Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ финансовой ситуации в некоторых странах ЕС



2020-03-17 197 Обсуждений (0)
Анализ финансовой ситуации в некоторых странах ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Еще при создании еврозоны немцы, судя по всему, были не готовы финансировать неконкурентоспособных греков и прочие страны периферии, поэтому ограничились Маастрихтскими требованиями к бюджетной стабильности, которые сами в дальнейшем не соблюдали. В результате периферию все равно финансировали, но через банковский сектор. И проблема нарастала, возможно, потому, что в кризис страны ядра будут спасать периферию. Отсюда и низкие ставки для стран периферии. И вот кризис и многочисленные попытки загасить проблему, не решая ее, которые заводят в кризис еще дальше.

Греки не любят и не хотят работать и, похоже, их претензии к ЕС и МВФ сводятся к тому, что те их недостаточно финансируют. [12 с. 38]

Выход из долгового кризиса продлится годы, считают известные американские экономисты Кеннет Рогофф, Кармен и Винсент Рейнхарт. В своей работе Debt Overhangs: Past and Present (Перегрузка долгами: Прошлое и Настоящее), опубликованной в апреле 2012 года, они проанализировали, как развивалась экономика стран, отягощенных высокими долгами.

Они выделили 26 эпизодов в истории развитых стран с 1800 года, когда государственный долг превышал 90% ВВП минимум пять лет подряд. То есть нашли в прошлом аналоги ситуации, в которой мировая экономика находится с конца 2007 года. Из 26 долговых кризисов 20 продолжались более десятилетия.

Порог долга 90% ВВП, по исследованию Рогоффа и Рейнхарт, критический. За ним годовой темп роста ВВП развитых стран снижается на 1,2% процентных пункта - до 2,2% в год. Страны с уровнем долга ниже 90% ВВП росли в среднем на 3,5% в год. Этот эффект наблюдается и на развивающихся рынках, причем они сильнее реагируют на чрезмерную долговую нагрузку. Превышение уровня долга 90% ВВП здесь ведет к падению роста ВВП с 4,2% до 1%.

На рисунке 1 показан реальный средний рост ВВП стран, в соотношении с процентным исчислением государственной задолженности к ВВП, с 1946 года по 2009 год.

Откуда берутся эти долги? Ключевым фактором их возникновения в прошлом были войны. Например, во время Наполеоновских войн государственный долг Великобритании достигал 260% ВВП, во время первой мировой - 180% ВВП, после второй мировой - 248%. Происхождение нынешних долгов - следствие борьбы государств за социальные блага своих граждан, вылившейся в рост социальных расходов и необходимость покрывать дефицит бюджетов. Выходит, по силе воздействия на экономику эта политика сопоставима с ведением масштабных боевых действий. [8 с. 73-74 форбс]


Рис.1. ВЛИЯНИЕ ГОСДОЛГА НА РОСТ ВВП

ИСТОЧНИК: GROWTH IN A TIME OF DEBT (РОСТ ДОЛГА ВО ВРЕМЕНИ), CARMEN REINHART, KENNETH ROGOFF, 2010 ГОД

 

В конечном счете, Греции, да и другим странам Южной Европы нужны не отсрочки выплат по кредитам, а экономические стимулы роста. Нужно более сложное решение, чем реструктуризации и бюджетная дисциплина.

Одним из вариантов решения проблемы ЕС может быть предложенная Банком Англии еще в 1990 году, при обсуждении европейского валютного союза, схема двухвалютного режима.

Страны еврозоны могут договориться, о праве членов вводить локальную валюту для внутренних расчетов, курс которой не будет привязан к евро. Для всех членов союза и субъектов их экономик сохранится обязательство вести в евро все расчеты с внешними рынками. А все внутренние расчеты и выплаты, в том числе социальные, будут вестись в локальной валюте.

ЕЦБ сохранит права эмиссии евро, и в ближайшее время будет проводить мягкую монетарную политику, удерживая курс на уровнях, сохраняющих конкурентоспособность экспорта Германии и предотвращая дефолт по внешним обязательствам стран PIIGS (Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании).

Страны Южной Европы смогут увеличивать государственные расходы и снижать налоги одновременно - за счет эмиссии локальной валюты. Появится высокая локальная инфляция (а значит, стимул покупать), снизится стоимость рабочей силы, вырастет конкурентоспособность. При такой политике и финансовой помощи ЕЦБ вдоль Средиземного моря может начаться промышленный бум. Он будет поддерживаться выгодным географическим положением (близость к портам, экономически выгодный климат) и возможностью обеспечить приток внешней рабочей силы (стремление к эмиграции в Европу только растет).

Подобная схема позволила бы сбалансировать интересы стран еврозоны, ведь в сохранении статус-кво сегодня заинтересованы все участники вместе, но никто - по отдельности. Она могла бы стать универсальным механизмом решения внутренних проблем союза на будущее. При этом страны, поправившие свое состояние, могли бы впоследствии отказываться от локальной валюты.

Но между идеями и практикой стоят политические и бюрократические интересы. У политиков еврозоны в руках есть средства и методы как для продолжения движения к катастрофе валюты и мировой рецессии, когда нефть рухнет до $55-60 за баррель, а ВВП еврозоны - на 2%, так и для мягкого выхода их кризиса и перехода к сбалансированному росту. [9 с. 53]

Странам PIIGS можно было бы привести в пример Эстонию, т.к. она считается одним из самых успешных примеров образования фискальной политики и развития малых экономик. Однако размеры страны не позволяют этого сделать в полном объеме т.к. территориально страны PIIGS превосходят Эстонию.

Во времена кризиса, Эстония пережила самый умеренный спад, по сравнению с остальными странами Балтии, после чего она быстро восстановилась и присоединилась к Европейскому валютному союзу.

Эстония является самой маленькой из трех стран Балтии, однако ее экономика считается одной из самых успешных малых экономик в Европе. Она находится в числе лучших как в индексе экономической свободы, так и в оценке бизнес среды. Среди «новых» стран-участниц ЕС она стала третей (после Словакии и Словении), которая ввела евровалюту. Согласно методике Всемирного банка, Эстония считается одной из состоятельных, а не развивающихся стран. В 2010 году Эстония была присоединена к OECD.

В годы стремительного роста - со времени вступления в ЕС в 2004 году, до начала глобального кризиса в 2008 году - Эстония вела сравнительно консервативную бюджетную политику, формируя свой бюджет с избытком. Эти накопления позволили стране пережить годы кризиса, не используя помощь институциональных кредиторов, хотя в 2009 году ВВП Эстонии уменьшился на 14%. Подобно остальным странам Балтии кризис задел Эстонию особенно тяжело. Хотя страна пережила резкий экономический спад в 2008 и 2009 году, ей удалось выбраться из рецессии. В 2011 году ВВП Эстонии вырос на 7,6% и был самым стремительным в ЕС. Сначала оздоровление экономики, в основном стимулировал рост экспорта, но на данный момент экспорт стабилизировался, и аналитики больше не прогнозируют его высокий рост - в основном из-за проблем глобальной экономики. Однако внутреннее потребление в стране также было неожиданно высоким. Хотя уровень безработицы в Эстонии остается сравнительно высоким и составляет 10,4%, он довольно резко понизился, также значительно выросла продуктивность и вместе с тем и конкурентоспособность на рынках экспорта.

Литовская газета LETA/ELTA сообщает, что 28.03.2013 года в Вильнюсе встретились министры финансов трех Балтийских стран. После завершения встречи министр финансов Литвы Р.Шаджюс сказал газете «Считаю стремление ввести евро-правильным. Поскольку плюсов его введения очень много, а, как верно заметил министр финансов Эстонии Юрген Лиги, минусы связаны в основном с эмоциями людей. После введения евро мы станем более заметны для инвесторов. Балтийские страны должны стараться привлечь как можно больше инвестиций, поскольку внутреннего капитала для развития нашей экономики недостаточно».

Эстония находится на высокой позиции в таблице экономической свободы и это признание экономической политики Эстонии.

По мнению председателя парламентской комиссии по делам Европейского Союза Арто Ааса, то, что Эстония во всемирной таблице экономической свободы теперь занимает тринадцатое место (ранее было 16 место) - это мировое признание либеральной экономической политики, проводимой правительством. Именно это курс обеспечит быстрый экономический рост, а, соответственно, и рост благосостояния жителей Эстонии.

«Придерживаясь свободной экономики, страны создают лучшие условия для предпринимательства. Эстония и дальше должна подниматься выше и выше в таблице экономической свободы, так как налоговая нагрузка снижается и снижается, а государственный бюджет движется к балансу», - сказал Аас.

Арто Аас подчеркнул, что Эстония могла бы стать страной с самой свободной экономикой в Европе. «Швейцария, Дания и Ирландия от нас очень близко, при этом наше преимущество - быстрый выход из кризиса. Благодаря этому, мы можем сконцентрироваться на развитии экономической среды, а не делать работу над ошибками прошлого. Безусловно, чтобы заслужить первое место, необходимо продолжать либеральные реформы и проводить строжайшую фискальную политику».

«Эстония достигла уникальной позиции, которую нельзя потерять «благодаря» популистским решениям» - сказал он.

По состоянию на 31 декабря 2009 года объем прямых инвестиций в Эстонию составил 176,3 миллиарда крон (11,3 млрд. евро), при этом доля стран ЕС составила 87,6%. Эстония инвестировала за рубеж 70,9 миллиарда крон (4,5 млрд. евро), из них 88% в страны ЕС.

С рядом стран заключены дополнительные к действующему законодательству ЕС договоры, что помогает предотвратить двойное налогообложение. Законодательство Эстонии ставит в одинаковые условия как отечественных, так и зарубежных инвесторов. С рядом стран заключены соглашения о защите инвестиций. В ПРИЛОЖЕНИИ 1 приведены данные по прямым инвестициям как зарубежных стран в Эстонию, так и инвестиции Эстонии в зарубежные страны.

Консервативная фискальная и финансовая политика создала предпосылки для успешного перехода на евро.

Модель либеральной экономики, умеренные налоги и правовые гарантии являются главными факторами стремительного экономического роста Эстонии. С 2000 года рост ВВП составил 6%, в 2007 году - 7,6%. Всемирный экономический кризис понизил уровень экономики до 3,6%, а в 2009- 14,1%.

Экономический кризис возник в связи с уменьшением экспорта и внутреннего спроса, однако по прогнозам Министерства финансов в 2010 году ожидается рост в 1% и тогда ожидаемый экономический рост за 2011 год составит 4%.

В ПРИЛОЖЕНИИ 2 приведены основные партнеры Эстонии и основные статьи экспорта и импорта в 2009 году.

Эстония зарекомендовала себя в качестве конкурентоспособного и эффективного транзитного как сухопутного, так и морского узла в регионе Балтийского моря. У Эстонии тесные транспортные и телекоммуникационные связи со всеми странами региона. Соединения ADSL всех телекоммуникационных фирм доступны на территории всей страны, за парковку автомобиля можно заплатить при помощи мобильного телефона, использование ID карт в качестве проездных билетов и многие другие IT-инновации создали хорошие условия для ведения предпринимательской деятельности в регионе Балтийского моря с центром в Эстонии.

Экономическая политика Эстонии уже долгие годы основывается на принципах, зафиксированных в Конституции страны, согласно которым все инвесторы и предприниматели имеют равные условия, вне зависимости от их страны происхождения, в области административных процедур, в сфере налоговой политики и т.п. Такой подход привёл к следующим результатам: «В докладе Всемирного банка «Заниматься бизнесом в 2010 году» (Doing Business in 2010), который оценивает предпринимательскую среду в различных странах, Эстония среди 183 государств и территорий находится на 24-ом месте. На основании различных индикаторов, включенных в соответствующий индекс, из всех стран ЕС выше Эстонии оказались Великобритания (5 место), Дания (6 место), Ирландия (7 место), Финляндия (16 место), Швеция (18 место) и Бельгия (22 место)».

Индекс конкурентоспособности (World Economic Forum Current Competitiveness Index), составленный Всемирным экономическим форумом на 2009-2010 год, отводит Эстонии 35 место из 133 стран. Все данные были тщательно обработаны Всемирным Экономическим форумом. По данным исследования, в пятёрку самых конкурентоспособных стран мира вошли Швейцария, США, Сингапур, Швеция и Дания.

Международная антикоррупционная ассоциация Transparency International ставит Эстонию наравне с Кипром и Словенией на 27 место из прочих 180 стран.

Главы государств, увеличивая социальные расходы, часто заимствуют для этих целей, хотя было бы разумнее провести сокращения расходов в определенных отраслях. Часто бывает, что какие-то отрасли чрезмерно субсидируются государством, хотя эта отрасль не приносит необходимых результатов и реальных нужд, в развитии, и соответственно, в субсидировании этой отрасли, нет.

Необходимо балансировать бюджет с потребностями, но также необходимо создавать резерв на чрезвычайные случаи, т.к. мировая экономика нестабильна и очень часто случаются форс-мажоры.

Отсрочки по кредитам не в состоянии дать желаемого эффекта (стабилизации госдолга и снижение бюджетного дефицита), вариант предложенный Англией в 1990 году может помочь стране выйти из кризиса, но все зависит от политиков (в повышении доверия у населения) и населения. Ведь население повышает ВВП страны, а не политики, но существует такое препятствие как привыкание. В странах, где когда-то люди получали высокие заработные платы и при этом практически ничего не делали, вряд ли согласятся работать и получать меньше, чем было раньше, поэтому начнутся протесты, а они в свою очередь снижают прибыли компаний и соответственно ВВП страны.

Однако если предложенный Англией вариант и будет применен то, после того как все стабилизируется и в странах начнется промышленный бум то, эти страны не захотят отказываться от локальной валюты. Так как после этого отказа цены и рабочая сила подорожают, привлекательность снизится и со временем это приведет к тому же результату, который можно наблюдать сейчас.

Некоторые страны могли бы посмотреть на страны, у которых получилось выйти из кризиса без применения значительных займов. Каждая страна смогла бы, что-то перенять для своей экономики. В некоторых странах имеется огромное преимущество, по сравнению с Эстонией, однако Эстония гораздо успешнее этих стран, и они могли бы поучиться у нее.

Эстония очень зависит от общемировой конъюнктуры т.к. благосостояние страны растет от экспорта и инвестиций, а также в Эстонии отсутствуют полезные ископаемые, такие как нефть и газ, которые могли бы приносить Эстонии огромные доходы. Однако, несмотря на все это она очень успешная страна и все это благодаря проводимой либеральной экономики, фискальной и финансовой политики.

 



2020-03-17 197 Обсуждений (0)
Анализ финансовой ситуации в некоторых странах ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ финансовой ситуации в некоторых странах ЕС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)