Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Полномочия органов региональной власти по развитию конкурентоспособности региона



2020-03-17 268 Обсуждений (0)
Полномочия органов региональной власти по развитию конкурентоспособности региона 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Региональная экономическая политика - органическая часть общей социально-экономической политики государства, объединяющего территориальные структурно-технологические, экономические и социальные интересы субъектов Федерации. Всемерное использование благоприятных и ограничение действия негативных факторов и условий для достижения указанных интересов и стратегических задач государственной социально-экономической политики - основная причина необходимости создания механизма осуществления региональной экономической политики.

Основными целями региональной экономической политики являются:

обеспечение экономического единства Российского государства, сохранение его целостности при широких полномочиях субъектов Российской Федерации в регулировании социально-экономического развития на их территории, рациональное сочетание интересов регионов с интересами Федерации и предпринимательской деятельностью граждан;

содействие формированию во всех регионах многоукладной рыночной экономики, всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для развития и углубления экономической реформы;

формирование рациональной территориальной структуры экономики, углубление территориального разделения труда, развитие конкурентоспособных направлений специализации хозяйства и экономических связей регионов на едином экономическом пространстве Российской Федерации;

создание территориального комплекса хозяйств и уровней самообеспеченности потребностей региональных рынков за счет местного производства товаров, инвестиционных и трудовых ресурсов, расширение использования прогрессивных форм территориальной организации производства и размещения населения;

повсеместное повышение уровня и качества жизни населения, преодоление чрезмерных региональных различий в уровне социально-экономического развития, обеспечение равных возможностей для развития экономики и социальной сферы.

Основу единства экономического пространства страны, наряду с общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, других институциональных структур, составляют территориальное разделение труда и производственная специализация хозяйства регионов Российской Федерации, определяющие их взаимную заинтересованность в экономической интеграции.

В новых условиях рациональная специализация хозяйства регионов становится важнейшим фактором формирования общероссийского и региональных рынков товаров, труда и капитала. Развитие и углубление производственной специализации хозяйства регионов, экономической интеграции российских территорий являются обязательным условием укрепления социально-экономических основ единства Российской Федерации, сохранения ее целостности и обеспечения экономической безопасности России.

Переход к рыночным отношениям и преобразования в государственном устройстве сопровождаются существенным изменением значения отдельных факторов, определяющих рациональное размещение производств и необходимость соответствующих изменений в сложившейся специализации хозяйства регионов.

Существенно возрастает влияние территориальной дифференциации природно-ресурсных и социальных факторов. Особенно велики изменения, произошедшие под влиянием топливно-энергетического и транспортного факторов, определяющих новую географию региональных товарных потоков и производств.

Появилась необходимость учитывать новые факторы и условия: платежеспособный спрос, конкурентоспособность производства, изменение геополитического положения, открытость российской экономики, рентные отношения, экономический риск, политическую стабильность и др.

В условиях рыночного хозяйствования существенно меняются критерии рациональности размещения производств и специализации регионов. Отдельные направления производственной специализации регионов и определяемые ими хозяйственные связи в новых условиях являются нерациональными и от них приходится отказываться. Вместе с тем предстоит восстановить нарушенные, но остающиеся взаимовыгодными экономические связи между регионами и государствами СНГ, определить новые связи, рациональные в современных условиях и на перспективу.

Совершенствование территориального разделения труда и развитие специализации регионов связаны с необходимостью:

рационализации территориально-организационной и институциональной структуры страны, повышения инфраструктурной обеспеченности процессов межрегиональной интеграции;

модернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов на принципах экономики постиндустриального типа;

пересмотра размещения энергоемких производств;

упорядочения специализации производства сельскохозяйственной продукции;

освоения новых месторождений полезных ископаемых и их глубокой переработки.

В укреплении экономического единства России, ее экономической независимости особое место отводится:

восстановлению экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей предприятий России и зарубежья, особенно ближнего, включенных в единые производственно-технологические циклы;

привлечению ресурсов заинтересованных стран к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах;

участию российских предприятий и инвесторов в совместном развитии производств, в поставках продукции которых заинтересована российская экономика;

привлечению инвестиций регионов России и иностранных государств, заинтересованных во включении общероссийской инфраструктуры в систему мировых коммуникаций;

формированию межрегиональных и транснациональных промышленно-финансовых групп и союзов на базе совместной собственности.

В достижении гармонии федеральных и региональных интересов большое значение имеет справедливое распределение поступлений от использования природно-ресурсного потенциала между бюджетами всех уровней, принимая во внимание ведущую роль субъектов Федерации в распоряжении природными ресурсами на их территории одновременно общероссийское значение рационального использования природных ресурсов стратегической значимости.

Содействие государства в повышении эффективности специализации регионов в территориальном разделении труда, модернизация материально-технической базы межрайонных экономических связей, активное участие в решении крупных межрегиональных социально-экономических проблем создадут условия, при которых регионы, реализуя свои экономические интересы, будут одновременно заинтересованы в укреплении партнерских начал в отношениях с федеральными органами, в достижении лучших экономических результатов в масштабе страны, укреплении ее позиций в мире.

Исходя из принципа равенства возможностей социально-экономического развития и исключения опасности социальной и национальной напряженности между субъектами Российской Федерации следует для каждого региона установить нормативное значение минимальной бюджетной обеспеченности и размеров прямой федеральной помощи.

По мере расширения инвестиционных возможностей создадутся условия для образования целевого фонда регионального развития, средства которого, наряду с дотациями и субвенциями, будут направляться субъектам Федерации, минуя посредников, через Российский банк регионального развития, который призван стать важным инструментом укрепления федеративных принципов российской государственности.

Для придания нового качества российскому федерализму необходимо создать благоприятную социально-экономическую среду, характеризующуюся:

наличием выгодных условий для инвестиционной и производственной деятельности, включая их эффективное законодательно-правовое регулирование и защиту;

возможность использования агломерационного эффекта, образующегося за счет комплексного развития хозяйства регионов и обеспечивающего снижение затрат на производство, хранение и сбыт товаров;

достаточным для обеспечения нормальной экономической деятельности развитием рыночной инфраструктуры и производственных систем жизнеобеспечения;

надежными выходами на региональные и мировые товарные рынки;

наличием земельных участков, пригодных для размещения новых объектов производственной и непроизводственной сферы и их компактных группировок.

Для обеспечения целостности российского государства и его экономического пространства федеральные органы должны:

гарантировать свободное и равноправное развитие всех форм собственности;

ориентировать прогнозами и программами свои регионы и хозяйствующие субъекты на интенсивные направления экономического роста, предупреждать возникновение негативных последствий стихийного действия рыночных механизмов на региональное развитие;

поддерживать экономическое развитие территорий с неблагоприятными условиями для жизни людей и реабилитацию районов, подвергшихся радиационным катастрофам и стихийным бедствиям.

В настоящее время внешнеэкономический фактор оказывает все большее влияние на развитие социально-экономических процессов как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее субъектах.

При этом внешнеэкономическая политика субъектов Федерации осуществляется на следующих принципах:

право субъектов РФ в рамках указанного федерального закона принимать свои нормативные акты и положения, которые учитывают местные условия и экономические интересы регионов;

возможность участия в распределении доходов от внешнеэкономической деятельности с учетом реального вклада региона в ту или иную отрасль, которая имеет выход на внешний рынок;

право субъектов РФ предоставлять дополнительные (помимо федеральных) финансовые гарантии зарегистрированным на их территории участникам внешнеэкономической деятельности, включая предприятия с иностранными инвестициями. При этом федеральные власти не отвечают по дополнительным гарантиям субъектов РФ. Кроме того, льготы субъектам Федерации не должны противоречить международным обязательствам России.

В области внешнеэкономической деятельности сложились следующие направления федеральных и региональных властей:

координация внешнеэкономических связей субъектов РФ (местные администрации, с одной стороны, федеральные парламентские и исполнительные органы власти - с другой);

выполнение международных договоров России в области торгово-экономического сотрудничества (прежде всего как реализация на региональном уровне);

информационное и консультационное обеспечение внешнеэкономической деятельности;

получение, использование и пополнение кредитов и ссуд под гарантии субъектов РФ;

определение порядка инвестирования зарубежных средств;

формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеэкономической деятельности.

Вместе с тем на субъекты РФ в области внешнеэкономической деятельности возложены и важные, ответственные обязанности. Это - совершенствование структуры экономики региона (путем участия в реализации общефедеральных и региональных программ); кредитование и страхование экспортных сделок регионального значения; налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества с зарубежными государствами. Кроме того, регионы могут взять на себя организацию сбытовой и информационной структуры внешнеэкономической деятельности (как совместно с федеральными властями, так и самостоятельно), а также создание условий для ее осуществления и непосредственную организацию экспортно-импортных сделок, удовлетворяющих потребности региона.

Всесторонняя активизация внешнеэкономической деятельности в регионах позволяет полнее использовать местные ресурсы и условия для достижения целей социально-экономического развития. Существенную роль здесь призваны сыграть региональные программы внешнеэкономической деятельности, особенно в области экспорта, которые должны опираться на реальные возможности региона и исходить из его объективного интереса во внешнеторговых связях.

В этих рамках целесообразно сформулировать на региональном уровне систему мер поощрения внешнеэкономической деятельности в зависимости от конкретного вклада внешнеэкономических операций не только в доходную часть регионального и федерального бюджетов, но и в реализацию долгосрочных целей социально-экономического развития региона как составной части Российской Федерации. Здесь во многих случаях серьезным недостатком является отсутствие системного подхода. Так, недостаточная проработанность именно регионального аспекта в применяемых сегодня методах внешнеэкономического регулирования наносит особый ущерб, в частности, делу привлечения иностранных инвестиций.

Сегодня совершенствование федеративных отношений связывается с проблемой нахождения взаимовыгодного баланса общегосударственного и регионального интересов в социально-экономическом развитии Российской Федерации и ее субъектов. Это в полной мере касается и такой важной области хозяйственной деятельности, как внешнеэкономические связи.

Субъекты Федерации, получив значительные полномочия и самостоятельность в установлении внешнеэкономических связей и привлечении зарубежных капиталов для финансирования инвестиционных проектов, осуществляют как бы свое «коллективное» внедрение в общую систему внешнеэкономической деятельности Российского государства. При этом в условиях федеративного государства, каковым является Российская Федерация, объективный интерес страны в целом во внешнеэкономической сфере не может не слагаться из суммы аналогичных интересов регионов - субъектов Федерации. Поэтому представляется, что в той степени, в какой внешнеэкономический сектор национальной экономики влияет на достижение экономической стабилизации и обеспечение устойчивого хозяйственного роста в рамках России, в такой же степени успешное осуществление внешнеэкономической деятельности на уровне конкретного региона способно самым активным образом влиять на его стабильное и эффективное развитие.

С точки зрения действующего законодательства, все субъекты Федерации пользуются равными правами при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Но на самом деле в период 1990-х гг. в условиях отсутствия федеральной промышленной политики и продолжавшейся деградации реального сектора экономики складывалась иная картина. Поскольку в российском экспорте росла доля топливно-сырьевых товаров, полуфабрикатов и продукции первого передела, то объективно в привилегированном положении оказывались те регионы, на территории которых находились основные запасы сырья, годного к реализации хотя бы по бросовым ценам, а также отдельные предприятия перерабатывающего комплекса (например, металлургические, причем только те из них, которые специализировались на производстве наиболее простых и дешевых видов чугуна, стали, проката и т. п.).

Отсутствовала также эффективная концепция внешнего заимствования регионов, является неотъемлемой частью экономических прав субъектов любого федеративного государства. Единичные случаи регионального заимствования, осуществлявшегося «по особому разрешению» Центра, носили ярко выраженный отпечаток субъективного, никакими правовыми нормами не регламентируемого подхода исполнительной власти к отдельным субъектам Федерации. Однако они могли заканчиваться и весьма плачевно как для регионального, так и для федерального бюджетов, поскольку в крайне неблагоприятных условиях вели к увеличению внешнего долга.

При этом региональные власти даже этих привилегированных, то есть относительно благополучных в экономическом отношении субъектов Федерации, вынужденные в изменившейся ситуации всеми возможными путями латать прорехи в бюджетах руководимых ими территорий, начинали спешно размещать местные займы, что называется, по факту получения средств из-за рубежа, иными словами - тратили эти средства на покупку региональных облигаций. Именно на это уходила в рассматриваемый период значительная часть и без того скромных иностранных инвестиций, поступающих в регионы. Ясно, что говорить в этих случаях о какой-либо стратегии развития, предполагающей эффективное использование получаемых средств как с точки зрения региональных, так и общегосударственных позиций, не приходилось.

Сегодня, когда проблема выплаты российского внешнего долга обостряется, особо важным представляется обеспечение общегосударственных интересов в процессе проведения субъектами хозяйствования на территории регионов внешнеэкономических операций (будь то внешняя торговля или другие формы внешнеэкономических связей). Это предполагает как минимум ненанесение Российской Федерации ущерба в виде увеличения долгового бремени, а как максимум - повышение общеэкономической эффективности в результате успешно проведенных операций.

Безусловно, важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является расширение иностранного инвестирования в экономику региона. Думается, не правы те авторы и специалисты, которые безоговорочно выступают за максимально возможное привлечение иностранного капитала для нужд регионов, ограничиваясь при обосновании своих предложений принципом: лишь бы привлечь ресурсы, а там не важно, где и как их использовать. Учитывая обострение проблемы выплаты Россией внешнего долга, подобный подход весьма деструктивней.

Вряд ли кто-либо сомневается в том, что широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику могло бы способствовать решению таких задач, как обновление технической и технологической производственной базы страны, модернизация производства; освоение невостребованного научно-технического потенциала России, в том числе в секторах ВПК; расширение и диверсификация экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств в отдельных отраслях; освоение передовых форм и методов организации производства и опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательской деятельности; развитие инфраструктуры, транспортной сети и средств связи; привлечение капиталовложений в регионы, имеющие избыток рабочей силы, а также в отдаленные районы с богатыми природными ресурсами; продвижение российских товаров и технологий на внешние рынки посредством специальных форм участия иностранного капитала.

При этом мировой опыт показывает, что именно прямые иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами привлечения зарубежных финансовых ресурсов.

Во-первых, они служат источником средств, необходимых для вложения в производство товаров и услуг, а также в разработку новых технологий, «ноу-хау», передовых методов управления и маркетинга, то есть в наиболее передовые сферы реального сектора национальной (или региональной) экономики.

Во-вторых, инвестиции, в отличие от займов и кредитов, не ложатся дополнительным бременем на внешний долг, а наоборот -способствуют получению средств для его погашения.

В-третьих, прямые инвестиции обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировое хозяйство на основе производственной и научной кооперации.

Принимая меры к расширению притока иностранного капитала, следует думать об определенных путях по его регулированию, прежде всего в интересах национальной безопасности, так как последствия привлечения иностранных инвестиций могут быть неоднозначны. С одной стороны, привлечение иностранных государственных кредитов смягчает последствия экономического кризиса, замедляет падение жизненного уровня и рост безработицы, но с другой стороны, приходится помнить, что задолженность иностранным государствам не есть благо для России, т.к. приходится не только погашать долг, но и платить немалые проценты.

Однако следует заметить, что импорт продовольствия и потребительских товаров не прекращается, а это делает Россию зависимой от поставок такой продукции и от экспортных кредитов стран-поставщиков. Поэтому государственная политика по привлечению иностранного капитала должна исходить из задач обеспечения экономической безопасности.

Обеспечение самой экономической безопасности должно осуществляться посредством сохранения и приумножения экономического потенциала страны и в то же время не перекрывать приток иностранного капитала в российскую экономику. При этом необходимо привлекать иностранные инвестиции селективно, в зависимости от конкретных задач, стоящих перед страной.

В целом многие российские регионы как составные части федеративного государства обладают рядом привлекательных особенностей для внешних вкладчиков. Среди этих особенностей -прежде всего весьма емкий внутренний рынок; богатые запасы природных ресурсов; относительно квалифицированная и дешевая рабочая сила; значительный научно-технический потенциал и наличие неиспользуемых производственных мощностей.

В то же время инвестиционный климат ряда российских регионов характеризуется политической нестабильностью, выражающейся порой в межрегиональных конфликтах; общим кризисным состоянием экономики, характерными для многих субъектов Федерации; значительными пока еще темпами инфляции и одновременно реальным сужением емкости внутреннего рынка.

Серьезным тормозом улучшения инвестиционного климата продолжает оставаться практическая невозможность получения долгосрочных кредитов внутри страны, слабая развитость финансовой системы (в частности финансового рынка), а также изношенность производственной и транспортной инфраструктуры, связи, складского хозяйства, жилья, недостаточная развитость сферы бытовых услуг и др.

К этим обстоятельствам, изменение которых требует времени и целенаправленных усилий, добавляются непоследовательность политики в области привлечения иностранных инвестиций и неупорядоченность законодательных и нормативных актов по этим вопросам, неоднократные изменения налогового и таможенного режимов.

Все это не может не порождать недовольство со стороны потенциальных иностранных инвесторов. Отрицательно сказывается бюрократизм, вымогательства чиновников, коррупция, принуждение к незаконной деловой практике предприятий, привлекающих иностранные инвестиции, рэкет, отсутствие личной безопасности бизнесменов.

Таким образом, для кардинального изменения ситуации в стране необходимы меры социально-экономического и политического характера в рамках всей Российской Федерации. В то же время и на региональном уровне возможно проведение мероприятий, повышающих привлекательность региона увеличение его конкурентоспособности, с учетом общероссийских социально-экономических и политических интересов. Дальнейшее развитие инвестиционного климата в регионах предполагает совершенствование правовой, а также страховой базы при осуществлении инвестиций. К примеру, для смягчения рисков вложения иностранных инвестиций в экономику того или иного российского региона можно было бы подумать о создании международных страховых компаний, в активах которых участвовали бы региональные основные фонды, а возможно - и природные ресурсы. Правда, для этого необходимы изменения в федеральном законодательстве и дальнейшее разграничение экономических полномочий между Центром и регионами. Думается, что подобные изменения принесут выгоду и народному хозяйству региона, и Российской Федерации в целом при реализации их на основе взвешенного всесторонне проработанного подхода.

 




2020-03-17 268 Обсуждений (0)
Полномочия органов региональной власти по развитию конкурентоспособности региона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Полномочия органов региональной власти по развитию конкурентоспособности региона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)