Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Открытие микроорганизмов и их роли в возникновении эпизоотии.



2020-03-18 302 Обсуждений (0)
Открытие микроорганизмов и их роли в возникновении эпизоотии. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Развитие ветеринарного образования в Европе. Широкое распространение инфекционных болезней среди сельскохозяйственных животных явилось основной причиной обстоятельного изучения «скотских падежей» (эпизоотических заболеваний), разработки мероприятий по профилактике, лечению и борьбе сними. В эту важную работу включились учёные-биологи, медицинские лекари и ветеринары. Насущная необходимость борьбы с эпизоотиями была решающим толчком для организации ветеринарных школ и училищ в странах Европы и подготовки квалифицированных ветеринарных кадров. Одним из основоположников и организаторов ветеринарного образования во Франции был Клод Буржела (1712 - 1798). Находясь на службе в кавалерии, он заинтересовался лечением животных. Много занимался ветеринарной практикой, выпустил несколько книг. В 1761 году добился от правительства разрешения на открытие в г. Лионе школы для подготовки ветеринарных врачей, и был ее первым директором. Воспитанники этой школы успешно трудились по специальности в различных государствах Европы. Уже в первые годы существования за успехи в этой деятельности школе было присвоено звание «королевской».

А в 1765 г. Клод Буржела открыл и возглавил такую же школу в г. Альфонсе. В конце жизни его назначили главным директором королевских ветеринарных школ во Франции и избрали членом Парижской и Берлинской Академий Наук. В 1777 году он опубликовал «Правила для французских королевских ветеринарных школ», был автором «Ветеринарной энциклопедии».

Такие же ветеринарные школы были открыты в 1774 г. в Падуе, в 1775 году в Турине и Скарбе, в 1777 году в Вене, в 1778 году в Ганновере, в 1782 году в Будапеште, в 1784 году в Львове, в 1790 году в Берлине, в 1792 году в Лондоне, в 1793 году в Мадриде, Берне и в других местах.

2. Развитие ветеринарного образования в России. Основная причина медленного развития животноводства в России это массовый падёж животных от заразных и незаразных болезней, антисанитарное содержание и примитивное кормление, незначительное количество ветеринарных специалистов. Россия выступала с предложением поставлять на международный рынок, наряду с продукцией растениеводства, но и животноводческую продукцию и сырьё. Для этого требовались гарантии санитарного благополучия страны и следовательно безопасности продукции. Это стало главной предпосылкой необходимости развития ветеринарного образования.

Второй причиной, заставляющей власти обратить пристальное внимание на развитие ветеринарии, являлась необходимость улучшения обслуживания конского поголовья армии, численность которого постоянно росла. Кавалерия становилась основным родом войск и рост численности конского состава требовал соответственное воспроизводства качественного поголовья крепких и выносливых строевых лошадей. Для этого требовалось создать племенное ядро через успешную работу конских заводов. Поэтому требовались подготовленные кадры для создания и функционирования конных заводов. Общественность и власти понимали необходимость расширения и улучшения ветеринарного образования. Однако, открытие их сдерживалось отсутствием профессорско-преподавательского состава и большими финансовыми трудностями.

Русское правительство, побуждаемое вышеуказанными причинами, поручило министру внутренних дел В. П. Кочубею внести предложение по созданию в России ветеринарных училищ. Такое предложение было внесено в виде доклада министра Императору «По заведению в Санкт-Петрбурге, Москве и Лубнах трех скотоврачебных училищ с приложением каждому из них особого штата». В Москве ветеринарное отделение создавалось за счет денег Конюшенного ведомства по настоянию оберштальмейстера графа Зубова. Этот доклад был 25 августа 1803 г. высочайше утвержден Императором. Видимо, эту дату следует считать началом организации ветеринарного образования в России. Для ветеринарии этот талантливо написанный документ, конечно, является историческим, т. к. предусматривает все основные моменты реализации задуманного министром создания первого очага высшего ветеринарного образования в России. В. П. Кочубей, министр внутренних дел, впоследствии светлейший князь, в докладе сообщал Императорскому Величеству свои соображения о необходимости основания в России скотоврачебных училищ. «Они давно бы уже существовали, - пишет министр, - если бы правительство, неоднократно помышлявшее об их необходимости, не откладывало, неизвестно по каким причинам, приведение в действие их создание. Не нужно распространяться о тех выгодах, которые от подобных заведений произойти должны. Скотоводство есть один из первейших источников богатства нашего, а введение скотоврачебных училищ не только послужить может исцелению больного скота и прекращению пагубных падежей его, о которых в других местах и понятия не имеют, но должно еще иметь влияние на умножение и усовершенствование скотоводства». Россия отстала с созданием ветеринарных училищ, в других «просвещенных державах» они уже были.

В этом документе училища задумывались как учреждения, которые могут оказать влияние на усовершенствование скотоводства - отрасли, которая играет первейшую роль в богатстве страны, снабдить кавалерию искусными коновалами и кузнецами и поставить провинциям таких же опытных людей.

Министр отмечал в своем докладе, что дело создания училищ сопряжено с немалыми трудностями из-за отсутствия квалифицированных кадров, которых негде готовить в России. Иностранные же специалисты, если их пригласить, требуют высокую оплату за свою работу и не знают русского языка.

Граф В. П. Кочубей составил талантливый документ для Императора, предусмотрев все стороны развития скотоврачебных училищ. Подготовку специалистов он предлагал организовать по трем этапам: фундаментальные познания, или приготовление в профессоры, второе - учение лекарское, третье - приготовление в коновалы или кузнецы. Все три части предлагалось объединить в Петербургском скотоврачебном училище, где от организации учебы может быть больше надежды на успех. Московское и Лубненское, расположенное в центре конных заводов, скотоврачебные училища должны были осуществлять учение в лекари, коновалы и кузнецы.

Кадры профессоров и преподавателей для этих двух училищ предполагалось готовить в Санкт-Петербурге, где скотоврачебное училище будет работать вблизи Медико-хирургической академии и на ее базе. Министром было разработано штатное расписание скотоврачебного училища в Санкт-Петербурге, которым предусматривались следующие должности: профессор патологии, физиологии и терапии - один, с жалованием 1800 руб., профессор теории и практики для третьего отделения, с жалованием 1200 руб. В. П. Кочубей внес предложение поручить Медицинской коллегии заняться выбором для переводов лучших по врачеванию скота книг и приложить все старания, чтобы «переводы сии скоро и хорошо сделаны были». Царь Александр I одобрил доклад и написал на нем: «Быть по сему».

Хотя Александр I и утвердил доклад В. П. Кочубея, предложенные им мероприятия не были осуществлены вследствие отсутствия преподавательских кадров. Осенью 1803 г. было отправлено за границу для изучения постановки ветеринарного образования и для подготовки 6 человек: доктор медицины И. Д. Книгин, кандидат Иоан Гернбург, студенты Медико-хирургической академии Артемий Петров и Богдан Мильгаузен (направлены в Берлин), лекарь Яков Кайданов и студент А. И. Яновский (командированы в Вену). Позже к ним присоединился лекарь X. Г. Бунге. В сентябре 1807 г. все командированные возвратились в Россию.

Следует отметить, что еще в августе 1803 г. доктор медицины, профессор И. С. Андреевский, выступая с докладом на ученой конференции, подчеркнул государственную важность устройства скотоврачебных училищ в России и роль ветеринарной медицины в деле проведения мероприятий «предосторожности» и «пресечения» эпизоотических болезней и «охране народного здравия». По решению конференции впервые в России в учебный план медицинского отделения (факультета) Московского университета было введено преподавание основ ветеринарии.

Первая специальная кафедра по ветеринарии (ското- лечение) была создана в 1804 г. в Виленском университете, курс вел профессор JI. Я. Боянус (1776-1827), известный биолог-эволюционист.В связи с организацией в 1805 г. в Московском университете кафедры «Скотолечение» доктору медицины И. С. Андреевскому было поручено вести эту дисциплину. В течение 1805-1809 гг. И. С. Андреевский на основе составленного им учебного плана преподавал основы ветеринарии студентам медицинского факультета. Он читал на русском языке анатомию и физиологию домашних животных, зоогигиену, диетику, патологию, терапию, эпизоотологию - учение о конских и скотских падежах, а также фармакологию - «о лекарствах простых, приготовленных и сложных, изъясняя их доброту, действие и способ приписывать оные сообразно каждому животному». Перу И. С. Андреевского принадлежат первые отечественные фундаментальные руководства и учебники по животноводству и ветеринарии: «Новый полный методический лечебник конский, скотский и других домашних животных...» (1793 г.), «Наставления, или изображения правил, собственно принадлежащих к сбережению конского здоровья» (1795 г.), «Анатомические изменения кишечника под воздействием глистов» (1803 г., первая отечественная докторская диссертация по гельминтологии на латинском языке), «Краткое начертание анатомии домашних животных» (1804 г.), «Начальные основания медицины, ветеринарии, или скотолечения» (1805 г.) и др. Эти опубликованные труды И. С. Андреевского долгое время служили научно-практическим руководством для отечественных ветеринаров и животноводов, а также первыми учебниками для студентов медицинских факультетов, а позднее - ветеринарных училищ в России. И. С. Андреевский ввел в начале XIX в. вместо старых терминов «коновальная наука», «коновальное искусство», «скотолечение», «коновал» новые- «ветеринария», «ветеринарная медицина», «ветеринарное искусство», «ветеринарный лекарь» и др. и так определял роль ветеринарии: «Хотя округ врачебной науки обширен, но ветеринария обширностью своей превосходит оную. Ибо та ограничивается познанием одного предмета, а сия познанием многих разнородных, требующих больше сведений и должного попечения о сбережении здравия каждого из них». Ветеринарию И. С. Андреевский считал важным источником знания не только для животноводов, но и для работников здравоохранения. «Сие искусство по сходству может также служить к извлечению весьма полезных наставлений и для излечения некоторых болезней и в людях», - писал он.

Ученый не отрывал ветеринарную науку от практики. Считал, что они должны быть тесно связаны между собой, т. е. дополнять и взаимно обусловливать друг друга, а в целом образовывать единую весьма полезную научно- практическую основу животноводства. «Что касается до связи теории с практикой, - отмечал И. С. Андреевский, - то они между собой соединены так тесно, что одна без другой не может и существенной пользы учащемуся не доставит. Ибо одна другую подкрепляет, оправдывает и объясняет, а через то приобретается существенная польза, также твердое и основательное познание». В 1805 г. в высочайше утвержденных уставах для вновь открываемого Харьковского и других университетов в число пяти кафедр по медицинскому отделению была назначена также кафедра «скотолечебных наук» для преподавания их студентам-медикам. Курс ветеринарии на медицинском факультете Харьковского университета вел профессор Ф. В. Пильгер (1760-1828).

Кафедра «Скотное лечение» была организована в Дерптском (Юрьевском) университете (до 1820 г. ею заведовал доктор медицины профессор X. В. Дейч, 1768-1820 гг.) и в институте сельского хозяйства и лесоводства в Мори- монте (под Варшавой).

Кафедры эти были плохо оборудованы, не имели достаточной клинической базы, так что преподавание носило зачастую теоретический характер. Однако, введение курса ветеринарии в систему медицинского образования, несомненно, имело прогрессивное значение. Оно вызвало необходимость создания профессорских кадров для этих кафедр, разработки научных проблем, а также способствовало популяризации ветеринарных наук среди медицинских работников и овладению последними необходимым минимумом ветеринарных знаний. Открытие этих кафедр положило начало научной разработке вопросов ветеринарии в России. В дальнейшем, вплоть до начала XX в., на медицинских факультетах изучались только эпизоотология с ветеринарной полицией. Так, на медицинском факультете Московского университета, на кафедре «Государственного врачевания», преподавалась «ветеринарная полиция с эпизоотическими болезнями». Изложение поручалось одному из адъюнктов, состоящих при кафедре. В 1807 г. ректор Медико-хирургической академии профессор П. Франк предложил ввести изучение ветеринарии в программу Академии. В указе по реорганизации академии (от 17 августа 1808 г.) говорилось: «Для вящего же распространения круга деятельности ее признали мы за благо к называемой собственно медицине присоединить ветеринарную, или скотолечебную, и фармацевтическую, или аптекарскую, науки, по взаимной их между собой связи». Срок обучения был установлен четырехлетний. Перед введением новой формы подготовки специалистов, имеющих высшее ветеринарное образование, в 1807 г. определяется их служебно-правовое положение. В утвержденной в том же году Александром I докладной записке министра внутренних дел значилось: «Дабы новым наименованием учащихся лечению скота отличить их от звания коновала, приохотить обращаться к сей науке и сим, так сказать, образом составить из них особый класс людей, позволить им назваться ветеринарными врачами».

В 1808 г. был утвержден устав Императорской медико-хирургической академии, который заложил основы высшего ветеринарного образования в России. Уставом предусматривалось преподавание на ветеринарных отделениях зоотомии, сравнительной физиологии, диетики, фармакологии, патологии, терапии, хирургии, ковки и науки о «скотских падежах». На каждое отделение назначались три профессора (один по зоотомии, сравнительной физиологии и по «скотским падежам», другой по патологии, терапии, фармакологии и диетике, третий по хирургии, «наставлению по заводам и наружности домашних животных»), три адъюнкта, прозектор зоотомии, помощник из воспитанников, учителя русского и латинского языков, арифметики, рисования, кузнец для обучения ковке лошадей и аптекарский «гезель».

В 1808 г. начались занятия в ветеринарных училищах (ветеринарных отделениях) при Петербургской, Московской, а в 1818 г. - при Виленской медико-хирургических академиях..



2020-03-18 302 Обсуждений (0)
Открытие микроорганизмов и их роли в возникновении эпизоотии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Открытие микроорганизмов и их роли в возникновении эпизоотии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)