Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Народная ветеринария до Киевской Руси.



2020-03-18 404 Обсуждений (0)
Народная ветеринария до Киевской Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок




. Народная ветеринария дославянских племён. Археологические исследования показывают, что на территории современной России первобытный человек был земледельцем и животноводом еще 6 - 8 тысяч лет до нашей эры. В этот регион первобытные люди доставляли одомашненных животных в процессе естественного расселения и освоения новых сельскохозяйственных территорий. Такие перемещения были необходимы для освоения новых пастбищ и земельных угодий. Разумеется, в новые места с одомашненными животными люди того времени переносили опыт работы с ними, в том числе и простейшие санитарные и гигиенические приемы. Особо быстро происходило освоение новых территорий после одомашнивания лошади. В этот период люди неминуемо должны были дополнительно к известному им опыту ухода за животными, овладевать некоторыми приемами, обеспечивающими работоспособность и продуктивность животных, и предупреждение их болезней в новых климатических условиях. Дополнительные сведения были крайне необходимыми, поскольку животные попадали в новые, более суровые, климатические и природные условия. Такие сведения передавались в устной форме из поколения в поколение и составляли основу того, что определяется как рациональная народная ветеринария.

Историки отмечают, что наибольшего прогресса ветеринария достигла там, где большой удельный вес имело скотоводство, торговые отношения, военные конфликты, что способствовало развитию коневодства и коннозаводства.

Все это присутствует в скифской и сарматской культуре. Эти кочевые, воинствующие, скотоводческие племена разводили скот, лошадей, осуществляли куплю- продажу животных, занимались переработкой сырья и шерсти.

Скифы (VII-II вв. до н. э.) занимали территорию степей северного Причерноморья, между Дунаем и Доном, Северный Кавказ, Прикубанье, Крым. Их успехи в развитии экономики (ремесла, земледелие, скотоводство) и военного дела оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов России. Скифы владели навыками врачевания и умели оказывать первую помощь животным при родах и некоторых незаразных болезнях, знали лечебные свойства растений. О том, что скифы в совершенстве для своего времени владели некоторыми ветеринарными приемами, свидетельствуют археологические раскопки курганов, где было найдено большое количество ветеринарных хирургических инструментов.

Скифы в течение веков накапливали наблюдения над животными. Это позволило им выработать профилактические и лечебные приемы при некоторых болезнях. На основе конопли они готовили обезболивающие средства, используя их при хирургических операциях, на послеоперационные раны и швы накладывали сухие и влажные повязки с лекарственными наркотическими травами, а также затвердевающие, на основе глины.

Геродот (V в. до н. э.) отмечал, что способы лечения больных животных скифов, особенно лошадей, широко использовали в своей практике древнегреческие врачи и коневоды.

Союзники скифов в некоторых междоусобных войнах - сарматы (IV-III вв. до н. э.) расселились между Тоболом и Дунаем. Основой хозяйства сарматов являлось кочевое скотоводство. Земледелием занимались сарматы, которые осели в районах с прежним земледельческим населением. Сарматская культура оказала большое влияние на уклад жизни населения Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Умелые скотоводы, сарматы умели оказывать помощь животным при родах, травмах, знали лечебные свойства растений.

К числу древнейших дославянских племен относятся земледельческо-пастушеские племена трипольской культуры (конец 4-го - начало 2-го тысячелетия до н. э.). Трипольцы занимались земледелием и вели оседлый образ жизни. Трипольские племена обрабатывали землю каменными и костяными орудиями (мотыга, серп), сеяли пшеницу, просо, ячмень; разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей; имели весьма развитое характерное гончарное дело, иные ремесла. Они жили в поселениях, которые строились замкнутым кругом и внутри их располагались загоны для животных. Стригли шерсть у овец, заготавливали сено животным на зиму (об этом говорят археологические находки). При раскопках обнаружены кости, такие же, как у 80% современных домашних животных, медные ножницы, серпы, косы и т. д.

2. Краткая история расселения славян. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов или венедов, относятся к I-III вв. новой эры. Славяне расселись в Центральной и Восточной Европе. Это крупнейшая группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Их северными соседями были германцы и балты, восточными- скифы и сарматы, южными - фракийцы и иллирийцы, западными - кельты. Расселяясь по Западной и Центральной Европе, древнеславянские племена разделились на три ветви: восточную, западную и южную.

Восточные славяне в IV-VI вв. известны под именем антов. Анты знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарное производство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и др.

Анты имели сильную военную организацию, вели войны и совершали набеги. Следует отметить, что у антов нашли применение отдельные зачатки знаний скифов и рациональное использование их в области ведения животноводства и ветеринарии.

Самая северная группа восточных славян словене (новгородские и ильменские) знали пашенное земледелие и достигли большого мастерства в области ремесленного производства.

Союзы восточно-славянских племен (кривичи, словене, половчане), возникшие на торговом пути «из варяг в греки», втягивали в орбиту своего влияния племенные группы восточной Европы, в частности русов, одно из северных племен, скорее всего скандинавского происхождения. Воинствующие дружины русов, «русские дружины», возглавлявшие эти племенные группы, доходили до Каспия, Баку и Константинополя. Русы, как предполагают историки, имели в своих рядах как скандинавов, так и славян и назывались в летописях варягами или варяго-русы.

После разгрома аварами и хазарами славянского союза племен во главе с антами, на Днепровском пути стала складываться новая общность, которой суждено было объединить в единое государство и национальное целое весь славянский восток и дать ему свое имя.

Постепенно славянизируясь, русская дружина утратила свой язык, обычаи и культуру, но оставила формирующейся народности свое имя - русские, а земля, на которой они жили, по свидетельству древнегреческих ученых и римлян, еще в I в. н. э. называлась «Русь», т. е. задолго до образования первых русских феодальных княжеств и государств.

3. Народная ветеринария до Киевской Руси. Современные славянские народы начали складываться в VI-IX вв. н. э. К VIII-IX вв. относится возникновение у восточных славян многих городов, связанных с развитием ремесла и торговли, некоторые из них имели значение племенных центров. Такими были Киев у полян, Искоростень у древлян, Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк у кривичей, Чернигов у северян и др.

В VII-IX вв. большинство племенных объединений восточных славян представляло собой полупатриархально - феодальное политическое объединение или племенные княжения. Первые государственные образования возникли в VI веке в среде быстроразвивающихся восточнославянских племен. В дофеодальный период на Руси широко занимались сельским хозяйством, в котором большую роль играло скотоводство. Охота и рыбные промыслы являлись подсобными занятиями. Историки отмечают, что у славянских племен имелось большое количества скота, кроме того они занимались выращиванием проса и пшеницы. В VIII-IX вв. у славян уже были крупные хозяйственные постройки. Скотные дворы - «забои» - окружались плетнем. Хлев делился на секции - «стайки» - для содержания животных разного вида. При раскопках городищ и селений найдено значительное количество костей домашних животных: КРС, лошадей, свиней. Характерно, что в этот период кости лошадей всегда обнаруживались среди пищевых отбросов, что свидетельствует о широком применении конины в пищу. С появлением пашенных орудий коня стали широко использовать в качестве тягловой силы и потребление конины в пищу прекратилось.

До принятия христианства на Руси было язычество. Язычники верили в доброго и злого духов, нечистую силу. Они считали, что от доброго духа - здоровье, хороший урожай, здоровый скот; от злого - неурожаи, смерть и падеж скота. На Руси во времена язычества был развит культ злого духа, ему поклонялись как божеству. Для изгнания болезней обращались к злому духу и пытались его задобрить. В этот период славяне поклонялись: богу войны, грозы, молнии - Перуну, богу ветра -Стрибогу, богу солнца -Ярило, богу скота -Волосу (Велесу), богине плодородия - Мокоши и т. д. Во время праздников, опасности, болезни приносили в жертву животных. Храмов у язычников не было, были святилища. В центре идол с головой бога, рядом жертвенник. Языческий бог Волос был, по воззрению древних славян, покровителем стад. Во время эпизоотий к нему обращались с молитвами и жертвоприношениями. Это говорит не только об обоготворении животных, но и служит показателем большого значения животных в жизни древних славян. Жрецов на Руси не было. Людьми, имевшими, по мнению древних славян, непосредственное общение с богами и обладавшими способностью исцелять болезни, являлись кудесники, или волхвы, занимавшиеся лечением как людей, так и животных. О лечении больных животных путем борьбы с духами, демонами и бесами свидетельствуют дошедшие до нас названия болезней: «лихоманка», «огненный пострел». Волхвы собирали, сушили травы, готовили снадобья и лечили больных людей и животных. Для лечения применялись различные заклинания и медикаменты в виде всевозможных трав. Постепенно происходило накопление знаний народного врачевания, которое сначала носило стихийный характер. Путь прогресса прокладывался бессознательно, на ощупь. Многолетние наблюдения, опыт своего народа и опыт ассимилированных народов содействовали постепенному отбору наиболее эффективных способов и средств лечения. От волхвов пошли знахари и коновалы.

Знахари лечили больных животных народными средствами (травами), заговорами и заклинаниями. Заговоры - чудом уцелевшие формы древних магических заклинаний - сохраняются в народном целительстве до настоящего времени. Считается, что сила заговора зависит от точного произнесения порядка слов и внутренней убежденности знахаря. Со временем заговорные слова вносились в народные лечебники, травники, рукописи.

О развитии ветеринарии (скотолечения) у славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных. В 1895 г. археолог Н. Е. Брандербург при раскопках одного из курганов южного Приладожья обнаружил набор металлических «коновальных» инструментов VII-IX вв., а в 1954 г. при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Анализ археологических находок свидетельствует о том, что на Руси в VII-IX вв. уже были коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, быков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным.

Как уже отмечалось в Средневековье, по мере торжества христианства, грамотность в Западной Европе сохранялась лишь в замкнутой жизни за крепостными стенами городов-государств и монастырей. Образ жизни славян, и других народов, обитающих на территории современной России, резко отличался от образа жизни народов Западной Европы. Представители народов, обитавших на территории современной России, легко перемещались на лодках от Новгорода до Киева и далее до Царьграда. Они располагали сведениями о моржах, белухе, северных видах китов. Сохранилось много настенных рисунков, археологических находок и других памятников подтверждающих, что народам, жившим в раннюю эпоху Средневековья на территории современной России, были хорошо знакомы технологии ведения скотоводства и простейшие приемы профилактики и лечения болезней животных.

Все это они восприняли от переселившихся сюда их предков с южных первобытнообщинных поселений и адаптировали к местным климатическим и природным условиям.

Лекция 6



2020-03-18 404 Обсуждений (0)
Народная ветеринария до Киевской Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Народная ветеринария до Киевской Руси.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (404)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)