Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система государственного и регионального управления развития конкурентоспособности региона



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Система государственного и регионального управления развития конкурентоспособности региона 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Процессы федерализации России, природные и хозяйственные различия между субъектами РФ предопределяют поиск оптимального варианта разграничения прав и ответственности между федеральным Центром и регионами. Усиленное экономическое развитие субъектов РФ возможно лишь при активной государственной политике, учитывающей специфику каждого из них. Новейшая история России подтвердила это достаточно трагичным образом. Необходимо ясно представлять себе, что в равной степени неприемлемы ни чрезмерный централизм, неспособный учесть многообразие местных условий, проблем и традиций, ни местничество, грубо игнорирующее общенациональные интересы.

Главными функциями федерального Центра в сфере регулирования экономики является создание единого экономического пространства на основе единства системы управления, денежной, бюджетной и налоговой политики. Регионы в такой ситуации должны применять свою достаточно гибкую тактику экономического развития в рамках установленного правового поля с соблюдением общегосударственных интересов и без нанесения прямого и косвенного ущерба другим регионам.

Известно, что в современной России в условиях кризиса хозяйствующие субъекты принимают вполне самостоятельные решения исходя из своих интересов и в рамках установленных для них правил. Вместе с тем с органов государственной власти субъектов РФ не снимается обязанность регулирования экономического развития территории с помощью имеющихся рычагов воздействия. Это в полной мере и в первую очередь касается вопросов рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, поддержки малого предпринимательства и т.д.

В пределах своей компетенции органы государственной власти субъектов РФ предоставляют предприятиям независимо от формы собственности заказы на коммерческой основе, льготы по уплате в местный бюджет, по тарифам за пользование электрической и тепловой энергией, по арендной плате и др.

Разграничение предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, включая возможность проведения ими активной политики экономического развития, были зафиксированы Федеративным Договором в 1992 г. и подтверждены конституцией РФ, принятой в 1993 г. При этом компетенция указанных органов в сфере экономики распределяется следующим образом.

К ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации относятся:

управление федеральной государственной собственностью;

федеральные государственные программы экономического развития;

финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;

денежная эмиссия;

ценовая политика;

деятельность федеральных экономических служб, включая Банк России;

государственный статистический и бухгалтерский учет;

оборонное производство и связанные с ним отношения;

правовое регулирование интеллектуальной собственности;

внешнеэкономические связи Российской Федерации;

арбитражно-процессуальное законодательство;

прокурорский надзор.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

защита экономических прав и свобод, обеспечение экономической безопасности;

владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

установление общих принципов налогообложения и сборов;

координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Принятие Конституции Российской Федерации создало правовое поле для равенства субъектов Федерации между собой и во взаимоотношениях с Центром.

Предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов РФ отражаются в договорах между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и, как правило, включают соглашения по:

управлению государственной собственностью;

управлению территориальными внебюджетными фондами;

структурным преобразованиям в экономике;

целевым инвестиционным программам;

залоговому фонду драгоценных металлов и драгоценных камней;

инвестиционному фонду;

фонду конверсии и реконструкции;

созданию свободных экономических зон;

управлению природными, земельными и лесными ресурсами и охраной окружающей среды;

государственному регулированию и координации деятельности предприятий оборонной промышленности в освоении гражданской продукции и товаров народного потребления, а также формированию и финансированию госзаказа по ним;

развитию топливно-энергетического комплекса, проведению политики энергосбережения и государственному регулированию тарифов на тепловую и электрическую энергию;

развитию производства сельскохозяйственной продукции в отраслях агропромышленного комплекса;

региональным и межрегиональным программам внешнеторговой деятельности, привлечению иностранных инвестиций;

долевому финансированию важнейших научно-исследовательских работ через управление Федерального казначейства;

разработке и выполнению целевых федеральных программ по обеспечению законности, охране собственности, общественного порядка и борьбе с преступностью;

финансовой помощи из федерального бюджета на основании ежегодных соглашений с Минфином Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в настоящее время региональная экономическая политика играет особую роль в строительстве новой России. Во-первых, от ее взвешенности и социальной направленности зависят экономическое поведение регионов, развитие взаимовыгодного сотрудничества, стремление к добровольному объединению, то есть, по существу, успех формирования сильного федеративного демократического государства. Во-вторых, от ее обоснованности зависят полнота и эффективность использования разнообразных природно-экономических и социально-исторических условий регионов, что является важнейшим фактором выхода экономики страны из кризиса и осуществления структурной перестройки. В-третьих, правильная региональная экономическая политика является необходимым условием повышения уровня и качества жизни в каждом регионе, создания нормальных жизненных условий для населения всех регионов, включая и слаборазвитые в экономическом отношении. В-четвертых, региональная политика во многом предопределяет успех экономических реформ, так как без учета региональных особенностей в такой стране, как Россия, они обречены на неудачу.

Объективные основы региональной экономической политики складываются под воздействием географических и исторических факторов, весьма инерционной территориальной структуры хозяйства, сформировавшейся в советский период, а также изменений в экономике регионов, происшедших в результате перестройки общественных отношений и экономического кризиса.

В наследство от советского периода нам досталась чрезмерная концентрация многих производств, гигантские предприятия, наличие крупнейших промышленных центров даже в районах, мало пригодных для жизни человека. В результате - монополизм суперзаводов, создание моногородов, само существование которых целиком зависит от одного-двух предприятий; узкая специализация регионов, резко усилившая их зависимость от развития конкретных видов производств и межрегиональных поставок самой необходимой продукции; сращивание социальной инфраструктуры с производственными предприятиями; хроническая незанятость в ряде слаборазвитых регионов и избыточное население в регионах с экстремальными условиями жизни обусловили обширные зоны экологического бедствия, критическое состояние малых городов. Все это не только усложняет социально-экономическую ситуацию регионах, но и делает необходимой переоценку сложившегося размещения производительных сил и разработку новой стратегии территориального развития России. Ее формирование требует прежде всего учета сильнейшего воздействия, оказываемого процессами, вызванными реформами последних лет.

Распад Советского Союза привел к свертыванию экономических связей между бывшими союзными республиками, что явилось одним из сильнейших факторов спада производства.

Ликвидация командной экономики и переход к экономике преимущественно рыночного типа в условиях неоднородности экономического пространства России сопровождались большими трудностями, обусловили негативные явления в районах с высокой концентрацией производств, ставших в рыночных условиях нерентабельными, а также в районах, удаленных от основных экономических центров и потерявших рынок сбыта (или поставки) из-за резко возросших транспортных тарифов. Кризисные ситуации возникли также в регионах, лишившихся средств, выделяемых ранее из бюджета, на капитальное строительство и дотирование производства. В связи с либерализацией цен появились серьезные ценовые перекосы, что привело к еще большему увеличению межрегиональных различий в экономическом развитии и уровне жизни.

Либерализация внешнеэкономической деятельности оказалась выгодной регионам - экспортерам продукции, пользующейся устойчивым спросом, но поставила в тяжелое положение регионы, специализирующиеся на производствах, не выдерживающих конкуренции с импортируемой продукцией или сильно зависящих от импортного сырья.

Разделение предметов ведения, функций и полномочий в экономической сфере между федеральными органами власти и субъектами Федерации проходит очень болезненно и далеко не завершено, что крайне мешает формированию единого экономического пространства России.

Экономический кризис, проявляющийся в спаде производства и сокращении инвестиций, безработице, инфляции, снижении реальных доходов и резком расслоении общества, носит всеобщий характер, но имеет значительные региональные особенности.

Все эти процессы, переплетаясь, охватывают в той или иной степени каждый регион России. В настоящее время большая часть субъектов Федерации являются проблемными регионами. Очевидно, что ориентируясь только на единые для страны подходы, нельзя решать специфические проблемы регионов, а следовательно и добиться прогрессивных сдвигов в экономике всей страны.

Инфляция, спад производства весьма больно ударили по слаборазвитым регионам, не обладающим диверсифицированной экономикой. В результате еще больше увеличился разрыв в уровнях индустриального развития между республиками, краями и областями.

Недостаточность государственного регулирования на региональном уровне прослеживается и в решении социальных проблем. Главные среди них - усиливающиеся территориальные различия в жизнеобеспеченности населения, рост безработицы, включая ее скрытые составляющие, снижение уровня воспроизводства населения, нарастание волны вынужденной миграции, криминализация экономических и политических структур.

В основе растущей поляризации регионов по уровню жизни населения лежат значительные различия в темпах роста денежных доходов, розничных цен и тарифов, их несогласованность между собой в пределах одной территории. Наметившееся в стране общее сближение темпов роста денежных доходов и розничных цен реализуется с большими региональными различиями. Ценовой фактор оказывает существенной влияние и на величину прожиточного минимума.

Особенность проблемных регионов заключается в том, что они не в состоянии самостоятельно выйти из бедственного положения в короткие сроки, даже в случае максимального использования имеющегося на их территории экономического потенциала.

Депрессивные районы имеют достаточно мощный экономический потенциал, но характеризуются глубоким устойчивым спадом промышленного производства, имеющим серьезные и долговременные причины. В большинстве это индустриальные области Северо-Западного района, Центра, Поволжья, Урала и юга Сибири, специализированные на машиностроении и оборонной промышленности, оставшиеся без государственного заказа и инвестиционного обеспечения. Между тем данные регионы имеют кадровый, производственный, инновационный и инфраструктурный потенциал для переструктуризации экономики и выхода ее на конкурентоспособный уровень. Наиболее развитые из них должны стать опорными районами в создании экономики постиндустриального типа. Но для ускорения этого процесса необходима государственная поддержка. Особенно большая помощь требуется городам, экономическую базу которых составляют 1-2 промышленных предприятия.

Особое место в региональной политике России всегда отводилось регионам Крайнего Севера. Не является исключением и современный период. Сегодня к традиционным проблемам этих регионов добавились трудно решаемые проблемы своевременного обеспечения продовольствием, топливом и другими видами продукции, а также переселение избыточного населения в среднюю и южную полосы России. Остается актуальной задача создания условий для возрождения малочисленных народов Севера.

Таким образом, различного рода региональные проблемы характерны практически для всей территории России. Их учет является обязательным требованием для выработки новой стратегии территориального развития конкурентоспособности региона, что требует регионализации проводимых реформ, предопределяет довольно значительный объем централизованных инвестиций и межрегионального перераспределения бюджетных средств. Региональная экономическая политика самым непосредственным образом воздействует на политическую, экономическую и социальную сферы российской жизни.



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Система государственного и регионального управления развития конкурентоспособности региона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система государственного и регионального управления развития конкурентоспособности региона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)