Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Унификация правовых норм по усыновлению в международном частном праве



2020-03-17 345 Обсуждений (0)
Унификация правовых норм по усыновлению в международном частном праве 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исходя из того, что усыновление (удочерение) в юридической литературе определяется как «юридический акт, в силу которого между ребенком (усыновленным) и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, существующие между родителями и детьми»[46], то «иностранное», или «международное», усыновление предполагает наличие юридической связи данного правоотношения с несколькими правопорядками. То есть усыновитель (усыновители) и усыновляемый должны быть иностранцами по отношению друг к другу, либо факт усыновления должен иметь место за границей в соответствии с правопорядком иностранного государства.

Усыновление детей гражданами других государств стало масштабным после окончания Второй мировой войны, когда множество детей оказались оторванными от своих семей, а иногда и от своей родины. Ни одно государство в то время не имело специального законодательства, регулирующего иностранное усыновление, вследствие чего его процедура зачастую осуществлялась стихийно, с массой нарушений как моральных, так и правовых норм[47].

С течением времени в различных странах стали появляться первые специальные акты об усыновлении. Наиболее общей тенденцией в развитии международного частного права в области иностранного усыновления стало судебное производство соответствующих дел[48]. Вопросы, связанные с усыновлением, получили свое отражение как в масштабе двустороннего сотрудничества между различными государствами, так и на региональном и всемирном уровне.

В 1965 году была принята Гаагская конвенция «О юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении», которую ни СССР, ни впоследствии РФ не ратифицировали. Согласно ее положениям государства, органы которых обладают юрисдикцией, применяют свое внутреннее законодательство к условиям, регулирующим усыновление.

Должно учитываться любое положение о запрещении усыновления, содержащееся в национальном законе усыновителя (усыновителей), если применение такого запрещения предусмотрено законодательством государства гражданства усыновителей при ратификации Конвенции; в отношении вопроса о согласии на усыновление лиц, не являющихся членами семьи усыновителя, применяется закон гражданства ребенка.

В целях предотвращения коммерческой деятельности, связанной с иностранным усыновлением, и пресечения противоправных действий по похищению детей 25 октября 1980 года в Гааге была заключена Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей, в которой участвуют Франция, Канада, Швейцария, США, Испания, Польша, Греция, Израиль, Грузия, Туркменистан и т.д. Россия в данной Конвенции не участвует[49].

Согласно ее положениям обеспечивается немедленное возвращение детей, незаконно перемещенных или удерживаемых в одном из государств-участников. Вопрос о том, имело ли место незаконное перемещение или удержание ребенка решается в судебном или административном органе запрашиваемого государства.

Единственным основанием для оставления ребенка является представление доказательств о том, что, несмотря на незаконное перемещение, условия проживания на территории иностранного государства являются благоприятными, а возвращение ребенка может быть сопряжено с физической или психологической травмой для него.

20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, подписанная и ратифицированная СССР (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года). Статья 1 Конвенции установила, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Что касается усыновления, то государства-участники:

а) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями;

б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью граждан внутри страны, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

г) принимают все необходимые меры для того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицам;

д) заключают двусторонние и многосторонние договоренности или соглашения по вопросам усыновления.

Одним из немногочисленных многосторонних международно-правовых документов, специально регламентирующих международное усыновление, является Гаагская конвенция от 29 мая 1993 года «О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления», сменившая ранее принятую Конвенцию о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении 1965 года. Россия подписала данную Конвенцию 07 сентября 2000 года. Но до настоящего времени она так и не вступила в силу для Российской Федерации.

Для того чтобы упорядочить процесс усыновления и подбора детей, Конвенция предложила ратифицирующим ее государствам создать центральный государственный орган, который следил бы за соблюдением положений Конвенции, а также специальные институты, занимающиеся этим вопросом, - агентства по устройству детей в семьи частных лиц, прошедшие аккредитацию.

Центральные органы должны принимать все соответствующие меры для того, чтобы облегчать, соблюдать и ускорять процедуру усыновления; содействовать развитию консультирования по вопросам усыновления и услуг после осуществления усыновления в своих государствах; обеспечивать друг друга общими оценочными докладами об опыте иностранного усыновления.

Существует ряд актов, в которых с той или иной степенью детализации затрагиваются вопросы усыновления: Декларация прав ребенка 1959 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. и др.

В своей основе эти документы имеют отличный от документов международного частного права характер, но все же их стоит упомянуть применительно к затронутому предмету, так как они провозглашают право детей на особую заботу и помощь, а также признают, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, и что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие.

Что касается регионального правового сотрудничества в сфере усыновления, то оно выражается в функционировании многосторонних и двусторонних договоров, регламентирующих оказание правовой помощи.

Основным актом по этому вопросу в рамках СНГ является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 года. Согласно ее положениям усыновление (его отмена) осуществляется по законодательству страны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, если внутренним законодательством страны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное.

Если ребенок усыновляется супругами, из которых один является гражданином одного государства, а второй - гражданином другого государства, то усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обоих государств.

По делам об усыновлении или его отмене компетентно учреждение страны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, а в случае, если супруги – усыновители являются гражданами разных государств, компетентно учреждение той страны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание.

Кроме вышеназванной конвенции Россия заключила ряд двусторонних договоров, касающихся правовой помощи по гражданским и семейным делам со многими государствами мира, в том числе и со странами СНГ. Международными соглашениями РФ в частности установлены следующие правила.

Граждане участвующих в договорах государств пользуются на территории других государств такой же правовой защитой, что и их собственные граждане. Они имеют право беспрепятственно обращаться в суды и иные учреждения, к компетенции которых относится рассмотрение гражданских и семейных дел, предъявлять иски, заявлять ходатайства, совершать иные процессуальные действия, предусмотренные национальным законодательством и международными договорами[50].

Усыновление или его отмена производится по закону страны, гражданином которой является усыновитель. При этом если усыновляемый является гражданином другого государства, требуется согласие его законного представителя или компетентного государственного органа (в некоторых случаях согласие самого ребенка).

 

3.2 Коллизионные вопросы в области международного усыновления детей

 

Материально-правовые нормы семейного права различных государств очень разнообразны, что порождает на практике возникновение коллизий при решении различных вопросов, связанных с правоотношениями с иностранным элементом. Существенное влияние на регулирование семейных отношений оказывают национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции.

В большинстве стран определяющим при решении коллизионных вопросов усыновления является личный закон усыновителя или усыновляемого (или тот и другой законы). Например, французская практика склоняется к личному закону усыновляемого. Вводный закон к Германскому Гражданскому Уложению (ст. 22) исходит, с некоторыми ограничениями, из закона гражданства усыновителя.

СК РФ 1996 года отходит от строго территориального принципа, характерного для предшествующего советского семейного законодательства, на основе которого к семейным отношениям с участием иностранных граждан на территории государства применялось, как правило, наше законодательство. В СК РФ практически во всех коллизионных нормах предусмотрены отсылки, допускающие применение не только российского, но и иностранного права в зависимости от гражданства участника семейного отношения или от его места жительства (в России или за границей). В некоторых случаях допускается выбор подлежащего применению права самими сторонами.

Объясняется это тем обстоятельством, что на практике в прошлом жесткое применение к любым семейным отношениям российского законодательства стало противоречить интересам самих участников отношений, в частности, российских граждан за границей. Так, неприменение иностранного права привело к тому, что в тех государствах, где определяющим признается закон гражданства супруга, соответствующие акты российских учреждений (например, о заключении брака) не признавались.

Таким образом, можно выделить следующие виды коллизионных привязок, которые встречаются в коллизионных нормах Семейного кодекса РФ и применяются к отношениям по усыновлению:

1) lex domicilii – закон места жительства лица (т.е. применению подлежит закон государства, на территории которого лицо имеет место жительства);

2) lex nationalis – закон гражданства лица (т.е. применению подлежит закон государства, гражданином которого является лицо).

Иностранные граждане или лица без гражданства могут усыновлять детей, являющихся как российскими гражданами, так и иностранными, проживающими на территории России.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на усыновление их родственникам (независимо от гражданства и места жительства этих родственников) либо на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ.

Так, Курганский областной суд решением от 29 ноября 2002 г. отказал в удовлетворении заявления об усыновлении (удочерении) детей (брата и сестры) гражданами США. Суд пришел к выводу, что установленные законодательными нормами условия передачи детей на усыновление иностранным гражданам не соблюдены: дети не были предложены к усыновлению их родственниками – деду и сестре их матери, что в судебном заседании органы опеки не отрицали; будучи привлеченной к участию в деле, кровная мать детей возражала в отношении усыновления ее детей иностранными гражданами в связи с намерением восстановиться в родительских правах, с решением этого вопроса задержалась по причине рождения у нее 9 декабря 2000 г. сына[51].

Гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами ее территории, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, они передаются на усыновление только по истечении 6 месяцев с даты поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения.

Усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории РФ иностранцами российского ребенка производится, согласно ст.165 СК РФ, в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (а при усыновлении ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления.

Суд, в целях установления содержания норм иностранного права, может обратиться за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции РФ и в другие компетентные органы РФ либо привлечь экспертов – специалистов в области иностранного права.

Иностранные усыновители вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм права государства, гражданином которого они являются, и иным образом содействовать суду в установлении содержания норм иностранного семейного права. Если, несмотря на предпринятые меры, содержание норм иностранного права не установлено, то применяется российское законодательство, то есть соответствующее положение СК РФ.

Нормы иностранного права не применяются, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае также будет применяться законодательство РФ.

Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства о требованиях к усыновлению (в отношении возраста, материального положения и т.п.) призвано обеспечить в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, поскольку обычно усыновитель – иностранец увозит ребенка в свою страну[52].

 Одновременно должны быть соблюдены требования российского законодательства, предъявляемые: к порядку усыновления ребенка; к учету детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей; к лицам, которые не могут быть усыновителями; к разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком; к детям, в отношении которых допускается усыновление.

Так, решением Тверского областного суда от 16 февраля 2004 года супругам – гражданам Испании – было отказано в удовлетворении заявления об усыновлении ребенка. Суд пришел к такому выводу из-за отсутствия медицинского заключения о состоянии здоровья супругов, полученного в установленном Министерством здравоохранения РФ порядке и по определенной форме.

Также обязательными являются нормы СК РФ, предусматривающие: получение согласия родителей ребенка на его усыновление либо усыновление ребенка без согласия его родителей; согласие самого ребенка на усыновление; согласие супруга усыновителя на усыновление; согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, на их усыновление.

Так, Санкт-Петербургский городской суд вынес решение об удочерении супругами США дагестанской девочки Айзанаш, которая была временно помещена матерью, родившей ее вне брака, имеющей высшее педагогическое образование и еще двух детей и находящейся в тяжелых материальных условиях, в дом ребенка г. Санкт-Петербурга, о чем мать указала в заявлении. Она сообщила администрации, что выезжает из города, но обязуется в дальнейшем забрать дочь из дома ребенка. В нарушение ст.130 СК РФ судья вынес решение об удочерении ребенка без согласия матери, которая узнала о состоявшемся удочерении только тогда, когда судья уведомил ее о вынесенном решении телеграммой[53].

При усыновлении российского ребенка иностранными гражданами он сохраняет гражданство Российской Федерации. Российское гражданство может быть прекращено по заявлению усыновителей при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Права и обязанности усыновителей и усыновленных (приравнены по статусу к кровным родственникам) определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. В противном случае права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок.

Иностранные граждане или лицами без гражданства, состоящие в браке с гражданами РФ, усыновляют детей – граждан России в порядке, установленном для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей – граждан России производится органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральным органом исполнительной власти. Соответствующий орган исполнительной власти так же предоставляет кандидатам информацию о детях, которых можно усыновить.

В 10-дневный срок с момента подачи кандидатами заявления о желании усыновить конкретного ребенка орган исполнительной власти субъекта РФ должен обратиться в Министерство образования и науки РФ с письменным запросом о подтверждении того, что ребенок находится на централизованном учете. В запросе обязательно указываются данные ребенка и кандидатов в усыновители, страна их проживания, а также наименование и адрес компетентной организации, подготовившей заключение на кандидатов в усыновители и взявшей на себя обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка.

Министерство образования и науки РФ отвечает на запрос в течение 10 дней и письменно подтверждает наличие сведений об усыновляемом ребенке в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и сообщает о том, что в установленные законодательством сроки не представилась возможность его передачи на воспитание в семью граждан РФ или на усыновление родственниками (независимо от их гражданства и места жительства).

В последующем все вышеперечисленные документы подлежат рассмотрению в суде при решении вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Постановка на учет в качестве кандидата в усыновители не требуется, если усыновление производится иностранными гражданами или лицами без гражданства – родственниками ребенка или супругом его родителя (отчимом, мачехой).

Если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством и международными договорами РФ (прежде всего Конвенцией ООН о правах ребенка), усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

На территории РФ специально уполномоченные иностранными государствами органы и организации могут осуществлять деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории России через свои представительства.

Разрешение на открытие представительства иностранной организации (то есть аккредитация) выдается некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи заявления об аккредитации (требование о сроке деятельности не распространяется на государственные органы иностранных государств).

Иностранная организация, желающая открыть представительство на территории РФ, подает в Министерство образования и науки РФ заявление. Представительства иностранных организаций аккредитуются сроком на 1 год.

Для продления срока аккредитации представительство подает в Министерство образования и науки РФ заявление, к которому должен быть приложен ежегодный отчет представительства иностранной организации о своей деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории России и другие документы. Их перечень установлен Приказом Министерства образования и науки РФ от 25.07.2005 №205.

Представительства иностранных организаций:

- представляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или Министерство образования и науки РФ документы иностранных кандидатов в усыновители для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для установления усыновления;

- получают направления для кандидатов на подбор ребенка в установленном порядке;

- организуют прием и размещение кандидатов, оказывают необходимую помощь в оформлении усыновления, а также осуществляют иную деятельность по представительству интересов кандидатов в усыновители на территории России, разрешенную законодательством Российской Федерации.

Представительства иностранных организаций направляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.

Представительства иностранных организаций направляют в Министерство образования и науки Российской Федерации: 1) ежегодный отчет о своей деятельности по усыновлению детей на территории России; 2) информацию о невозможности адаптации усыновленного ребенка в семье усыновителей; 3) по запросу Министерства образования и науки РФ иную информацию, связанную с деятельностью по усыновлению детей.

Соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ обязан ежегодно направлять в Министерство образования и науки РФ информацию о работе представительств иностранных организаций, находящихся на его территории и осуществляющих деятельность по усыновлению детей.

Согласно п.3 ст.165 СК РФ защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ осуществляется консульскими учреждениями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями РФ таких детей определяется Правилами простановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.03. 2000 № 275.

Консульские учреждения в конце календарного года направляют в Министерство образования и науки РФ списки детей, поставленных на учет в соответствии с вышеуказанными Правилами, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.

Вышеуказанные Правила распространяются также на граждан России, постоянно проживающих за пределами территории РФ и усыновивших детей, являющихся гражданами РФ. Постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в 3-месячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей или же до выезда из России через Консульский департамент Министерства иностранных дел РФ, который затем пересылает заявление усыновителей о постановке на учет усыновленного ребенка и все необходимые документы в соответствующее консульское учреждение и проставляет в паспорте ребенка отметку о постановке его на учет.

Если ребенок-гражданин России проживает за ее пределами, то его усыновление производится компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - компетентным органом государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства).

При этом усыновителям необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ.

Для получения этого разрешения указанные лица представляют через консульское учреждение или дипломатическое представительство России либо непосредственно в орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ следующие документы:

1) свидетельство о рождении ребенка;

2) согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на усыновление;

3) согласие родителя (ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом РФ усыновление ребенка допускается без согласия родителей;

4) заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;

5) иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей, являющихся гражданами России, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Если усыновляемый ребенок или его родители, являющиеся гражданами Российской Федерации, никогда не проживали на территории России, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки РФ в вышеуказанном порядке.

К заявлению об усыновлении российского ребенка должно прилагаться заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (или в котором они имеют ПМЖ), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Особенность оформления документов иностранного происхождения состоит в необходимости легализации, то есть подтверждения их соответствия законодательным актам государства пребывания, подлинности подписей на документах и актах, а также в необходимости перевода документов на русский язык, на котором ведется судопроизводство в РФ. Перевод должен быть нотариально удостоверен.

Легализация документов осуществляется в соответствии со статьей 55 Консульского устава СССР (утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 года), статьей 13 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Упрощенный способ легализации документов путем использования универсально применяемого штампа апостиля, проставляемого компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен, предусмотрен Гаагской конвенцией от 05 октября 1961 года, которая отменяет для ее участников, включая Россию, требования общего порядка легализации иностранных документов.

Консульская легализация документов не требуется при наличии двустороннего (многостороннего) договора с участием РФ, если таким договором предусмотрена возможность представления документов без легализации (международные договоры о правовой помощи, Кишиневская конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года и др.).

 



2020-03-17 345 Обсуждений (0)
Унификация правовых норм по усыновлению в международном частном праве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Унификация правовых норм по усыновлению в международном частном праве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)