Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследовательская работа краеведческого кружка «Истоки»



2020-03-19 244 Обсуждений (0)
Исследовательская работа краеведческого кружка «Истоки» 0.00 из 5.00 0 оценок




Члены краеведческого кружка «Истоки» решили проследить судьбу ветряных мельниц Матвеевской волости. Оказалось, что судьба их печальна, также как трагичны судьбы их хозяев одинаково.Матвеевская волость до 1917 года входила в число самых хлеборобных в Кашинском уезде. Построены они были в конце XIX, начале XX веков. В это время Россия достигла наиболее высокого экономического благополучия. Развитие капитализма в сельском хозяйстве способствовало предпринимательству в деревне. Мельницы стали строиться крепкими крестьянами, чаще родственниками, освобождая односельчан от тяжелого ручного труда по размолу зерна. Плата за размол была небольшая – брали гарцовку – небольшой процент муки. Государству платили налоги. Мельница представляла довольно сложный механизм, требовала постоянного ухода и регулировки. Как правило, мельниками были сами их владельцы. После коллективизации мельницы национализировали. Мельников назначали из самых трудолюбивых и достойных колхозников. Это продлило судьбу мельниц до 50-60 годов. Мельницы представляли своеобразный крестьянский «клуб». Мужики, в ожидании ветра обсуждали последние новости, виды на урожай. Поездка на мельницу не была обременительна, скорее радостной – семья будет с хлебом. Особенно много подвод с зерном было осенью, после уборки урожая. Кроме размола зерна на мельницах били льняное масло, его запах привлекал местную детвору, с кусками хлеба они прибегали на мельницу, мельник выносил плошку с маслом, и начинался ребячий пир.

   В селе Матвеевское мельницу построили в начале XX века братья Гладышевы: Степан, Алексей, Василий и Александр. Она исправно работала у хозяев до 1929 года, но к этому времени отошла к Александру Гладышеву. После его смерти мельницей владеет его жена Елизавета Гавриловна. В колхоз она мельницу не отдала, считая, что ее большая семья без мельницы пропадет, она не в состоянии была прокормить детей. Однако мельницу все равно отобрали, а хозяйка была осуждена и отбывала наказание в Смутихе, где находился лагерь для заключенных. Мельница, построенная умелыми руками, исправно молола и била льняное масло до 60 –х годов, в чем несомненная заслуга мельника Никиты Федоровича Мамаева – последнего мастера мельничного дела в нашем крае. Затем она простояла без дела несколько лет и ее разобрали на дрова. К этому времени в Матвеевском не стало и храма, и село стало обычной деревней, утратив свой облик и значение.

Деревня Стрелиха имела две мельницы, построенные в конце XIX века. Одна принадлежала Лукьяну Кузьмичу Мельникову, но в 1930 году ее у него отбирают, объявляют кулаком и вместе с женой и пятью детьми высылают в Казахстан. Перед войной, после долгих просьб и писем в Москву, М.И.Калинину, семье разрешают выехать на родину, полностью реабилитировав. Но к этому времени глава семьи и младший ребенок умерли от холода и голода. Дом заняли другие люди. Мельница исправно работала еще и в военные годы, помогая людям в это трудное время. Без хозяйского пригляда ветшала и сгорела из-за халатности работников сразу после войны. Вторая мельница стояла рядом. Она принадлежала Шашкову Ивану. Хозяева мельниц мирно уживались. Но в 1930 году Ивана предупредили, и он, бросив мельницу, дом скрылся от властей. Судьба его неизвестна. Мельница стояла до 70 –х годов, исправно работала, затем использовалась как склад. В настоящее время от нее не осталось и следов.

В деревне Дурыкино (ныне Рябиновка) мельница принадлежала Зубрилову Константину и была одна из самых старых. По наследству перешла к его сыну Зубрилову Павлу Константиновичу. К началу коллективизации Павел добровольно отдал ее в колхоз, избежав репрессий со стороны властей. Последним мельником был Барыкин Семен Глебович. Мельница постепенно ветшала и перед войной ее сломали.

В деревне Марьино было две мельницы. Они принадлежали Барунову Арсению Максимовичу. К началу коллективизации Арсения объявили кулаком, но он успел скрыться от властей. Мельницы работали до 60-х годов. Мельниками были Постников Алексей Васильевич и Щербаков Егор Арсеньевич. Одна из мельниц используется до сих пор как склад, а судьба второй более печальна. Председатель колхоза понимая нужность мельницы, решил механизировать привод. Бригада рабочих, не имея опыта, не предусмотрела всех особенностей запуска механизма, в результате она сгорела.

      Мамайка - деревня, о которой немногие помнят, как и о многих тысячах деревень по России. Ее уже нет. Она ранее притягивала сюда людей своей мельницей. Она принадлежала Петухову Сергею Афанасьевичу. В 1930 году он был раскулачен, судьба его неизвестна. А вот мельница работала, придавая неповторимый облик деревне в тринадцать домов. Но случилась трагедия: в механизм мельницы попал человек и погиб. Люди перестают сюда ездить на помол. Мельницу разбирают и перевозят в другое место. Постепенно опустела и деревня. Теперь только механизаторы колхоза «Прогресс» ездят на Мамайку пахать, сеять, убирать хлеб. Так называется теперь здесь поле…

«Школа испокон веков на теле носит все проблемы родины своей…» Выполнил: Калинин Андрей Алексеевич, ученик 9 класса МОУ Стрелихинская СОШ,

Несколько лет назад я уже выступал на краеведческой конференции. Тогда предметом моих исследований была история нашей школы в годы Великой Отечественной войны. И вот я вновь обращаюсь к теме образования в нашем районе, но теперь уже в послевоенное время. И причина не только в том, что мне захотелось «расширить рамки» того моего выступления. Современные средства массовой информации: крупные газеты, телеканалы, радиостанции – просто объявили войну, иначе это не назовёшь, «нынешней школьной педагогике – наследию советской системы образования… , где воспитание учеников по системе Макаренко в трактовке озверевших от унылой жизни пожилых учительниц недопустимо». Читал я эти чудовищные строки и вспоминал стареньких сельских учительниц, теперь уже не работающих в школе, но отдавших по 40 лет своей жизни ученикам: всегда эти женщины с какой-то виноватой улыбкой, вежливые, застенчивые, но готовые броситься вперёд и защитить от несправедливости. Неужели всё, что они заслужили, - многочисленные пасквили в жёлтой прессе?!

Я же в своей работе хочу сослаться на данные нашего районного архива, воспоминания учеников и учителей послевоенной поры.

Итак, то старое поколение учителей, которое теперь некоторые готовы с землёй сравнять, пришло в школы как раз в послевоенное время – один из самых тяжёлых периодов как для страны, так и для народного образования.

    Только что закончилась Великая Отечественная война, унеся жизни миллионов людей. Четыре года страна работала под девизом «Всё для фронта, всё для Победы!». Кругом страшная разруха, всё восстанавливается по крупицам. Ни о каких «национальных проектах» не может быть и речи. «Приоритетное направление» одно: вернуться к мирной жизни.

    В послевоенном 46-ом в нашем маленьком районе функционирует 51 школа (43 начальных, 5 неполных средних, 3 средних). Всего в районе обучаются 5245 школьников. Только в первый класс было принято 1163 малыша. В начальной школе учеников больше всего: 1 – 4 классы насчитывают 4276 человек, с 5-го по 7-ой классы посещают 725 человек, с 8-го по 10-й классы – 217. При этом преподавало 167 учителей, 144 из которых – женщины. Даже в это непростое время учителя получали образование заочно: 24 обучались в Калининском педагогическом институте и один в Ленинградском педагогическом институте.

А спустя три года, в 1949 году, в школах района уже трудилось 197 учителей, из них 153 женщины. Высшее образование имели 11, учительский институт закончили 25, со средним специальным образованием работал 151 учитель и только 10 не имели специального педагогического образования.

    Как видим, практически все учителя в районе имели специальное образование, хотя после войны прошло совсем мало времени.

    Статистические данные красноречиво говорят о том, что после войны стало немного больше учителей-мужчин. 16 было демобилизовано из армии. Вот фамилии некоторых из них: С.И.Троицкий – учитель физики, Б.В.Успенский – учитель русского языка и литературы, Н.П.Носов – учитель математики, А.П.Носов – учитель физики, А.А.Ольхов – учитель химии, П.Г.Бритов.

Многие из них стали руководителями образовательных учреждений, так как в эти годы, кроме педагогических, нудно было решить множество хозяйственных проблем.

    Заведует районным отделом народного образования в те годы Жуков Сергей Сергеевич, методическим кабинетом – Воинов И.А.

Директор Кесовогорской средней школы – Троицкий Серафим Иванович.

Директор Далёкской средней школы – Введенский Леонид Васильевич.

Директор Дубовской семилетней школы – Андреев Николай Андреевич.

Директор Брылинской семилетней школы – Горчаков Всеволод Петрович.

Директор Васильковской семилетней школы – Бритов Павел Георгиевич.

Директор Елисеевской семилетней школы – Соколов Василий Матвеевич.

Директор Матвеевской семилетней школы – Диевский Александр Петрович.

Директор Сутокской семилетней школы – Фетисенков Трофим Кузьмич.

Директор Кесовогорской вечерней школы – Покровский С.Н.

Завуч Далёкской средней школы - А.П.Носов.

Завуч Елисеевской семилетней школы – Садовников В.И.

    О том, что за время это было, можно судить по справке 1947 года о причинах выбытия учащихся из школ, найденном в нашем районном архиве.

    Так, главной оказалась причина перевода детей в другие школы области – 230 человек. Вызвано это было тем обстоятельством, что наш район принял в годы Великой Отечественной войны огромное количество эвакуированных. Когда советские солдаты прогнали фашистские войска и опасность миновала, люди стали возвращаться к местам своего проживания.

    Но были и другие причины. Так, из-за отсутствия обуви и одежды в школу не ходили 58 детей, из-за отдаленности школы – 15 детей. Устроились на работу в колхозы – 32 человека, помогали по дому 34 ученика 5 – 7 классов, из-за длительной болезни и даже смерти выбыло 96 учеников.

    Больше всего отсеивалось школьников среднего звена (5 – 7 классы) – 167 человек, старшеклассников (8 – 10 классы) – 19 человек.

    Чтобы дети не бросали учёбу, получали образование, в каждой школе создавался так называемый фонд всеобуча. Был брошен клич органами власти, школами на сбор средств и денежных, и натуральных, чтобы помочь самым обездоленным ученикам. Кому именно оказать помощь, решалось на школьном педсовете.

    Проводились специальные акции по сбору средств. Так, в День всеобуча 1948 года было собрано 169 кг шерсти, 66 пудов хлеба, 500 пудов картофеля, 3975 рублей денег.

    В архиве можно найти и то, каким был фонд всеобуча в каждой школе. Так, в 1948 году в Елисеевской семилетней было собрано 350 рублей и 3 кг шерсти, в Брылинской семилетней школе – 548 кг картофеля и 6 кг шерсти.

    Главными «меценатами» выступали тогда колхозы. При этом и школы, чем могли, помогали хозяйствам района. Так, в 1946 году учащиеся школ работали в колхозах района с 4 сентября по 7 октября. Всего трудилось 574 ученика. Ими был выполнен большой объём работ, если учесть, что всё делали вручную. Выкопано 40 га картофеля, поднято 19 га льна, скошено 5 га овса, заскирдовано 4 га.

    В справках о проверках школ районным отделом народного образования постоянно встречаются сведения о том, как та или иная школа помогла колхозу. Так, учащиеся Брылинской семилетней школы в 1948 году разостлали 60 га льна.

    Эта добрая традиция сотрудничества школ и колхозов сохранилась на долгие годы и до сих пор развивается.

    Права народная мудрость в том, что сообща можно горы свернуть, а поодиночке и в мирное время пропадёшь. Именно благодаря общим усилиям и стараниям в период с 1946 по 1950 год в районе капитально отремонтировали 14 школ, началось строительство Кесовогорской школы на 880 мест, Сутокской семилетней на 80 мест, Романцевской начальной на 120 мест, Васьковской начальной на 80 мест.

Старалось государство как-то поддержать и учительство. В районном архиве нами найдены документы о выделении в 1945 – 1946 учебном году пайков для учителей. Квартальный продуктовый паёк составлял 1 кг сахара, 1,2 кг соли, чай (в нашем районе не было в наличии), 800 г мыла, 9 коробков спичек, 3 литра керосина.

    Для кесовогорского учительства было выделено хлопчатобумажной ткани на 19 тысяч рублей, шёлка на 1,1 тысячи рублей, шерстяного сукна на 6,3 тысячи рублей, ниток на 500 рублей, чулок и носков на 1000 рублей, кожаной обуви на 4,2 тысячи рублей, резиновой обуви на 900 рублей, швейных изделий на 18,3 тысячи рублей.

    Но из-за дороговизны учителя не взяли, например, ни одного демисезонного пальто, а из-за отсутствия последней модели не купили платья, из-за дороговизны и рисунка невостребованным оказалось сукно, именуемое «французским трикотажем».

    Учитель во все времена, а в послевоенные годы особенно, пользовался глубоким уважением и авторитетом. Не будучи материально обеспеченным, мог похвастаться богатством души, редкой сердечной щедростью. И эти замечательные качества многих учителей нашего района были «по достоинству оценены Родиной», как говорили в те годы. В 1948 году 25 учителей нашего района были награждены мелалью «За трудовое отличие» (в том числе учителя нашей Матвеевской семилетней школы Базанова Глафира Фёдоровна и Диевский Александр Петрович). 13 были удостоены ордена «Знак Почёта» (среди них учитель Высоковской начальной школы Ветлицкая Александра Васильевна), 7 получили орден Трудового Красного Знамени и 13 были награждены высшей наградой Советского Союза – орденом Ленина. Это учителя Агафонова А.И. из Польцовской семилетней школы, Велланская З.В. из Николо-Поточинской начальной школы, Горчакова Т.А. из Далёкской средней школы, Дерябина Д.Е. из Лавровской семилетней школы, Дмитриева А.Ф. из Байковской начальной школы, Завьялова А.М. из Тишинской начальной школы, Михеева О.И. из Степандинской начальной школы, Соколова О.И. из Кесовогорской средней школы, Соколова Л.П. из Елисеевской семилетней школы, Соснин В.И. из Елисеевской семилетней школы, Суханова О.П. из Мартыницкой начальной школы, Троицкая М.П. из Михалёвской начальной школы, Успенская М.И. из Троицкой семилетней школы.

    Всего к награждению государственными наградами были представлены 58 человек. Это почти половина учителей Кесовогорского района того времени. И здесь речь идёт о наградах именно за трудовые успехи. Но были и боевые награды. Так, директор Сутокской семилетней школы Фетисенков Трофим Кузьмич был награждён орденами Славы и Красной Звезды, многочисленными медалями.

    Документы говорят о том, что спрос с учителя за порученное дело был строг. Свидетельство тому – факты из акта обследования Матвеевской семилетней школы от 25 – 26 февраля 1948 года.

    При обследовании отмечено, что в 1947 – 1948 учебном году введено в эксплуатацию третье школьное здание. Занятия проводятся в одну смену. Школьное здание находится в хозяйственном порядке. В классах тепло, учащиеся занимаются без пальто, школьной мебели достаточно, за исключением табуреток для учителя. Отмечается, что недостаёт наглядных пособий.

Контингент учащихся нашей школы по классам в послевоенные годы таков

· 1 класс – 23 человека

· 2 класс – 29 человек

· 3 класс – 31 человек

· 4 класс – 20 человек

· 5 класс – 20 человек

· 6 класс – 14 человек

· 7 класс – 9 человек

Всего – 146 человек

Для сравнения: сейчас в нашей школе

1 класс – 4 человека

2 класс – 3 человека

3 класс – 6 человек

4 класс – 3 человека

5 класс – 5 человек

6 класс – 10 человек

7 класс – 12 человек

8 класс – 14 человек

9 класс – 11 человек

10 класс – 5 человек

Всего – 73 ученика

    Все учащиеся посещают школу, но двое отсеялись: один по материальной необеспеченности, другой по неуважительной причине. Через колхоз нуждающемуся ученику была оказана материальная помощь.

    В разделе «Документация и планирование» этого же документа затрагиваются вопросы грамотного планирования работы педсоветов, контроля учителей со стороны директора (он посещает уроки учителей 2 раза в неделю), предъявляются высокие требования по работе с отстающими, указывается на недостатки в организации пионерской и комсомольской работы.

В школе действуют кружки: физкультурный, ОСОАВИАХИМа, литературный, драматический.

Библиотека насчитывает 400 экземпляров художественной литературы, но отмечается, что не должным образом прививается любовь к чтению, в частности, не проводятся читательские конференции, нет рекомендательных списков по чтению.

Особое внимание уделяется выполнению «единых правил поведения для учащихся». Так, среди нарушений названы различные причёски, украшения (серьги), грубое обращение со взрослыми.

    По итогам проверки внесены предложения, где иногда внимание обращается на мелочи :

1) Составить смету на текущий ремонт основного здания и обсудить на сессии сельского Совета. Произвести ремонт к началу учебного года. Немедленно привести в порядок уборные, а также оборудовать ученические вешалки, рабочее место учителя в классе и учительской. Немедленно вовлечь в школу отсеявшихся. Одному из них оказать материальную помощь (купить сапоги), от другого потребовать справку от врача о болезни, в противном случае передать дело на административную комиссию.

2) Наладить работу пионерской и комсомольской организаций.

3) Организовать при школе кружок рукоделия, в котором привить ученикам элементарные навыки шитья и починки костюма (пришить пуговицу, вешалку).

4) Развернуть работу с отстающими, используя дополнительные занятия.

5) Изжить невероятные причёски, украшения, привить навыки вежливого обращения.

6) Использовать колхозные собрания, чтобы ставить доклады воспитательного характера.

7). Каждому учителю спланировать работу по повышению идейно-политического уровня и производственной квалификации. Организовать собеседование по прочитанному не менее 2 раз в месяц.

8). К 20 марта дать подробную докладную в РОНО об исполнении предложенной комиссии.

    Не менее высокие требования предъявляются и к начальным школам. Так, на момент проверки от 13 ноября 1948 года в Высоковской начальной школе занималось 72 ученика:

               1 класс – 20 человек

               2 класс – 20 человек

               3 класс – 14 человек

               4 класс – 18 человек

Работают 2 учителя: 1 – 3 классы ведёт Белова, 2 – 4 – Ветлицкая А.В.

 Имеется библиотека – 60 экземпляров художественной литературы. Сделано замечание: «Третьеклассники плохо читают и не умеют рассказывать, не ведётся работа по привитию правил поведения, во 2 и 4 классах неорганизованно начинаются и заканчиваются уроки. Не налажена работа с отстающими. Не организована работа с родителями».

    По словам Лапушкиной А.Ф., начавшей трудовую биографию в начале 50-х годов в Матвеевской семилетней школе и отдавшей работе 44 года жизни, её поколению есть что вспомнить. Детство опалила война. В 1941 году пошла в Лавровскую начальную школу, а в 5 класс – в Кесовогорскую среднюю. Как раз это было тяжёлое послевоенное время. Жили бедно. Вся семья: мать да две дочери. За квартиру, на которой жили, пока учились в Кесовой Горе, рассчитывались дровами, а готовили их сами, ведь мужчин в семье не было. Училась хорошо, старалась изо всех сил. В 1952 году закончила 10 классов. Сразу же ей и ещё трём одноклассницам предложили работу в школе при условии, что заочно закончат институт. Месяц длилась установочная сессия и две недели специально организованные курсы немецкого языка. До Калинина добирались через Москву на поезде, но сначала нужно было 8 километров от родной деревни дойти. А потом забот и вовсе прибавилось: работа, семья, дети.

    В Матвеевскую школу пришла 18-летней учительницей и проработала здесь долгих 44 года. Старшие её ученики были на 3 года младше своей учительницы, но авторитет педагога был огромен. В деревне, где жила на квартире 5 лет, все называли, несмотря на возраст, только по имени-отчеству. Когда появилась семья, было много неудобств с жильём: и на квартире жили, и из Никольского полтора года за 8 километров ходила пешком каждый день, и старый дом ремонтировали, и свой строили, занимая деньги в колхозе. Родились один за другим сыновья, брала академический отпуск, но учёбу не бросила.

    Зарплата учительская была 500-600 рублей. На эти деньги можно было купить простенькое платьишко. Когда приехала работать, были ботинки, отрез ткани, купленный для отца, пошёл на пошив костюма; из Германии брат привёз штапельное платье.

    Но в основном ходили в школьных платьях от формы, только расшили их в поясе. На сессиях все деньги уходили на учёбу. Даже часов наручных не было.

    На работе крутились, как белки в колесе. Помимо уроков раз в месяц проводили бригадные собрания (за каждым учителем была закреплена своя бригада). Всегда учителя были организаторами и участниками школьной и клубной художественной самодеятельности. Долгие годы Александра Филипповна была секретарём колхозной комсомольской организации. Часто ходили проводить родительские собрания по месту жительства.Много помогали колхозам: убирали урожай, сеяли на рассаду брюкву, выращивали её для колхозных ферм, ухаживая старательно. Некоторые корнеплоды весили до 16 кг. Даже собирали золу по домам, которая использовалась на полях как удобрение.Работы было всегда много, но делали всё с душой, без надрыва, не жаловались на судьбу.Меня Александра Филипповна уже не учила, но я её хорошо знаю с детства и называю «мамина учительница», потому что она классный руководитель моей мамы, теперь уже тоже учительницы.

    Педагогами послевоенного поколения Лапушкиной А.Ф., Петровской В.А., Гладышевой З.С. и многими другими замечательными преподавателями воспитано не одно поколение достойных продолжателей самой мирной на свете профессии. Так в нашей школе из 14 учителей 11 выпускники нашей школы. Это ли не показатель титанического труда тех, кого так клеймят в нашей жизни по случаю и без случая.

   Драматург Бернард Шоу когда-то сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху , как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: жить как люди». Мне кажется, что Шоу имел в виду такой образ жизни, когда мы с уважением станем относиться к своему прошлому, сохраним то хорошее, что есть в настоящем, и будем верить в светлое будущее.                                                                                          



2020-03-19 244 Обсуждений (0)
Исследовательская работа краеведческого кружка «Истоки» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследовательская работа краеведческого кружка «Истоки»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)