограниченных к перемещению через таможенную границу государства утвержден Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16 сентября 2005 г. №64 "Об утверждении номенклатур товаров, запрещенных и ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь". Условием вывоза (ввоза) таких товаров (предметов) является, помимо постановления Правительства, наличие разрешения соответствующих республиканских министерств и ведомств.

Основным признаком контрабанды, характерным как для ч.1, так и для ч.2 ст.228 является перемещение через таможенную границу Республики Беларусь помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием перечисленных видов товаров.

Разберем методы незаконного перемещения товаров за государственную границу Республики Беларусь. К ним относится перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу Республики Беларусь:

v помимо таможенного контроля - это перемещение, которое осуществляется вне мест, определенных таможенными органами, или вне установленного времени таможенного оформления;

v с сокрытием от таможенного контроля - это перемещение с использованием тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров и ценностей, или товаров и иных предметов, которым придан вид других товаров либо предметов;

v с обманным использованием документов - этоперемещение, осуществляемое с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, документов: поддельных; недействительных; полученных незаконным путем; содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам или предметам;

v с обманным использованием средств таможенной идентификации (пломб, замков разового действия, печатей, контрольных лент и т.д.) - это такое перемещение, которое осуществляется с использованием поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам или предметам;

v сопряженное с недекларированием - этоперемещение, осуществляемое без заявления по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений о товарах и иных предметах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей;

v сопряженное с недостоверным декларированием - это перемещение, осуществляемое с заявлением недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического перемещения предмета контрабанды через таможенную границу. Действия лица, пытавшегося переместить предмет контрабанды через таможенную границу Республики Беларусь, пресеченные таможенными органами или в иных случаях не доведенные до конца по не зависящим от лица обстоятельствам, надлежит квалифицировать как покушение на контрабанду по статьям 14 и 228. [5, c.588]

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При расследовании дел и их судебном рассмотрении необходимо доказать наличие в действиях виновного прямого умысла на совершение преступления (лицо сознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления).

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста на день совершения противоправных действий.

К квалифицированным видам контрабанды относятся действия, предусмотренные ч.1 или ч.2 настоящей статьи, совершенные по предварительному сговору группой лиц, либо лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо совершенные с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Это имеет свое отражение в ч.3 ст.228 УК.

Контрабандой, совершенной по предварительному сговору группой лиц, считается контрабанда, в которой участвовали двое или более лиц, заранее договорившихся о совместном совершении преступления и принявших участие в его осуществлении в качестве непосредственных исполнителей.

Под лицом, ранее судимым за контрабанду, понимается как лицо, ранее осуждавшееся за контрабанду, если судимость за это преступление не погашена и не снята, так и лицо, ранее совершившее контрабанду, но не привлекавшееся за нее к уголовной ответственности, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Совершение контрабанды должностным лицом с использованием служебного положения предполагает действия со стороны должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением, в целях совершения контрабанды.

Под должностными лицами понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителя власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию.

Под применением насилия следует понимать совершение действий, повлекших причинение должностному лицу таможенного органа тяжких, либо менее тяжких, либо легких телесных повреждений, а также нанесение побоев.

Частью 4 ст.228 УК предусматривается уголовная ответственность за "действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой".

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно организовавшимися в устойчивую управляемую группу для совместного совершения преступной деятельности, а равно участником организованной группы во исполнение ее задания.

Уголовная ответственность за контрабанду является одним из многочисленных средств обеспечения экономической безопасности государства.

Уголовным кодексом предусмотрена следующая уголовная ответственность:

§ За преступления, квалифицирующимся по ч.1 ст.228 - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации. Контрабанда указанных товаров и ценностей не в крупном размере влечет административную ответственность в соответствии со статьями 193-6 - 193-9 КоАП РБ.

§ За преступления, квалифицирующиеся по ч.2 ст.228 - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

§ При квалификации преступления по ч.3 ст.228 назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

При этом:

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, влечет ответственность по части 3 статьи 228 и в силу части 1 примечаний к главе 35 не требует дополнительной квалификации по статье 424 "Злоупотребление властью или служебными полномочиями".

При совершении контрабанды, соединенной с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, выраженное в причинении ему тяжкого телесного повреждения при обстоятельствах, указанных в части 3 статьи 147, либо в убийстве такого лица действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений: по части 3 статьи 228 и соответственно по части 3 статьи 147 либо пункту 10 части 2 статьи 139.

§ Действия, предусмотренные ч.1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой, т.е. квалифицирующиеся по ч.4. ст.228 наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Действия лица, перемещающего через таможенную границу Республики Беларусь поддельную иностранную валюту, квалифицируются по-разному в зависимости от направленности умысла.

Так, лицо, по ошибке полагавшее, что оно перемещает через таможенную границу Республики Беларусь иностранную валюту в крупном размере, которая в действительности являлась фальшивой, подлежит ответственности за покушение на контрабанду. При осознании лицом факта перемещения через таможенную границу Республики Беларусь именно фальшивой иностранной валюты состав контрабанды в его действиях отсутствует. В этом случае при установлении признаков преступления, предусмотренного статьей 221, лицо следует привлекать к ответственности за изготовление, хранение или сбыт поддельных денег. [5, c.591]




2020-03-17 238 Обсуждений (0)
Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.231 УК РБ). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.231 УК РБ).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)