Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совершенствование государственной научно-технической политики в процессе формирования национальной инновационной системы



2020-03-19 211 Обсуждений (0)
Совершенствование государственной научно-технической политики в процессе формирования национальной инновационной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наблюдаемый в последние десятилетия переход экономики ведущих стран мира на инновационный путь развития сопровождается ростом масштабов и качественным углублением кооперации между различными участниками инновационной деятельности. Обобщающим результатом интенсификации инновационных коммуникаций стало формирование национальных инновационных систем (НИС) - самовоспроизводящихся комплексов отношений между экономическими акторами по поводу генерации, распространения и использования нововведений. Складывание НИС не только радикально изменяет облик научно-инновационного пространства, но и вызывает необходимость существенных модификаций в механизмах его регулирования.

В связи с этим серьезно изменяются степень и формы государственного участия в инновационном процессе. Государственная поддержка науки и инноваций трансформируется во всеобъемлющий комплекс мер по обеспечению целостности и устойчивости инновационного организма. Государственные структуры вырабатывают все более мощные стимулы для консолидации усилий различных секторов экономики и общества на реализации национальных инновационных стратегий, создании и практическом использовании новых эффективных технологий. Государственные организации и учреждения становятся неотъемлемыми звеньями ускоряющихся научно-инновационных циклов.

Инновационное системообразование четко артикулирует ограниченность рыночных механизмов как автоматического регулятора инновационной сферы, ибо:

§ системная инновационная деятельность требует не только значительного объема ресурсов на создание и реализацию нововведений, но и пропорционального распределения средств, а также их регулярного поступления. Если даже отдельные хозяйствующие субъекты оказываются способными сконцентрировать средства на осуществление масштабных инноваций, то обеспечить их макроэкономическое сопряжение и синхронизацию частному сектору во многих случаях не под силу;

§ паракоммерческие свойства научно-инновационной продукции (неопределенность результата, длительность лага получения отдачи и т. п.) мультиплицируются в процессе системных взаимодействий;

§ элементы инновационного комплекса, изначально функционирующие на некоммерческой основе(в частности, проведение фундаментальных научных исследований), требуют защиты от непрофильного поглощения системной “паутиной”;

§ формирование инновационной системы требует большей степени демонополизации научно-технических достижений, которая может быть обеспечена только внерыночными процедурами;

§ зрелая НИС призвана охватить практически все экономические и социальные структуры, в то время как чисто рыночные отношения ведут, как правило, к образованию “белых пятен”, не охваченных диффузией нововведений. Например, многие потенциальные потребители зачастую не способны приобретать инновационную продукцию на исключительно коммерческих началах;

§ рост масштабов и разнообразие инновационных взаимодействий в рамках НИС актуализируют проблему технологических и прочих сопряжений в инновационном процессе (норм, стандартов, требований безопасности и т. д.);

§ инновационное системообразование на общенациональном уровне детерминирует ряд внеэкономических проблем (в частности, поддержания национальной идентичности в научно-инновационной сфере, социального имиджа инновационной деятельности и др.);

§ развертывание глобальных взаимодействий различных НИС придает новые качества позиционированию государств на международной арене, где рыночные механизмы тесно переплетаются с внерыночными и квазирыночными;

§ эффективная НИС невозможна без полноценного включения в инновационные процессы общественного сектора экономики (образования, здравоохранения, охраны общественного порядка и т. п.). Государственные институты в силу исторически сложившейся модели организации властного аппарата обладают наибольшими дирижистскими возможностями для исправления дефектов рынка в научно-инновационной области и соответствующих препятствий на пути инновационной кооперации, создания и поддержки некоммерческих или частично коммерческих элементов НИС. Государство непосредственно заинтересовано в построении отлаженного национального инновационного механизма, поскольку технологические нововведения выступают в настоящее время как основной фактор роста глобальной конкурентоспособности экономики, обеспечения социально-экономической стабильности. Кроме того, в условиях переплетения глобализационных и локали-зационных тенденций развития общества и экономики регулирование инновационной сферы превращается в один из главных рычагов целенаправленных управляющих воздействий на хозяйственную и социальную динамику стран, инструментов легитимизации государства как органичной и неотъемлемой подсистемы социума. Одновременно экономические и гражданские субъекты, сталкиваясь со стремительными темпами распространения нововведений, ощущают все большую потребность в определенных навигационных “маяках” и установлении четких “правил игры” на хаотичном инновационном поле.

В современном обществе национальные инновационные интересы, связанные, как правило с решением масштабных научных и технических задач, могут формулироваться в виде чистых, рафинированных инновационных ориентиров. Иллюстрацией подобных устремлений могут служить осуществление полета человека на Марс или создание уникального научно-исследовательского оборудования национальной и мировой значимости.

Спектр конкретных форм реализации общенациональных инновационных интересов чрезвычайно широк, в качестве основных из них можно подчеркнуть:

осуществление общенациональных инновационных проектов и программ, отвечающих общегосударственным целям в научно-инновационной сфере;

создание элементов научно-инновационного потенциала общенациональной значимости (исследовательских средств, экспериментальных установок, информационно-коммуникационных сетей);

государственные заказы на исследования, инновационную продукцию, предназначенную для использования в общественных целях;

государственные инвестиции в инновационную деятельность с целью получения бюджетных доходов, используемых на общественные нужды;

формирование общенациональных депозитариев результатов интеллектуальной деятельности и обеспечение свободного доступа к ним в инновационных целях;

государственные усилия по внутренней популяризации и международному позиционированию национальных научно-технических достижений и инновационной деятельности и т. д.

Формирование и эволюция НИС, катализируя выделение инновационной составляющей в самостоятельную область национальных интересов, рефлективным образом сами становятся одной из первостепенных государственных целей. Посредством мер государственной политик происходит становление НИС как общенационального механизма, вычленение ее как субъекта взаимоотношений с инновационными системами других стран и мира в целом. Специфика государственной научно-технической политики предстает как один из главных предикатов, характеризующих конкретную НИС, титульный атрибут экономической политики государства в целом.

Инновационное системообразование детерминирует новые целевые установки научно-технической политики. Если первоначально государство содействовало укреплению национальной научно-технической сферы как потенциального источника прогресса в экономике и других областях, то в эпоху НИС в ареал государственного регулирования попадает и сама реализация научно-технических достижений в социально-экономической практике (ранее исключение до некоторой степени составлял лишь оборонный сектор). Ориентиры укрепления научно-технического потенциала, как правило, вырабатываются государственными структурами в непосредственной увязке с перспективами коммерциализации новых технологий, повышения жизненных стандартов.

Системное развитие национального инновационного комплекса невозможно без рациональной стратегии. В условиях усиливающейся взаимозависимости различных сторон экономики и общества, науки и технологий, экспоненциального увеличения информационных потоков определить будущие тенденции инновационной сферы, детально просчитать последствия тех или иных нововведений во многих случаях возможно лишь на государственном уровне. Государство призвано выработать долгосрочные инновационные ориентиры для различных экономических структур, путем регулирующих воздействий согласовать их со стратегическими и тактическими задачами бизнеса, профсоюзов, общественных организаций. При определении долгосрочных направлений НИС обычно требуются финансируемые государством исследования по прогнозированию научно-технических и социально-экономических процессов. Построение обоснованных оценок перспективной динамики НИС предполагает анализ альтернатив, связанных с той или иной инновационной политикой, а также синтез эволюционно-генетического и нормативно-целевого подходов (установки последнего, например, тот или иной уровень информатизации общества, зачастую задаются государством).

На почве системных инновационных взаимосвязей вырастают новые механизмы формирования научно-технической политики. Она становится не просто продуктом функционирования государственного аппарата, но и достигаемым сквозь призму согласования интересов общим видением перспектив научно-инновационной сферы, ее места в экономике и обществе представителями различных сегментов хозяйства и социальных слоев. К данному процессу подключаются вновь встраиваемые в НИС звенья, характеризующиеся значительным удалением от ядра инновационного потенциала, например, молодежные организации, женские движения, деятели культуры и искусства и т. д. Субъективная составляющая в постулировании национальных инновационных целей постепенно замещается разветвленными экспертно-аналитическими процедурами, позволяющими подвести под здание инновационной стратегии прочный исследовательский фундамент.

Поскольку интенсивность и ареал влияния мер научно-технической политики значительно увеличивается посредством “сцеплений” НИС, требуется более глубокий анализ последствий соответствующих шагов, а также более тесная их корреляция между собой. Например, активизация исследований в той или иной научно-технологической области малоэффективна без стимулирования спроса на являющуюся их результатом наукоемкую продукцию, сопровождаемого прямыми и сопряженными инвестициями.

Далее, по мере консолидации НИС, научно-техническая политика материализуется уже не только через взаимодействие государственных органов с хозяйствующими субъектами, но и в возрастающей степени путем поддержки кооперации различных агентов научно-инновационного цикла. Данное положение можно проиллюстрировать деятельностью японских кейрецу - межфирменных союзов, направленных главным образом на подъем технологического уровня промышленности.

Типология государственного регулирования научно-технической сферы уже довольно длительное время находит свое отражение в науковедческом анализе, выделяются, в частности, целеориентированный и диффузионный, фронтальный и концентрированный, элитарный и эгалитарный типы научно-технической политики. Конституирование НИС порождает еще ряд признаков классификации.

Прежде всего следует различать креативный и рефлексивный подходы к государственному регулированию НИС. В первом случае государство в значительной степени формирует конфигурацию НИС (пример - Франция), во втором - адаптирует свои шаги к реально складывающейся структуре НИС (пример - Великобритания). Далее, практика демонстрирует преимущественно партикулярную парадигму, когда объектами воздействия выступают прежде всего элементы НИС, стимулируемые к необходимым “стыковкам” с другими звеньями (пример - США) и преимущественно интегрированный подход, когда приоритетом политики становится выстраивание системных связей (пример - Япония).

Своеобразие научно-инновационного комплекса России детерминирует, по нашему мнению, построение двухполюсной модели государственного содействия научно-инновационной кооперации. На одном полюсе целесообразно сфокусировать меры по централизованному управлению кооперационными и интеграционными процессами, охватывающие сегменты общенациональной значимости.

Второй полюс должен быть сосредоточен на организации платформы координации частных инновационных инициатив, наращивании креативного потенциала нации. При оптимальном функционировании регулятивных механизмов естественно ожидать возникновения межполярного “инновационно-силового поля”, которое и будет генерировать импульсы роста глобальной конкурентоспособности страны в инновационной сфере и на экономической арене в целом.

Реализация государственной политики стимулирования инновационного системообразования, помимо увеличения тесноты и результативности инновационных взаимосвязей, продуцирует еще ряд сопряженных интеграционных эффектов, которые, в свою очередь, еще более усиливают прочность конструкций НИС. Так, все более синергический характер приобретает ресурсный потенциал инновационного комплекса.

Аутсорсинг становится мощным каналом пополнения инновационного капитала звеньев НИС. Формируется новый облик специалиста и менеджера, органично сочетающего отстаивание интересов своей организации с активным позиционированием в инновационно-кооперативных структурах. Многие элементы ресурсной базы инновационной деятельности генерируются в формальных и неформальных исследовательских и инновационных сетях. Социально-экономическое пространство покрывается оболочкой из многочисленных кластерных центров инновационной активности. Складывается и умножается общенациональный информационно-интеллектуальный ресурс как фундамент построения общества, базирующегося на знаниях.

Государственная научно-техническая политика предстает и как мощный интегратор в области использования результатов инновационной деятельности. В частности, существенно возрастает степень эга-литарности доступа к передовым научно-техническим достижениям. Технологические и социальные нововведения занимают оптимальную нишу в целостном социально-экономическом организме, укрепляя национальную безопасность и конкурентоспособность. Инновации пронизывают все стороны бытия человека - от личной жизни до участия в управлении социумом.

Более целостными становятся также международные инновационные взаимосвязи. Предметами международного инновационного обмена выступают уже не только отдельные ресурсы и продукты, но и механизмы их генерации, диффузии и использования, институты стимулирования инновационной активности. Наблюдается детерриториализация национальных инновационных систем, широкая трансграничная экспансия инновационных конструкций. Международная стратегия государств во все большей степени выстраивается на базе системного анализа производственных, оборонных, социальных и политических технологий и прогнозов их развития. Наконец, инновации все глубже проникают в практику функционирования государственного аппарата. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют придать систематический характер диалогу власти и общества. Комплексная научная экспертиза качественно преобразует такую важнейшую субстанцию государственной деятельности, как процесс принятия управленческих решений. Инновационное системообразование стимулирует деконцентрацию государственного регулирования, акцептирование многих дирижистских полномочий нижними уровнями управления, горизонтальными общественными структурами.

 



2020-03-19 211 Обсуждений (0)
Совершенствование государственной научно-технической политики в процессе формирования национальной инновационной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совершенствование государственной научно-технической политики в процессе формирования национальной инновационной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)