Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И, рушась, немели колокола



2020-03-19 232 Обсуждений (0)
И, рушась, немели колокола 0.00 из 5.00 0 оценок




История христианства насчитывает более тысячи лет. Сегодня можно по-разному относиться к религии, но, несомненно, одно: церковь играла главную роль в реализации основных моральных устоев общества, открывала школы и учила детей грамоте, помогала обездоленной части населения. Христианская церковь – это не просто религия, а в большей степени культурное наследие русского народа, его неповторимый колорит.

  Каждая церковь на территории нашего района была уникальна по-своему, с разнообразной архитектурой, своей историей. Как правило, здания строились на средства знатных и богатых граждан наших деревень и сел. Вносили свою лепту и крестьяне. Церковные ограды были уникальны по своей красоте. Сегодня можно только представить красоту и мелодичность колокольного звона, который олицетворял мощь России, ее культуру, будущее. В этом материале речь пойдет о том, как уничтожались русские святыни на территории Кесовогорского района, о тех, кто отдавал приказы и распоряжения. Этот уникальный материал хранится в архиве п. Кесова Гора. Массовое закрытие церквей, передача их под складские помещения, клубы и другие хозяйственные цели совпали с началом коллективизации и образованием района как административно-территориальной единицы. Именно с 1929 года начался массовый террор в отношении людей и религии. В декабре 1929 года решением районного исполнительного комитета (председатель т. Смирнова, секретарь т. Назаров) передают часовни д. Гребни и Васьково под культурно-массовые цели, летнее помещение церкви Иоанна Предтечи села Кесова Гора - под склад зерна, а зимнее – под культурно-массовые мероприятия; под клуб – церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Воробьево. Церковные ограды разрешают сломать и использовать в строительстве ферм. 21 января 1930 года власти закрывают и передают часовню деревни Демшино, церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Березовец, церковь Рождества Христова с. Столбово под складские помещения. Церковь с. Суходол Архистратига Михаила закрывают, объясняя, что 70% верующих отказались от церкви. Надо сказать, что начало 1930 года было особенно трагичным для церковных святынь. 7 февраля закрывают красивейшую церковь Божией Матери Казанской в селе Золотково, церковь Воздвижения Креста Господня в с. Дубово. Причина закрытий - якобы отказ верующих посещать храмы. Вопиющий обман, потому что архивные документы говорят об обратном. Церковные ограды этим же решением отдают колхозам под строительство хозяйственных построек. По анализу архивных документов того периода можно сделать вывод о том, что население района начинает активно выступать против незаконных решений РИКа о закрытии и разрушении церквей.

   В марте 1930 года председатель исполкома Смирнова на заседании исполнительного комитета требует от следственных органов «обратить внимание на развивающуюся классовую борьбу в связи с закрытием церквей, особенно в с. Кесова Гора. В решении сказано: «… принимать самые решительные меры к жителям сел, выступающим против закрытия церквей». Прокурор района Григорьев, понимая, что обстановка накаляется, отменяет часть решений по церковным делам. Так в Польцовском сельсовете председатель исполкома лично подверг штрафу священника Окунева «за хождение крестного хода без разрешения сельсовета». Прокурор отменяет это решение и требует снять с должности председателя за «левацкие загибы», предупреждает власти о персональной ответственности за состояние законности в районе. Но этих мер было уже недостаточно, обстановка в районе стала выходить из-под контроля властей. 24 марта 1930 года прихожане церкви Погост Троицы Юркинского сельсовета в количестве двух тысяч из 6 деревень собрались на митинг и потребовали вернуть церковь. Власти очень испугались, так как митинги стали проходить и в других населенных пунктах. В конце марта 1930 года (протокол № 29) РИК принимает решение:

1. О допущении перегибов при лишении избирательных прав, закрытии       церквей, об индивидуальном обложении их исправлении.

2. При наличии требований со стороны верующих об открытии церквей требование народа выполнять немедленно. Срочно провести активу массовую работу по разъяснению перегибов, допускаемых при закрытии церквей.

В апреле 1930 года решением исполкома за № 32 все церкви вернули верующим, но изъяли все церковные архивы. На время власть успокоилась, но с 18 ноября 1930 года начинается новая волна закрытия церквей. Закрываются церкви Преображения Господня с. Далеки, Святого Николая Чудотворца с. Ново-Введенское, Божией Матери Казанской с. Николо-Поточино, Рождества Пресвятой Богородицы с. Карабузино. Церковь Спаса Нерукотворного в с. Высокое передают под больничный пункт. Закрывается храм Спасо-Преображенья с. Кесова Гора, Михаила Архангела с. Черный Ручей. 5 декабря 1933 года церковь Никола Чудотворца с. Никольское Столбовского сельсовета отдают Кесовогорскому молокосоюзу под молочный пункт. 8 сентября 1933 года постановлением РИК принимается решение использовать церковь Спаса Преображения с. Кесова Гора под временный склад зерна. 98 прихожан проголосовало –за, против 11. В постановлении говорится: « Заготзерно должно бережно относиться к зданию и инвентарю. По окончании хранения очистить , вымыть и сдать общине в прежнем виде». Это фарисейское решение РИКа было выполнено только в первой части. Церковь больше никогда не вернулась к прихожанам. Под клуб была передана церковь Иоанна Предтечи с. Кесова Гора. В помещении церковной сторожки был размещен струнный оркестр, показывали кино.

Одновременно с храмами террор был обрушен и на священнослужителей. Объявили хозяйства кулацкими и подвергли высылке из пределов района священников: Лебедева П., Завьялова, Люберцева В.С., Морошкина Н.М., Истомина В.С., Рязанцева В.С. Действующих храмов осталось совсем мало, да и на те наложили огромные налоги. 3 апреля 1934 года принимается решение исполкома за № 16 «О прекращении колокольного звона в церквях с. Кесова Гора. Удовлетворить ходатайство граждан в том, что колокольный звон препятствует нормальной работе учреждений и организаций, воспретить колокольный звон в селе Кесова Гора в церквях Предтеченская, Рассудовская, Николо – Грачи с 10 апреля 1934 года. Все колокола снять с церквей района и продать на металлолом». Это решение было выполнено и исконно русская православная культура была уничтожена местной властью за три года.

 Счастливого конца в этом деле нет

     1937 год. В СССР закончена коллективизация, мощными темпами проходит индустриализация. В сельское хозяйство поступают трактора и машины. Дети ходят в школу, практически ликвидирована неграмотность. Люди все активнее включаются в культурную жизнь страны. Открываются кинотеатры, работают парки, молодежь увлечена спортом. Редкие сообщения о врагах народа в печати мало трогают население, особенно в селах. А между тем страшная паутина подозрительности и доносов все больше и больше окутывают людей, и не только в городах. Сентябрь 1937 года. В селе Борисовское активно обсуждают новую сталинскую Конституцию и выборы в Верховный Совет СССР. Но есть и неприятные моменты для местной власти: это Бережайская и Борисовская церкви, которые отремонтированы и продолжают работать. Готовится к открытию Спасская церковь в селе Высокое.

        На стол секретарю Кесовогорского районного комитета ВКП(б) т. Лямину ложится докладная от т. Б. – зав отделом политической учебы РК ВЛКСМ, кандидата в члены ВКП(б), образование среднее, 1913 года рождения: «Я, тов. Б., будучи в Борисовском сельсовете уполномоченным по выборам в Верховный Совет СССР, хочу Вам сообщить, что в данном сельсовете работают две церкви: Борисовская и Бережайская, на ремонт которых затрачено шесть тысяч рублей. Жители этого сельсовета собирают деньги для открытия церкви в селе Высокое. Уже получено разрешение от областных организаций на открытие, если уплатят 1800 рублей налога. Этим активно занимаются: Салова О.А. – село Высокое, Козлова Ф.Е. - бывшая торговка, лишалась избирательных прав и была осуждена на 5 лет, она собирала муку для попа. Орлова А.Т. – давала в долг деньги на открытие церкви. 9 сентября, в день «Чуда», у Ветлицкой Анастасии Ивановны был полон дом гостей, где они были до поздней ночи. Там были все попы и другие церковные служаки, они, вероятно, решали вопросы восстановления церкви. Это может подтвердить колхозник колхоза имени Ленина т. П. Ветлицкая неоднократно заманивала его детей в дом, давала хлеб, яблоки, конфеты, заставляла молиться. О чем и докладываю Вам, считая необходимым заняться церковными делами в Борисовском сельсовете через соответствующие органы. 22 сентября 1937 года подпись т. Б»

Естественно т. Лямин обратился в «соответствующие органы». Как следствие докладной т. Б появляется уголовное дело № 14179 –с по обвинению Ветлицкой Анастасии Ивановны в антисоветской агитации.             

Серая папка с грифом: хранить вечно

НКВД

Уголовное дело № 14179-с

По обвинению гр. Ветлицкой А,И.                                                                                            по статье 58 УК РСФСР,   антисоветская агитация и пропаганда.

                                                                

Первый лист дела – ордер на обыск и арест гр. Ветлицкой Анастасии Ивановны № 2780 от 14 ноября 1937 года. В протоколе обыска дома гр. Ветлицкой записано: «В доме ничего антисоветского не обнаружено». В анкете на арестованную записано, что родилась в деревне Карабузино в октябре 1880 года. На момент ареста имела дом, сарай, корову, двух овец, пахотной земли не имела. До 1929 года имела лошадь, две коров, восемь десятин земли. Муж служил дьяконом в селе Славково. В настоящее время единоличница, из служителей культа, так как отец служил псаломщиком. Лишалась избирательного права. Неграмотная. Дети: Егор Васильевич, 31 год, учитель, Михаил Васильевич, 22 года – студент Калининского пединститута, Василий Васильевич, 21 год – студент Ленинградского пединститута, Александра Васильевна , 28 лет – учительница, Надежда Васильевна 17 лет - курсы медсестер, г. Ленинград. Все документы подписаны начальником Кесовогорского РО НКВД младшим лейтенантом Госбезопасности Б- м. В деле важным документом служила характеристика Борисовского сельсовета: «Ветлицкая А.И. происходит из семьи служителей культа. Имела крупное хозяйство до революции и после. После принятия Сталинской Конституции Ветлицкая особенно активизировалась по сбору средств на открытие церкви, прямо агитировала против Советской власти, агитирует население за крещение детей, говоря, что скоро Советскую власть прогонят и некрещеных детей будут убивать, от многосемейной П-ой требовала денег на ремонт церкви. Детей сманивает за разные лакомства, учит их разучивать молитвы и молиться богу. Лишалась избирательных прав». Подписал председатель Борисовского сельсовета т. Г-в.

  Допросы обвиняемой и свидетелей вел начальник Кесовогорского РО НКВД младший лейтенант Б-в. Анастасия Ивановна подтвердила, что в ее дом в день «Чуда» приходили гости, пили чай, обсуждали церковные дела, но больше она не признала ни одного пункта обвинения. Категорически отрицала агитацию против Сталинской Конституции. Были допрошены т. П-в, колхозник колхоза имени Ленина, 1897 года рождения, до революции батрак, имевший девять человек детей, товарищ Е-ев, инспектор комитета заготовок, член ВКП(б), служивший в органах ВЧК с 1918 по 1933 год, уроженец города Ярославля. Вопросы следователя и ответы свидетелей были абсолютно одинаковы. 14 ноября 1937 года было составлено обвинительное заключение:

«Ветлицкая А.И., являясь женой бывшего служителя культа и активной церковницей, среди местного населения вела агитацию за восстановление закрытой церкви. Ходила по деревням, занимаясь вымогательством денег у отсталых колхозниц. Заманивала к себе на квартиру детей колхозников, которых за кусок хлеба заставляла молиться богу. Одновременно вела антисоветскую агитацию, говоря, что скоро падет Советская власть и некрещеных детей будут убивать, поэтому нужно производить крещение. По адресу членов Партии и правительства наносила оскорбления. Виновной себя не признала, но полностью уличается свидетельскими показаниями. Направить следственное дело Ветлицкой А.И. на рассмотрение Тройки НКВД по Калининской области, а ее содержать в пересыльной тюрьме г.Кашина». Обвинительное заключение утвердил начальник оперативного сектора НКВД по г.Кашину лейтенант Б-тов. Последний пункт обвинительного заключения был вообще личной фантазией оперативных работников. Согласно обвинительному заключению 27 ноября 1937 года Тройка НКВД по Калининской области приговаривает Ветлицкую А.И. заключить в исправительно- трудовой лагерь сроком на 10 лет. Местом отбытия наказания был определен УНЖЛАГ НКВД станции Сухобезводное Горьковской области.

  Дочь Анастасии Ивановны, Александра, пишет прокурору области, что ее мать осуждена неправильно, так как в деле «все извращено и добавлено то, чего не было вообще». На ее жалобу было составлено заключение Помощника областного прокурора по спецделам Азирова, что «Ветлицкая А.И. осуждена правильно и к пересмотру дела по ее обвинению оснований нет». С этим согласился и зам. Областного прокурора по спецделам Григорьев. В декабре 1940 года Анастасия Ивановна направляет жалобу на имя Народного Комиссара Внутренних дел Л.П.Берия: «Мне 60 лет, я уже не могу работать как все заключенные и становлюсь обузой для лагеря: «кто не работает, тот не ест». Я являюсь верующей и не отрекаюсь от бога, но я никогда не выступала против Советской власти. Прошу Вашего снисхождения из-за моей старости». На заявлении Анастасии Ивановны красным карандашом написано: разобраться и доложить, и подпись Берии. Уже через несколько дней проверку заявления проводит районный отдел НКВД по г.Кашину. Вновь опрошены свидетели, которые практически отказались от своих показаний. В частности, т. Б-н показал, что г. Ветлицкую он никогда не видел, а докладную написал со слов других людей. Председатель Борисовского сельсовета показал, что он дал показания и написал характеристику так, как ему сказали. А сам он считает, что Ветлицкая контрреволюционной деятельности не вела, хлеб, яблоки давала детям из жалости. Шилов А.И., тракторист, проживающий в деревне Борисовское, показал, что считает Ветлицкую хорошим и добрым человеком, но верующей.

    Счастливого конца в этом деле нет, так как заключение звучало так: «В заявлении осужденной Ветлицкой А.И. о пересмотре дела отказать, считая, что решение Тройки НКВД вынесено правильно». Заключение подписали начальник следственной части НКВД Калининской области капитан государственной безопасности Шифрин и начальник управления НКВД Калининской области майор Токарев. 29 декабря 1940 года в Москву и Горький уходят извещения о том, что дело пересмотрено, решение Тройки оставлено в силе. Наивно было бы думать, что признают ошибку Тройки, хотя всем было ясно, что дело сфабриковано. Было проще убрать работников НКВД, что и было сделано.

   Анастасия Ивановна продолжала находиться в лагере в нечеловеческих условиях. Но в декабре 1942 года г. Ветлицкая в порядке 461 ст. УПК РСФСР условно-досрочно освобождена из Унженского исправительного лагеря НКВД и, имея только билет до станции Калязин, без денег, продовольственного пайка, в условиях военного времени добиралась до дома. Почему же была отпущена Анастасия Ивановна? Ведь даже по окончании срока заключения возвращались не все. Причина в том, что изменилась политика Сталина по отношению к русской православной церкви, которая приняла деятельное участие в борьбе с фашизмом. По инициативе православных верующих были собраны деньги на строительство танковой колонны, носившей имя Дмитрия Донского, многие служители церкви погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Часть людей, осужденных по церковным делам, была отпущена из лагерей. Последний документ в этом деле – заключение комиссии, подписанное старшим помощником прокурора Калининской  области Артемьевым и начальником управления КГБ от 1 сентября 1989 года о том, что Ветлицкая А.И. по уголовному делу 14179 – реабилитирована.

  С фотографии на справке об освобождении смотрит лицо смертельно усталой женщины, ведь какое нужно мужество противостоять в то время страшной государственной машине под названием НКВД, которая ломала офицеров и генералов. А простая русская женщина не признала за собой вины, не предала своих единомышленников, хотя оперативные работники НКВД пытались раскрутить в с. Борисовское антисоветскую организацию. Но самое замечательное то, что Анастасия Ивановна не отреклась от церкви и от веры, это уже ее победа и нравственный подвиг.

  Эти события, пусть и страшные, – история земли кесовогорской, и люди вправе ее знать. По этическим соображениям фамилии многих участников тех событий полностью не напечатаны, ведь, в конечном счете, виноваты не конкретные люди, а система, в которой они находились. Судьба многих сложилась очень трагично, и трудно понять, кто они – скорее жертвы, а не палачи.



2020-03-19 232 Обсуждений (0)
И, рушась, немели колокола 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И, рушась, немели колокола

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)