Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аптечное дело и популяризация знаний по ветеринарии.



2020-03-18 434 Обсуждений (0)
Аптечное дело и популяризация знаний по ветеринарии. 0.00 из 5.00 0 оценок




. Развитие коннозаводства и ветеринарного дела. Первая четверть XVIII века в истории России связана с реформами Петра I. Петровские реформы определили на длительный период развитие страны. Из Московского государства она превратилась в Российскую империю- одну из могущественных стран Европы. Основное, подчас определяющее , влияние на преобразования во всех областях оказала военная реформа. Именно нужды армии способствовали быстрому росту промышленности, сельского хозяйства и торговли. Потребности армии и флота определили структурный состав растениеводства и животноводства. Созданная регулярная армия постоянно требовала конских пополнений. Кроме того, большое количество лошадей требовалось на строительство новой столицы России. В связи с этим Петр I установил конские наборы. Лица, которые не могли дать лошадей натурой, обязаны были платить за каждую лошадь 12-15 руб. Так как, эти наборы не удовлетворяли потребности в лошадях, были приняты меры к организации коннозаводства.

После ликвидации Конюшенного приказа (1795 г.) вопросы, связанные с коннозаводством, были переданы в канцелярию дворцовых дел, которой руководил А. Д. Меньшиков. Началась интенсивная организация конных заводов. В 1707 г. был основан новый завод в селе Бобровском, куда было поставлено 63 лошади русской улучшенной породы, а позже - выводные голландские жеребцы. В 1712 г. издан указ об учреждении конских заводов в Казанской, Азовской и Киевской губерниях и о комплектации этих заводов племенными лошадьми, вывезенными из Силезии и Пруссии.

К середине XVIII в. в России имелось 20 крупных конных заводов, на 17 из них работали русские коновалы, мастера и подмастерья, и лишь в трех - иностранные коновалы. В дворцовых заводах состояло 1685 племенных лошадей: немецких - 713, неаполитанских - 478, английских - 70, испанских - 44, фрисландских - 38, датских - 17, ломбардийских - 3, персидских - 46, турецких - 21, арабских - 10, берберских - 5, черкесских - 11, кубанских - 229.

В 1756 г. был издан указ, обязывающий дворян выращивать лошадей для армии. Были созданы заводы при поместьях. В 1778 г. граф А. Г. Орлов приобрел для своего Хреновского конного завода арабских и лучших европейских лошадей. Им была выведена порода орловских лошадей (орловская рысистая), которая приобрела вскоре мировую известность.

Лечебную работу и профилактические мероприятия на Хреновском заводе проводили JI. М. Эвест и крепостной И. П. Корчагин, получивший ветеринарное образование за границей. Он работал ветеринарным врачом на конном заводе с момента его основания до 1826 г. Затем старшим ветврачом был С. П. Курлин, крепостной крестьянин, получивший образование на ветеринарном отделении Медико-хирургической академии. К концу столетия частных заводов было около 250. По штату, утвержденному в 1733 г., каждый конный завод должен был иметь по одному коновалу и по несколько грамотных учеников. Специалисты, поступавшие на службу в конюшенное ведомство, приносили присягу, в которой давали обязательство добросовестно относиться к делу. Правительственным указом 1737 г. было «повелено» выстроить во всех казенных конных заводах для «хворых» лошадей «лековые конюшни» (конские лазареты): на каждые 100 здоровых лошадей по 10 стойл для больных. Строили из расчета: на один крупный завод три «лековые конюшни». Конские лазареты располагались вдали от помещений для здоровых животных и обычно ниже мест водопоя, во избежании заражения их стоком нечистот. .Лазареты сооружали из мха и покрывали соломой; пол в них был глинобитный, а стойла делали разборные, а чтобы больные лошади «не нюхались» (не имели контакта), стойла «забирались высоко» (высокие перегородки). В случае обнаружения «прилипчивых» (заразных) лошадей изолировали в специальные помещения и проводили карантинные и ветеринарно-санитарные мероприятия.

Лошадей лечили средствами народной ветеринарии, растительного, животного и химического происхождения. Широко применяли такой метод, пришедший с Запада, как кровопускание «спуск дурной крови», который не всегда был оправдан и нередко приводил к гибели животных. Для установки диагноза и установления причин гибели животных, кроме клинического осмотра, применяли патологоанатомическое вскрытие трупов и выкидышей. Вели борьбу с абортами у кобыл. В случае частых выкидышей, конюшенная канцелярия назначала и направляла на завод комиссию из специалистов и поручала им «учинить консилиум» и представить за собственноручными подписями заключение «как оных кобыл наилучше использовать можно». Большой интерес вызывал опыт борьбы с мытом. Некоторые специалисты предлагали прививать мыт здоровым лошадям, дабы дать им возможность «легче мытиться» (переносить заболевание).

Кроме лошадей, лечили и крупный рогатый скот, кастрировали быков. Волы, как тягловая сила, были необходимы в сельском хозяйстве и для русской армии.

В 1796 г. для улучшения работы существующих заводов и для создания новых при Сенате была учреждена особая экспедиция государственных конных заводов и приняты меры к распространению породистых лошадей.

В 1733 г. при Конюшенном ведомстве была устроена первая «конская» аптека. По штату в аптеке полагалось два коновала и шесть учеников, на покупку лекарств отпускалось 2000 руб. в год. Главным поставщиком аптеки был москательный ряд, откуда приобретали терпентин, антимоний, нашатырь, алтей, лавровые ягоды и другие лекарства. Кроме того, сильнодействующие средства («отравные средства») - мышьяк, сулему и др. - закупали в главной (медицинской) аптеке. По требованиям конюшенных и заводских коновалов в аптеке готовили лекарства и по заявкам коновалов рассылали медикаменты в различные конюшни.

Одновременно принимали меры к разведению лекарственных трав и корней для пополнения аптек лекарственными веществами. Перед Конюшенной канцелярией было возбуждено ходатайство о создании конского огорода при Даниловском конском заводе, «где можно коренья садить и сеять семя к употреблению лошадям в лекарство, чтобы не все в аптеке покупать». В соответствии с этим был выделен участок земли для огорода. Кроме того, собирали лекарства в поле - в Бронницах в болотистых местах и в Пахрине в высоких местах. По распоряжению Конюшенной канцелярии предъявлялись жесткие требования к контролю над правильностью расходования лекарств.

2. Развитие ветеринарного образования. К началу XVIII в. уже имелись значительные возможности для организационного обучения коновалов, используя для этого не только опыт, передававшийся практическим путем, в порядке индивидуального ученичества, но и обобщенный в рукописных книгах, печатной и переводной литературе.

Первые попытки начать систематическую подготовку ветеринарных специалистов в России были сделаны после указа Петра I, который предписывал прикреплять к коновалам иностранцам несколько учеников для обучения кузнечному делу и коновальному искусству.

Развитие государственного коневодства, связанного с ростом в армии конницы, способствовало развитию ветеринарного образования. В пункте 12 царской инструкции «О приведении конских заводов в лучшее состояние и о размножении оных», «высочайше данной» 20 мая 1732 г. генерал-майору А. П. Волынскому, возглавлявшему в то время конюшенную канцелярию, повелевалось «выбрать из всех конюшенных волостей подъяческих, а также церковных и земских дьячков и пономарских детей, умеющих грамоте, от 12-15 лет, пятьдесят человек и взять их в Москву, отдать для обучения в Школу латинского языка, читать и писать, дабы оные могли знать на латинском языке имена трав и прочих медикаментов, принадлежащих для пользования лошадей, а когда в этой школе обучатся раздать их для обучения коновалам».

Данная инструкция определила и порядок подготовки коновалов: вначале - изучение общеобразовательных предметов, а затем - прикрепление для специальной подготовки к коновалам. На основании этого указа в 30-40-х гг. XVIII столетия возникли в России при конных заводах (конюшнях) Главной конюшенной канцелярии конюшенные школы.

В 1735 г. в селе Хорошово под Москвой была открыта общеобразовательная конюшенная школа-пансионат на 50 человек. Эта школа размещалась при дворцовом конном заводе в 7 верстах от границ старой Москвы. В Хорошевской школе изучали азбуку, затем переходили к чтению букваря, потом обучались письму - «писать и складывать слова», после чего усваивали арифметику, геометрию, тригонометрию. Такое общеобразовательное обучение длилось в среднем 6-7 лет. После того как они «достаточно обучатся», их отдавали вольным мастерам государственных конных заводов для подготовки по различным специальностям: кузнечной, слесарной, кожевенной и др. Для обучения «коновальной» (ветеринарной) науке из окончивших Хорошевскую конюшенную школу отбирали лучших учеников, «кои в науке понятнее». Дальнейшую подготовку они проходили в школе Спасского духовного монастыря в Москве, где изучали латинский язык и лечебные травы.

В школу принимали преимущественно детей конюшенных служителей в возрасте от 6 до 15 лет, обучавшиеся получали провиант, деньги на питание и обмундирование.

В программу обучения входило изучение трав и корневищ, необходимых для лечения внутренних и наружных болезней, приобретение навыков по изготовлению мазей и порошков, практические занятия по проведению кастраций, кровопусканию. Занятия проводились в аптеке, кузнице, конюшнях. Практиковались летние экскурсии по собиранию трав.

Каждый ученик должен был ежедневно осматривать лошадей, при обнаружении больных отделять их от здоровых, содержать и лечить их в лечебных конюшнях. Кроме того, он был обязан уметь подковывать лошадей, изготовлять подковы и гвозди.

После окончания теоретического и практического курса ученики должны были держать экзамены. Знания проверяла комиссия, назначенная Главной конюшенной канцелярией, в составе двух или трех специалистов. Сдача экзаменов носила торжественной характер. Проверялось умение диагностировать наружные и внутренние болезни, изготовлять подковы, расчищать копыта, пускать кровь, приготовлять лекарства и применять их.

Ученикам, выдержавшим экзамены, выдавали аттестат и назначали на должность коновальных подмастерьев и лишь затем, через некоторое время, на должность коновалов. Подготовленных специалистов приводили вторично к присяге и направляли для работы на какую-нибудь конюшню.

В 1741 г. в Хорошевской школе обучалось 82 человека, из них 3 школьника были определены для обучения архитектуре, 4 ученика были «отосланы в Голмгофский конный завод «для обучения порядочному заводных лошадей содержанию и для обучения экономии» (после окончания «практики» они были назначены задворными конюхами на разные конские заводы), 10 человек были отобраны для изучения латинского и немецкого языков (для них Конюшенная канцелярия наняла преподавателем саксонца Иоганна Гоппе). В 1750 г. шталмейстер П. С. Сумароков приказал 9 учеников отдать для обучения «коновальному искусству». Таким образом, ученики, прошедшие полный курс обучения, получали различные специальности и только лучшие из них получали ветеринарное образование.

Кроме Хорошевской школы с конца 30-х гг. XVIII в. начали создавать школы и в других конюшенных волостях. На 1741 г. в них обучалось 86 человек, кроме того, подготовка новых кадров коновалов проводилась путем непосредственного обучения опытными коновалами на местах, но конские мастера или конюхи, искусные в лечении, не окончившие Хорошевскую конюшенную школу, считались рангом ниже.

Система подготовки ветеринарных специалистов в России до 1810 г. не была освещена в печати. В связи с этим колыбелью ветеринарного образования ошибочно считалась Лионская школа (Франция), открытая в 1762 г., на 29 лет позже Хорошевской.

Постановка ветеринарного образования в России в первой половине XVIII в. была значительно лучше, чем во Франции, в Лионской и Альфортской (1766 г.) ветеринарных школах, где ветеринарная подготовка проводилась довольно примитивно. В ветеринарные школы принимали малограмотных людей, низкой культуры, обращали внимание лишь на физическое развитие. О самой ветеринарии представление было примитивное, ее отождествляли с учением о ковке.

Подготовка коновалов в России в первой половине XVIII в. проходила по школьно-ремесленному типу, включала как общеобразовательную, так и специальную ветеринарную подготовку разностороннего характера.

В 60-е годы XVIII столетия конюшенные школы были закрыты, а подготовка коновалов продолжалась в конюшнях и полках путем практического обучения. Начиная с 1757 г. и в артиллерийских частях (в фурштатской команде, в артиллерийских полках) проходила именно такая подготовка коновалов, для чего, в частности, в фурштатской команде, имелись для преподавания коновальный мастер, 2 коновальных подмастерья и 12 человек коновальных учеников. В последующем 1803 г. эта подготовка организационно переросла в специальную «коновальную артиллерийскую школу». Кроме того, обучение коновалов проходило также при Кадетском корпусе, в котором имелись для преподавания иностранные мастера - коновал и кузнец. В указе 1761 г. правительствующим Сенатом было определено: «...для подготовки при кадетском корпусе брать от 13 до 15 лет детей нижних чинов Кадетского корпуса и из вольных, неположенных в подушный оклад, в количестве 150 человек, из которых, в частности, содержать учеников коновальных 20 и учеников кузнечных 20». Предусматривалось, кроме специальной подготовки, обучение учеников чтению, письму, арифметике, геометрии, рисованию и немецкому языку.

Таким образом, во второй половине XVIII в. дело подготовки ветеринарного состава армии, за исключением Кадетского корпуса, сосредоточилось у опытных коновалов, которые обучали коновальных учеников.

3. Меры предупреждения массовых болезней животных. Правительственные указы, направленные на предупреждение массовых повальных болезней животных, предусматривали суровые наказания за их нарушения. Но болезни продолжали распространяться и наносили большой экономический ущерб и социальный урон.

Усилия Правительства в этом направлении продолжались и в ХУ111 веке. В 1746 году Сенат издал указ под названием «О предосторожности от скотского падежа». В этом указе впервые предпринята попытка объяснить причины массовых болезней животных их контагиозностью. Показаны способы заражения и пути распространения болезней. Соответственно, описаны мероприятия, направленные на предупреждение такого распространения болезней.

В 1756 году Академия Наук в журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» опубликовала рекомендации: «Какие к пресечению падежа скотского потребны способы». В 1758 году эта же Академия издала брошюру «Краткое наставление, каким образом поступать в случае скотского падежа, особливо при заразе между крупным рогатым скотом». Эти наставления в то время отражали международный уровень знаний причин массовых болезней животных. Медицинская канцелярия признала их «для лечения скота совершенно достаточными».

Уже с 1761 года заболевших животных предлагали передавать полиции для расстрела и трупы закапывать в глубокие ямы. В 1771 году была создана «Комиссия для предохранения и врачевания от моровой заразительной язвы». Разработанное этой комиссией наставление по предупреждению болезней животных лучшим способом считало изоляцию больных, содержание животных в чистых, продезинфицированных хлевах.

Таким образом, наблюдения за заболевшими животными и распространение знаний о них и их болезнях позволили России в ХУ111 веке формулировать более совершенные законы и рекомендации владельцам животных, направленные на предупреждение массовых болезней.

За период 1713-1800гг. в России было издано 86 указов по предупреждению и борьбе с эпизоотиями и по ветеринарно-санитарному делу.

Очень важным событием этого периода было создание Академии наук, как базы для формирования прикладных дисциплин, в том числе и ветеринарии. Это позволило организовать школы ветеринарных работников для конных заводов и армии. Выпускники этих школ оказали заметное влияние на развитие рациональной народной ветеринарии и ее становление как отрасли, обслуживающей народное хозяйство.



2020-03-18 434 Обсуждений (0)
Аптечное дело и популяризация знаний по ветеринарии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аптечное дело и популяризация знаний по ветеринарии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)