Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ресурсы конкурентоспособности региона



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Ресурсы конкурентоспособности региона 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Термин «конкуренция» часто понимается экономистами в различных смыслах. В настоящее время существует три трактовки конкуренции: поведенческая, структурная и функциональная. Поведенческая трактовка отражает борьбу за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей. Структурная трактовка предполагает анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него. Функциональная трактовка конкуренции характеризует соперничество старого с новым, с инновациями.

Конкуренция обязывает товар быть конкурентоспособным, а конкурентоспособность товара обусловливает саму конкуренцию. Существует диалектическая зависимость конкуренции от конкурентоспособности. Конкурентоспособность является базой для конкуренции. Само возникновение конкуренции ставит границы и предъявляет требования к конкурентоспособности товара или услуги.

Конкурентоспособность формируется на различных уровнях (товара или услуги, компании, отрасли, региона, страны). В связи с этим следует различать конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность определяется в сравнении с другими аналогичными объектами (часто лучшими).

В настоящее время особо обозначился феномен конкуренции между регионами. Это новое явление в отечественной экономике. Теперь регион выступает конкурентом по отношению к другим участникам рынка. В то же время государственное регулирование опирается на регион, как на пространство, в котором разворачивается конкуренция. Для совершенствования системы управления конкуренцией необходимо дать определение рыночной сущности региона.

Конкурентные ресурсы - это совокупность материальных и нематериальных элементов региона, которые обладают рыночной ценностью или способствуют повышению спроса на другие элементы региона и могут использоваться для создания конкурентного преимущества региона и достижения конкурентного успеха. Таким образом, все, что способствует привлечению внимания целевых потребителей к региону, может использоваться как конкурентный ресурсе.

Для региона устойчивость конкурентных преимуществ проистекает из следующих обстоятельств:

длительность жизненного цикла ценности (допустим, выработка месторождения составляет 50 лет);

устойчивость к изменениям внешней среды, понижающим ценность конкурентного преимущества региона (например, обладание нефтяным месторождением не является, устойчивым преимуществом, так как связано с изменением мировых цен на нефть);

устойчивость к разрушению преимущества за счет копирования ценности конкурентами.

Поэтому задача установления устойчивости конкурентного преимущества заключается, в формировании особой уникальности, ценности, не поддающейся копированию. Существует две основные концепции устойчивого конкурентного преимущества - концепция защищенного позиционирования на рынке и концепция, уникальной ресурсной базы. Согласно первой устойчивое преимущество заключается в выборе и удержании рыночной ниши, сосредоточении усилий на определенном узком виде деятельности» Это вряд ли можно рекомендовать для всех регионов, однако вполне может быть использовано отдельными регионами и городами. Согласно концепции уникальной ресурсной базы устойчивые конкурентные преимущества обеспечиваются некопируемыми внутренними ресурсами. Этот подход представляется весьма продуктивным для более широкого круга регионов.

Однако, по нашему мнению, формировать источники конкурентных преимуществ, обеспечивающие устойчивый экономический рост региона и повышение уровня и качества жизни населения возможно в современном мире только на инновационной основе, используя инвестиции для повышение отдачи от имеющихся региональных ресурсов. И здесь важную роль играют инновации для эффективного использования простых и создания специализированных факторов конкуренции (по Портеру). Инвестиции должны обеспечивать региону глобальную конкуренцию на основе инноваций и новых технологий, обеспечивая его устойчивое развитие.

Критерий конкурентоспособности не может носить универсального характера. Целый ряд отечественных производств, учитывая особенность условий России, например, климатические издержки, относительно высокий социальный пакет, большое, транспортное плечо, особые проблемы национальной безопасности - изначально оказывается в проигрышном положении. Поэтому целесообразно исходить из принципа относительности, а не абсолютности критерия конкурентоспособности. Это означает ориентацию на мировую конкурентоспособность конкретного перечня производств, которые уже готовы или постепенно смогут конкурировать на мировом уровне. Производства, которые имеют принципиально иные, худшие позиции по сравнению с мировыми аналогами, но важные для устойчивого и безопасного развития страны, должны оцениваться по эффективности в сравнении с конкурентами из числа отечественных производителей.

Сегодня уже устоялось представление о том, что вследствие Неустойчивости конъюнктуры мирового рынка развитие только сырьевого сектора не может дать желаемых результатов развития экономики России. Дальнейшее развитие получат космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика, потребление природного газа будет расти с ростом использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя. Произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Прогресс в технологиях переработки информации системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой глобализацию экономики и формирование единого мирового рынка товаров, услуг, капитала, труда.

Основные факторы, которые, будут определять положение стран в глобальной конкуренции в 21-м веке, включают развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада, способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность, развитие науки, образования и здоровья населения, возможности информационной среды и раскрытия созидательных, творческих способностей каждого человека, высокое качество жизни.

Анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в России свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Россия заметно отстает от развитых стран.

Перевод экономики России на инновационный путь развития невозможен без активизации политики в сфере вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Цель политики в этой сфере - повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов страны и создаваемых научно-технических результатов в интересах построения экономики, ориентированной на знания.

Сегодня только 2 % от созданной интеллектуальной собственности находится в обороте. Необходимо принять меры, связанные с определением порядка и условий закрепления перехода прав Российской: Федерации на объекты интеллектуальной собственности на основании контрактов, учитывающих интересы автора-разработчика, исполнителей и государственного заказчика, и разработать экономические стимулы, обеспечивающие баланс интересов всех участников правоотношений при вовлечении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. Это позволит существенным образом изменить ситуацию и обеспечить наличие, в обороте 12-15 % созданной интеллектуальной собственности.

Надо указать, что основными конкурентными преимуществами российской экономики сегодня являются:

Относительно высокий (по ряду причин, выходящих за рамки нашего обсуждения, с тенденцией к падению) образовательный уровень населения;

Восприимчивость работающими гражданами новых знаний;

Развитая сеть университетов, академических институтов и других государственных научных организаций;

Научно-технические заделы в ряде областей, определяющих развитие мировой экономики. Это позволяет бизнесу расширять свое участие в становлении и развитии высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств;

Наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов.

Целенаправленное использование этих преимуществ должно способствовать созданию конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг, обеспечить рациональное соотношение специализации и универсализации российской экономики на мировом рынке. В этой связи создание системы генерации фундаментальных и прикладных знаний, дополненной мерами стимулирования деловой активности, в рамках которой могут быть выявлены и реализованы проекты и программы создания конкурентоспособных товаров и услуг на базе конкурентных преимуществах, сегодня является, по-видимому, основной целью инновационной политики государства.

Основная задача инновационной деятельности в научно - технической и производственной сферах - повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг. Этот процесс должен сопровождаться переводом экономики на инновационный путь развития, использованием передовых производственных технологий прорывного типа.

В стране уже сложились серьезная основа для переориентации приоритетов общества, государства и бизнеса на активизацию инновационной деятельности. Прежде всего, это связано с массовым приходом на внутренний рынок зарубежной продукции, что существенно изменило стандарты потребительского спроса. Ценовая конкурентоспособность товаров и услуг российских предприятий сегодня уже не являются достаточным условием сохранения их позиций даже на внутреннем рынке. Кроме того, вовлечение России в процессы глобализации, предстоящее присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) не оставляют отечественным компаниям надежд на сохранение существенных защитных и преференциальных мер поддержки, позволяющих существовать вне международной конкуренции. Это заставляет бизнес активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения специфических конкурентных преимуществ в рамках глобальной конкуренции. А неоднозначные прогнозы развития сырьевых секторов российской экономики в контексте развития мировой экономики стимулируют повышение интереса и приток ресурсов в высокотехнологические отрасли. За счет признания необходимости стимулирования государством структурных изменений, улучшение правовой базы инновационной деятельности происходит общее улучшение инвестиционного климата в России.

Наличие указанных предпосылок дает основание полагать, что рационально построенная стратегия стимулирования, инновационной деятельности на государственном уровне позволит эффективно использовать конкурентные преимущества, связанные с образовательным и научно - техническим потенциалом для обеспечения конкурентоспособности несырьевых секторов российской экономики.

Анализ тенденций развития науки и технологий в стране и за рубежом показывает, что перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно - технической сферы от фундаментальных, исследований до производства наукоемкой продукции и выхода с ней на мировой рынок. Процесс реформирования можно разбить условно на три основные элемента:

. организация научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых российская наука занимает лидирующие позиции в мире;

. создание национальной инновационной системы, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию, знаний;

. модернизация промышленности на основе инноваций.

Организация работы по скоординированному развитию этих элементов требует выявления препятствий реализации имеющихся у России конкурентных преимуществ и выбора соответствующего инструментария развития, как на федеральном, так и на региональном уровне государственной власти и управления.

В настоящее время в российской экономике существует ряд принципиальных барьеров, мешающих кардинальному повышению инновационной активности через реализацию интеллектуального потенциала страны. Эти барьеры препятствуют развитию всех элементов, находящихся в сфере действия инновационной политики.

Несмотря на достигнутые в последние годы успехи в создании национальной инновационной системы, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), ее становление требует еще существенных усилий. Отметим, что мировой опыт показывает бесперспективность ужесточения административного регулирования в вопросе закрепления и передачи прав на результаты научно-технической деятельности, полученных за счет государственных средств. Опыт США, Англии и других развитых странах показывает, что активное вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, за счет либерализации этой сферы деятельности и максимальном закреплении прав за организацией - исполнителем весьма продуктивно. До 1980 года правительство США оставляло за собой права владения на все изобретения, связанные с инвестициями в исследования и разработки. Традиционная патентная политика в этой области требовала, чтобы правительство сохраняло права на любую интеллектуальную собственность, получаемую в ходе финансируемых из федерального бюджета исследований. Коммерциализация же этой собственности предполагала выдачу промышленности только неисключительных лицензий. В основе данной политики лежала теория, что любые экономические выгоды от исследований и разработок; финансируемых из федерального бюджета, должны в интересах налогоплательщиков в основном доставаться правительству. Однако в действительности, эта политика абсолютно препятствовала любым стремлениям к продвижению финансируемых правительством изобретений на рынок. Практически все открытия, сделанные в ходе таких исследований, оказывались на полке и просто собирали пыль. Например, в 1980 году правительство США финансировало 60 % академических исследований и владело к этому времени 28 000 патентов, но лишь 4 % из них были лицензированы промышленностью. После принятия Bayh-Dole Act of 1980 и закона о технологических инновациях Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980, количество патентов увеличилось в 10 раз. Эти законодательные акты были направлены на активизацию коммерциализации результатов научных исследований и разработок, достигнутых при поддержке федерального правительства. Буквально через 2-3 года после принятия законов университетами было создано 2200 фирм для коммерциализации научно-технических результатов. Вместо поглощения финансовых средств университеты и лаборатории стали генерировать их для американской экономики, создав 260 тыс рабочих мест. Ежегодно 40-50 млрд. долларов вливается в бюджет США за счет оборота интеллектуальной собственности.

Надо добавить, что любая позиция, кроме либеральной, будет ставить в неравные условия российских и зарубежных разработчиков технологий, создавать преференции иностранным исследователям и превращать российских разработчиков в интеллектуальных доноров. Именно по этим причинам конкурентоспособная продукция и услуги российских разработчиков и производителей появляются зачастую в составе соответствующей продукции транснациональных корпораций с экономическим выигрышем за пределами Россини.

Сегодня основное препятствие развитию российской промышленности ее технологическая и организационная отсталость. Это обуславливает низкую производительность труда и потерю значительной части внутреннего рынка сбыта при неясных перспективах на внешних рынках. Такая ситуация провоцирует чрезмерно высокие инвестиционные риски в обрабатывающих отраслях, что снижает инвестиционную привлекательность, этого сектора экономики и тормозит масштабный инновационный процесс.

Существовавшая в советское время модель взаимоотношений научно-технических организаций с государством предусматривала 100% финансирование затрат по содержанию научно-технических организаций, включение в государственный план основной тематики исследований и разработок. Модель была организационно отработана и ориентировала на выполнение соответствующих заданий. Сейчас научно-технические организации получили высокую степень свободы в области НИОКР их тематики, в осуществлении структурных изменений, изменения штатного расписания, ставок, окладов и надбавок. Но эта свобода оплачена; лишением стабильного финансирования из государственного бюджета.

Перед государством сегодня стоит задача максимального снижения инвестиционных рисков через стимулирование эффективных институциональных и технологических преобразований промышленных предприятий, содействию интеграции промышленных компаний с предприятиями и организациями исследовательского профиля, стимулирование развития корпоративной науки и разработок, устранение организационной и технологической разобщенности оборонного и гражданского секторов промышленности.

Для регионального управления необходимы решения, которые обеспечат:

снижение затрат за счет повышения точности планирования бюджета;

усиление прозрачности в контроле за исполнением бюджета и за распределением всех ресурсов;

усиление ориентированности на потребности граждан и улучшение качества их обслуживания;

- повышение производительности и эффективности в управлений регионом.

эффективное управление силовыми подразделениями.

Можно выделить основные препятствия инновационной активности предприятий, в какой-то мере действующие и на уровне всего региона:

неразвитость системного механизма технического регулирования и стимулирования инноваций;

уровень менеджмента на большинстве промышленных предприятий, не соответствующий запросам экономикой, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация и непрозрачность компаний.

малый масштаб и эффективность системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов промышленности.

Для устранение этих препятствий повышению инновационной активности, использования конкурентных преимуществ страны, связанных с ее интеллектуальным потенциалом, требуется реализации комплекса правовых и организационно-экономических мер (включая налоговую, амортизационную, антимонопольную, таможенно-тарифную и внешнеэкономическую политику и пресечение недобросовестной конкуренции и др., направленных на стимулирование инновационной активности производителей высокотехнологичной продукции и услуг в регионах, более широкое внедрение в производство наукоёмких технологий.

Страны с разными моделями экономики использовали различные механизмы стимулирования внедрения инноваций в регионах. В социалистической модели централизованного управления, например, имелись успехи по продвижению новшеств с использованием комплексных межотраслевых программ, системы договорных отношений с ведущими министерствами. Особенно это сказалось на развитии оборонных производств и продвижении технологий для ядерной, авиакосмической, металлургической промышленности и т.п. Смена экономической модели развития России потребовала изменений в организации инновационной деятельности в стране и в регионах, поскольку меняются собственность, тип субъектов производителей и потребителей инноваций, сам механизм распространения инноваций.

Таким образом, развитие инфраструктуры, на наш взгляд, закладывает прочную основу конкурентоспособности региона. Для выявления назревающих инноваций необходим доступ к всевозможной информации, знаниям, новым товарам, новым рынкам и т.д. Только лишь совершенствование технологий не дает принципиальных инноваций. Как известно, прорывным технологиям присуще отсутствие технологической преемственности. Именно инфраструктура позволяет обеспечить доступ к информации и способствует возникновению идей и новых организационных возможностей и тем самым увеличивает конкурентоспособность региона.

 



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Ресурсы конкурентоспособности региона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ресурсы конкурентоспособности региона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)