Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления региональной научно-технической политики в современных условиях



2020-03-19 204 Обсуждений (0)
Основные направления региональной научно-технической политики в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

“Переход России к инновационному пути развития - это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных” - говорится в “Основах политики Российской Федерации в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно - техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно - техническим направлениям сформированы приоритеты:

наноиндустрия и перспективные материалы;

энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

технологии живых систем;

информационно-телекоммуникационные системы;

экология и рациональное природопользование;

безопасность и противодействие терроризму.

В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий. Первый блок - генерация знаний

В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно-организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

Второй блок - разработка технологий

Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий блок программы - коммерциализация технологий

В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны еще Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

РФТР - внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно - технических, инновационных проектов.

Для начала важно определиться с тем, нужна ли нам в России наука и какую научно-техническую политику проводит сегодня Правительство на федеральном уровне. Без понимания этого вести разговор о региональной научно-технической политике будет некорректно.

Если приоритеты развития экономики страны, выбранные нашим Правительством, ресурсно-ориентированные, то в развитии фундаментальной, да и прикладной науки нет никакой необходимости, поскольку гораздо дешевле купить и разработки, и технологии в научно и технологически развитых странах. Даже если принимается модель, по которой развитие экономики осуществляется в основном за счет прямых иностранных инвестиций, то и здесь речь не идет о возможности (и даже целесообразности) развития фундаментальной науки и технологий, потому что все технологии закупаются за рубежом или разрабатываются в данной стране, но уже в результате тех исследований, которые проведены в научно и технологически развитых странах. Особенностью перечисленных форм развития экономики является то, что страна постепенно теряет свою технологическую независимость и обороноспособность, поскольку все технологии зависят от тех исследований и разработок, которые сделаны в чужих странах.

Альтернативой является инновационная экономика, или экономика

знаний,- характеристика новой общественной формации, которая является экономикой постиндустриального общества и делает акцент на приоритетные разработки новых знаний, технологий, современную систему образования. Это так называемый пятый уклад развития экономики, ориентированный на установление взаимосвязей между экономикой и сферой научных исследований и разработок, на организацию процесса превращения научных идей в технологические разработки, определение стратегии деятельности промышленных компаний по освоению новых технологий и новых видов продукции, а также на роль государственных и частных инвестиций для обеспечения технологического развития национальных производителей. Именно в этом сегодня выбор экономически развитых стран. В развитых странах 25% трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий. В США 8% населения создают свыше 20% ВВП, а страна расходует на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) около 40% от общемировых затрат; около 66% работающих сегодня имеют высшее или незаконченное высшее образование (американская администрация намерена при жизни нынешнего поколения довести этот показатель до 90%). Показательны и данные по России: население - примерно 2,5% от мирового, ВВП - 2,5% от мирового, а расходы на НИОКР - заметно меньше 1% от мировых.

Очевидно, Запад понимает, что только при помощи науки можно обеспечить переход на инновационный путь развития, что фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития общества (не экономики, а общества в целом) и что формирование национальной инновационной системы является неотъемлемой частью экономической политики государства.

На заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 года были одобрены предложения Минобрнауки России, направленные на повышение эффективности деятельности государственного сектора науки, однако при этом остается нерешенным ряд серьезнейших проблем.

Государственная поддержка региональной научно-технической политики должна осуществляться в следующих формах:

_ оказание финансовой поддержки;

_ предоставление различного вида льгот и преференций;

_ создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций;

_ предоставление в соответствии с региональным законодательством о долговых обязательствах гарантий субъекта Федерации под кредиты, выделяемые для реализации инновационных программ (проектов);

_ стимулирование повышения спроса на продукцию инновационной деятельности;

_ содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках.

Финансовое обеспечение региональной научно-технической политики основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств федерального бюджета, регионального бюджета, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ). За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные, научно-технические, инновационные программы, проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах. Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, бюджета субъекта Подводя итог, можно констатировать, что без региональной научно-технической политики субъектов Российской Федерации научно-техническая политика России будет ущербной и не принесет ожидаемого эффекта.

Очевидно, что решение проблемы перехода России к инновационной экономике должно стать стратегической задачей государства на ближайшие десятилетия. Мри этом формирование Российской инновационной системы как институциональной основы инновационной экономики, можно было бы провести по следующему сценарию.

На начальном этапе:

§ разрабатывается и принимается на государственном уровне концепция долгосрочного инновационного развития экономики страны,

§ вырабатывается инновационная политика государства,

§ формируется нормативная правовая база, стимулирующая инновационные процессы,

§ определяется структура Российской инновационной системы.

Основу этих работ составляет тщательный и объективный анализ экономической ситуации. При наличии необходимых политических решений и необходимого ресурсного обеспечения этот этап мог бы быть завершен в течение полутора-двух лет.

На втором этапе создаются недостающие элементы Российской инновационной системы, и начинается их объединение. В первую очередь внимание должно быть сконцентрировано на решении следующих проблем:

§ завершение модернизации образования и его адаптация к условиям инновационной экономики, создание исследовательских университетов;

§ отработка механизмов функционирования корпоративных научно-промышленных структур;

§ создание инновационных мезо-систем в отраслях, обеспечивающих выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции. В первую очередь это касается Минатома России и Росавиакосмоса,

§ формирование региональных инновационных систем,

§ развитие инфраструктуры инновационной деятельности, прежде всего информационной, финансовой и юридической, экспертно-аналитической и экспертно-прогнозной.

В ходе этого этапа выявляются и корректируются положения законодательства, препятствующие становлению инновационной экономики.

На третьем этапе различные элементов инновационной системы интегрируются в единую гипер-систему, обеспечивающую инновационное функционирование экономики, присутствие России на мировых рынках наукоемкой продукции, а также активное участие в формировании этих рынков.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Научно-техническая и инновационная политика должна быть направлена на содействие структурным изменениям в российской экономике, повышение ее конкурентоспособности и опираться на имеющийся научно-технический потенциал. Государство должно четко определить отношение к своему научно-техническому потенциалу, приоритетам развития науки и техники, источникам финансирования, материального и морального стимулирования научной деятельности, осуществляемой в соответствующих организациях всех форм собственности, материально-технической и информационной базе науки и т.п. По сути дела речь идет о формировании социального заказа научному комплексу, который бы обеспечил соответствие между наукой, инновационной сферой и структурной реорганизацией экономики и требованиями диктуемыми современной цивилизацией. Определяющую роль в сохранении и развитии научно-технического комплекса России играет решение проблемы его финансирования. В этой связи чрезвычайно актуальным является обеспечение в соответствии с Законом о науке и другими принятыми Правительством документами увеличения расходов на науку в бюджете последующих годов как минимум до 4% от расходной части, при этом научные затраты должны быть защищены статьей бюджета России. Эти средства остро необходимы для реанимации активной научно-технической деятельности. В то же время, нет (и пока не предвидится) какой-либо внятной программы развития российской науки, которая по своей структуре, несомненно, остается советской.

Подводя итоги, можно коротко сформулировать основные задачи по повышению эффективности научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям науки, техники и технологий:

снизить избыточный объем и неоправданную сложность систем управления научными организациями;

повысить эффективность использования государственного имущества для исполнения уставных функций в сфере науки;

оптимизировать многообразие используемых организационно-правовых форм;

повысить уровень интеграции науки и высшего профессионального образования;

усилить мотивацию научно-образовательных комплексов на повышение эффективности бюджетных затрат;

расширить процессы создания центров коллективного пользования и обеспечить доступ к научной инфраструктуре всех организаций, занятых исследованиями и разработками, независимо от формы собственности;

сконцентрировать ресурсы государственного бюджета на реализацию наиболее значимых государственных задач в области науки (фундаментальные научные исследования, национальная безопасность, антитеррористические разработки и др.), опережающими темпами за счет негосударственных инвестиций развивать практикоориентированный сектор образования и сферу прикладной науки, осуществляющие подготовку кадров и научные разработки для реальной экономики.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Волостнов Б.И. Государственная политика регулирования научно-технической деятельности за рубежом. «Электронная промышленность. Экономика и коммерция», 2008, № 3 - 4.

. Волостнов Б.И. Проблемы восстановления и развития отечественного научно-технического комплекса в условиях экономического кризиса. «Электронная промышленность». Экономика и коммерция», 2009, № 4.

. Иванов В.В. Национальные инновационные системы: теория и практика формирования. М., ОО «Абелия», 2010.

. Иванов В.В. Инновационное развитие локальных территорий. М., ООО «Абелия», 2011.

. Королев В.И., Федоров Н.Г. Инновации в регионе: перспективы развития. «Регионология», 2009, № 3.

. Тодосийчук А.Е. Механизм государственной поддержки науки и инноваций в России. «Электронная промышленность. Экономика и коммерция», 2013, № 1 - 2.

7. Гумерова Г.И. Управление инновационными преобразованиями. М.: Дело, 2010.

. Рубвальтер Д.А. Российская наука: опыт реформирования и современность. М.: ЦИСН, 2009.

. Официальный сайт Административно-бюджетного управления при Президенте США:http://www.whitehouse.gov/omb.

. Официальный сайт Национального научного фонда США: http://www.nsf.gov.

. Рубвальтер Д.А. Формирование государственного рынка и механизмы его регулирования // Экономическая наука современной России. 2001. № 1.

. Смирнов В.И. Комментарии к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. М.: ГУ ИМЭИ, 2006.

. Барышева А.В.Инновационный менеджмент (учебное пособие), - М.: ИНФРА-М, 2001. - 154 с.

. Гурова Т.А., Полунин Ю.К. Инфраструктура для национального рынка. 2007, - 228 с.

. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации" 2010. - 220 с.

. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система, ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2013. - 273 с.

. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. - М.: Ассоциация

. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.К. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран) Учебник, (ГРИФ). - М. 2005, - 212 с.

. Перспективные направления НТП в растениеводстве.// Сборник научных докладов международной научно-практической конференции «Земледельческая механика в растениеводстве». / сост. Баутин В.М. Том 1.- М.: ВИМ, 2011.-602 с.

. Солнцева О., Ивантера А. "Шанс не зарыть деньги", “Эксперт” 26 февраля 2007 г. - 12 с.

. Рубвальтер Д. А. - директор Центра исследований и статистики науки Минобрнауки России, к.э.н., доцент, Шувалов Сергей Сергеевич - старший научный сотрудник Центра исследований и статистики науки Минобрнауки России. - «Государственная научно-техническая политика и федеральная контрактная система: зарубежный опыт и возможности его применения в России» -Экономическая наука современной России. 2008. № 1

. Государство и рынок: американская модель / Под. ред. М.А. Портного и В.Б. Супяна.М.: Анкил, 2009.

. Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. США: Федеральная контрактная система и экономика: механизм регулирования. М.: Наука, 2002.

. Федорович В.А., Патрон А.П. США: государство и экономика. М.: Международные отношения, 2007.

. Холланд Х., Смитс Р. Процесс установления приоритетов в научно-технической политике / Управление наукой в странах ЕС. Том 2. М.: Наука, 2009.

. Фролов И.Э. Наукоемкий сектор промышленности РФ: экономико- технологический ускоренного развития. М.: МАКС Пресс, 2008.

. Фадейчева Г.В. Общественные потребности как система // Вестник Московского университета. 2010. № 2.

. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. М.: ГУ ВШЭ, 2005. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера, М.: ИНФРА-М, 2010.

. Социально-экономическое развитие России: новые рубежи / под ред. В.А. Мау, С.Г. Синельникова-Мурылева, М.: ИЭПП, 2008.

. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005.

. Шувалов С.С. Центр исследований и статистики науки (Москва). «Государственный заказ в системе государственного управления научно-техническим и инновационным развитием»

. Рассчитано на основе официальных данных Росстата и статистического сборника «Наука России в цифрах: 2013». М.: ЦИСН, 2008.



2020-03-19 204 Обсуждений (0)
Основные направления региональной научно-технической политики в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления региональной научно-технической политики в современных условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)