Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава третья. Александра



2020-03-19 346 Обсуждений (0)
Глава третья. Александра 0.00 из 5.00 0 оценок




       Александра Васильевна Ветлицкая закончила педагогическое училище, с 1927 года работала в школах Кесовогорского района: Бережайской, Васьковской, Высоковской.

После ареста матери Александра уезжает в Казахстан и возвращается           в родное Борисовское только после освобождения Анастасии Ивановны, т.е. после 1942 года.

В Борисовском, в родительском доме, с мамой и сестрой Надей и прожила всю жизнь Александра. Сюда, к родному очагу, возвращались с войны братья (к сожалению, семья не дождалась Георгия); сюда братья слетались каждое лето, чтобы повидаться с матерью и сестрами. Ветлицкие по- прежнему держали хозяйство, много хлопот доставляла корова. Немало денег нужно было платить за пастушню, да и молоко переработать надо было. И очень радовалась Александра, когда с 1947 года молоко можно было сдать в колхоз.

Не было в доме хозяина, все заботы легли на женские плечи – тяжело приходилось. Знакомые, как могли, поддерживали Шуру: «Такая женская доля – обо всем беспокойся… Для того создан человек – побеждать все преграды». С 1944 года сестра Надя работает в Кесовой Горе, а Анастасия Ивановна чувствует себя все хуже и хуже. Александра обращается к сестре: «Мама себя чувствует плохо. Когда я ухожу на работу, приходится ее оставлять одну. Проси расчет и приходи домой». Надежда, проживая в Кесовой Горе, выполняет и многие просьбы сестры: по доверенности получает деньги в РОНО, отоваривает купоны за отпуск, покупает в Когизе книги, тетради, перья… У Александры Васильевны сложились теплые, доверительные отношения с племянницами, дочерьми Михаила, - она им даже помогала материально. В письмах Тамара подробно рассказывает тетке обо всем: о своих успехах, о плохой дисциплине в школе, о семейных делах, о деревенских новостях. Тамара делится с Александрой Васильевной и радостями, и горестями. Обучаясь в 9 классе, Тамара гордится, что кроме знаний, приобретает и профессиональные навыки – они учатся шить костюмы и дамские пальто; что назначена вожатой в 3 класс, но малыши учатся во вторую смену, и с ними приходится заниматься с 5 до 7 вечера. Воспитанная в бережливости, очень радовалась покупке зимнего пальто             

( за 500 рублей!), но…. на второй день, в раздевалке, хулиганы разрезали рукав пальто – горю не было предела… А родители, понимая, что у многих детей нет самых необходимых вещей, не стали искать виновных.

У Александры Васильевны складывались дружеские отношения и с коллегами. Она переписывается с заведующей Гребневской начальной  школой А.Комиссаровой, ходит к ней в гости, вместе делают покупки. Работать в школе всегда было нелегко. А быть заведующей – дело вообще особое. Каждый месяц необходимо было явиться на совещание в РОНО (это за 25 км, пешком!). В послевоенные годы строго спрашивали за охват населения всеобучем, за успеваемость по четвертям, за организацию индивидуального подхода к ученикам, за учебно-опытную работу на пришкольном участке…А сколько хозяйственных вопросов приходилось решать заведующей! И подготовка школы к началу учебного года (надо было приобрести и гвозди, и скобы дверные, и многое другое), и обеспеченность дровами – все ложилось на хрупкие плечи Александры Ветлицкой. Кроме учебной и хозяйственной работы учитель много чего обязан был выполнять: читать лекции населению, организовывать воскресники, участвовать в художественной самодеятельности – и за все спрашивали отчет в РОНО! Особенно грозными были повестки, подписанные зав. РОНО Жуковым: «Безоговорочно обязываю 11.07. организовать воскресник. Используйте общие собрания, которые сейчас проводятся в колхозах. За срыв воскресника привлеку к строжайшей ответственности. О результатах немедленно сообщите письменно». Казалось бы, как можно выдержать столько требований? Но это была профессия, выбранная по зову сердца – это было продолжение учительской династии Ветлицких. Александра Васильевна 42 года    посвятила работе с детьми, трудовую деятельность закончила в 1969 году. За самоотверженную работу учительница награждена медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45гг.», а в 1949 году – орденом «Знак Почета».

Ушла из жизни Александра Васильевна Ветлицкая в 1989 году.

Глава 4. Михаил

Михаил Васильевич Ветлицкий за год до начала войны закончил Калининский педагогический институт, факультет математики, и до конца жизни преподавал математику в Апарниковской школе Кашинского района. Обзавелся семьей, хозяйством, держали скот. Обращался к сестре и матери с просьбой договориться с соседями о продаже ему коровы: «Мне желательно купить корову не на рынке, а на месте, так как это будет безошибочно. Сена я накосил, продам козу и думаю приобрести корову. Скот теперь недорогой, 1,5 – 2 тысячи». Михаил гордился садом, писал сестрам: «У нас теперь настоящий сад. На 4 году яблони уже стали большие и нынче яблоки на 10 яблонях. Приезжайте кушать яблоки…». Интеллигент по своему воспитанию, Михаил Васильевич очень переживает, видя, как живут семьи в соседних деревнях, он поражается жестокости, имевшей место в отношениях между людьми. « …Пропал один парень после гулянки и нашли его мертвого у реки…       В колхозе Путилове отец задушил своего ребенка в присутствии матери… Сегодня парень нашего колхоза избил девку до полусмерти… И нет почти ни одной семьи, где бы муж с женой не дрались…». У местных жителей Михаил Васильевич пользовался авторитетом: ему давали деньги в долг, продавали сено в рассрочку и никто не сомневался, что он вернет долг. А Михаил тоже старался помочь людям – помогал выхлопотать пенсию. И люди были ему благодарны… Воспитанный в семье, где всегда (даже в самое лихое время) на первом месте были интересы детей, Михаил и в своей семье следовал этому правилу. Контролировал учебу дочерей, радовался их успехам: «Успеваемость у Лиды за I четверть по всем предметам «5» , кроме истории. По истории – «4». Мне кажется, что Тамара нынче поумнела. Успеваемость лучше стала. По некоторым предметам, а больше по математике, я знания у ней проверяю. В прошлом году она приходила домой почти каждую неделю, никак не могла забыть дом. В этом году была всего-навсего 2 раза». Также отец радуется, что дочь в школе научилась швейному делу и уже сшила себе платье…И совсем необычным для деревни делом была покупка аккордеона для Лиды. На Новый год Михаил Васильевич с дочерьми ездил в Москву, там и приобрел инструмент в комиссионном магазине. Вот что писал он по этому поводу сестре Александре: «Ты, Шура, была против этой покупки. В этом ты глубоко ошибаешься. Я считаю, что если есть у ребенка музыкальный талант, то почему же не приобрести такую покупку? Пусть это и дорого, но все надо делать для воспитания детей. В деревне это редкость, а в городе я встречал даже много девочек, которые учатся играть на баяне, аккордеоне. Есть беднее нас и имеют инструмент, который примерно стоит 500-1000 руб., а наш стоит 90 руб. Лида уже в основном изучила ноты и кое-какие вещи исполняет. Следом и я двигаюсь за ней. Слух у нас есть и по самоучителю мы хорошо разбираемся без всякой помощи». Признаюсь, меня очень тронули забота и доверие, которые царили в семье Ветлицких. Это образец семейных отношений. Невольно я оглядываюсь вокруг себя и вижу очень и очень мало подобных примеров…

В школе Михаил Васильевич вел и математику, и физику, и труд. Он с удовлетворением писал сестре: «Я знаю школу, ребят и всю свою энергию я отдаю для обучения ребят – и в этом нахожу интерес и даже счастье. Ребята у меня математику знают, я сам приобрел много литературы, чтобы уроки проводить лучше. Я даже не беспокоюсь об экзаменах в 7 классе …». И через два года Михаил Васильевич пишет: «В 8 классе я преподаю с большим интересом – много интереснее преподавать в старших классах… Я очень вынослив в умственной работе сравнительно с физической. Видимо, так привык». А вот с коллегами отношения складывались не так просто. В одном из писем я читаю: «С директором дела у меня пришли в нормальное русло. При отъезде даже меня оставляет заместителем. И кто хотел меня снять, тот сам улетел! Конечно, побеждает тот, кто не виноват и кто делает справедливо…».

А вот что вспоминает о Михаиле Васильевиче Николай Андреевич Суворов, известный краевед из города Калязин: «Я работал с Михаилом Ветлицким в 1952 – 54 гг. Он преподавал математику в 5-7 классах. В каждом классе было по 2 параллели. Он неплохо знал математику и вел ее.                                                                                                            Он был замкнут, неразговорчив, о себе рассказывал мало. Единственное, что нас сблизило – игра в шахматы. Он имел I или II разряд и обыграть его было почти невозможно.

В течение этих двух лет несколько раз к нам приезжали сотрудники государственной безопасности и вели с нами беседы. И только теперь я понимаю, что главной целью особистов был контроль за поведением и нравственным уровнем Ветлицкого…».

Анастасия Ивановна умерла в 1953 году, а органы безопасности продолжали держать на контроле  Ветлицких. Эхо ее дела преследовало семью всю жизнь…

(Из переписки руководителя работы А.Н.Воронова с краеведом г.Калязина Н.А.Суворовым).

Глава 5. Василий

Василий Ветлицкий закончил Ленинградский педагогический институт летом 1941 года. Прошел войну. После победы преподавал на территории Костромской области, а затем перебрался в город Кострому. Каждое лето Василий старался повидаться с родственниками, а вот летом 1961 года с женой побывал только у Михаила, дальше собирался к сестрам, но с полпути, из города Кимры, пришлось вернуться домой. Ему сообщили, что дочь Иринка (ей было чуть больше года) очень беспокойно себя ведет.

В семье Василия Васильевича трепетно и нежно относились к дочери. Большой радостью было событие, когда Иринка в неполных 4 года научилась произносить букву «Л» чище, чем отец. Этой радостью спешили поделиться с тетками. Когда дочь подросла, Василий Васильевич с женой Риммой каждое лето навещали Александру и Надежду в Борисовском. Племяннице очень нравилось бывать у тетушек, она часто их вспоминала, «писала» им письма, когда сама еще не умела писать.

Не только родственные узы, но и духовная близость связывала Ветлицких. Василий Васильевич с братом Михаилом Васильевичем часто писали друг другу письма – они играли в шахматы по переписке! А еще братья «болели» краеведением. Они обследовали и описали славянские курганы у деревень Подолицы и Ильинское, большую курганную группу у деревни Ерогнеевка. «Курганы хорошо сохранились до настоящего времени. Они представляют собой огромные крутые холмы, поднимаясь высоко отвесной стеной. Курганы состоят из сыпучего песка и мелкого камня. Высота курганов 50 м и выше. Эти величественные курганы могут доказывать об их природном происхождении…Гражданка Козлова А.Г. рассказала мне, что ее брат вместе с другими мужчинами в одном кургане вырыли кости нескольких человек – по размеру они отличались от наших людей…Деревня Ильинское до татарского нашествия была большим торговым селом… В курганах, возможно, были похоронены люди, а, возможно, они были засыпаны песком, но сами курганы имеют природное происхождение».

А вот что писали братья о курганной группе у деревни Ерогнеевка:

« … идут 4 ряда курганов, покрытых лесом… Жители рассказывают, что недалеко от курганов был город. Теперь на этом месте много камней, а при раскопках жители находят интересные старинные вещи. Об этих курганах и сообщал помещик Кункин, который жил в деревне Медведное. Статьи братьев по этой тематике печатались в Кашинской районной газете. В1993 году Василий Васильевич, сам уже в преклонном возрасте, беспокоится о Надежде, которая осталась одна в Борисовском,- ищет ей валенки, советует, какие выбрать лекарства для больных ног. До последних дней жизни все близкие для него – его семья.

Глава 6. Надежда

Младшая из Ветлицких, Надежда, родилась в 1919 году. С сентября 1937 года проходит обучение в акушерской школе г. Сестрорецка  Ленинградской области. В июне 1939 года успешно сдает « выпускные испытания» и получает свидетельство № 011069 об окончании школы и присвоении звания «акушерка». Год Надежда работает в Хвойнинском районе Новгородской области, а 5.06.1940 г. обращается с заявлением в Калининский облздравотдел с просьбой о назначении на должность сестры в Высоковскую больницу Кесовогорского района Калининской области, то есть домой. Надежда получает желаемое назначение, но работает по специальности недолго – в 1941 году ее увольняют с формулировкой «по сокращению штата». В чем же дело? Оказывается, арест матери наложил отпечаток на психологическое здоровье Надежды – ведь она была самой младшей в семье. Надя долго болела, лечилась и больше по специальности работать не могла. В июле месяце 1944 года Надежда поступает на работу в Кесовогорскую артель «Возрождение», в веревочный цех. От дома до работы – 25 км, общежития на производстве нет, выход один – снимать квартиру, за которую нужно платить деньги. Зарплату на производстве вовремя не платили, к тому же отказали в хлебной карточке. Да еще беда – не сложились отношения с бригадиром, который посылал Надежду только на очень тяжелую работу – вертеть колесо в цехе – для молодой девушки это было непосильно совсем…Надежда обращается в контору артели «Возрождение» с заявлением об увольнении. Не тут-то было! Выписка из протокола от 20.04.46г. гласит: «Просьбу удовлетворить при подыскании рабочего на место тов. Ветлицкой». Через полгода Надя пишет еще одно заявление, и снова : « В просьбе отказать по подыскании работника». Настойчивая девушка вновь направляет заявление, но теперь уже в Калининский Многопромсоюз, настаивает на присутствии инструктора. Но и теперь вопрос решен не в ее пользу: «Копия Вашего заявления отослана  тов. Тарыгиной, которой предложено разобрать заявление на правлении артели». И только в июне 1947 года Надежда освобождается с производства, предъявив справку о болезни…И вот Надя дома! Она не может сидеть без дела и начинает трудиться в колхозе на самых разных работах, которым ведет в тетради подробный учет: «полный день полола клевер», «полный день полола лен», «с 5 утра до10 вечера накладывала навоз и до 12 ночи разбивала», « гребла сено в поле», «косила – 7 соток», «брала лен», « жала рожь – 135 снопов», «стлала лен – 36 соток», « колотила лен – 187 снопов», «подавала на воз – 20 возов». И потянулись годы каторжного крестьянского труда, за который Надежда была награждена медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». По воспоминаниям односельчан, Надежда – лирическая натура. Она очень любила петь. Пела везде: дома, в огороде, на работе. Сохранились ее песенники. Девушку интересовали и русские народные песни: «Окрасился месяц багрянцем», «Шумел камыш», и романсы: «Милый друг, нежный друг», «Очаровательные глазки», и песни военных лет: «Вася-Василек»,      «Под звездами Балканскими». Особняком в песеннике стоит «Песня о Сталине»: …Сталин – наша слава,

                 Сталин – нашей юности полет,

                 С песнями, борясь и побеждая,

                 Наш народ за Сталиным идет…

Для Надежды образ «рулевого» был свят и непоколебим…

Закончила жизнь Надежда Васильевна в Доме-интернате для инвалидов и престарелых – старшие братья и сестра к тому времени уже закончили свой жизненный путь и позаботиться о ней было некому…

Заключение

Судьба семьи Ветлицких никого не может оставить равнодушным. Я преклоняюсь перед матерью, Анастасией Ивановной. Рано потеряв мужа, она одна воспитала пятерых детей. Не владея грамотой сама, дала всем детям образование, троим – высшее. В нечеловеческих условиях лагеря Анастасия Ивановна не признала за собой вины, никого не оклеветала, осталась верной Богу…Для её детей родительский дом стал началом всех начал. Все Ветлицкие, объединенные узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье, всю жизнь делили между собой и радость, и горе каждого члена семьи. В атмосфере любви, добра, порядочности сформировались личности сестер и братьев Ветлицких. Именно в семье сложились их нравственные качества, именно здесь они приобрели представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге, которые передавались из поколения в поколение. Семья выдержала все испытания, выстояла, потому что они – семья. Все Ветлицкие честно служили людям и своему делу, оставили добрую память о себе среди тех, с кем рядом жили, работали. Вот что вспоминает односельчанка Ветлицких Анна Николаевна Русакова: «Семья была очень приветливая. Я еще помню их мать, Анастасию Ивановну. Тогда мы были маленькие, часто ходили к ним в гости. Она напечет ватрушек и нас угощает, а мы ей помогали загонять скотину. Они были простые и добрые люди». И, наверное, наивысшим признанием семьи Ветлицких будут бесхитростные строки стихотворения, написанного А.Н.Русаковой и посвященного сестрам Ветлицким.

Сестрам Ветлицким

            Живут по соседству сестрицы

            Надеждой и Шурой зовут,

            Всегда они заняты чем-то,

            Их все уважают за труд.

                                Всю жизнь они прожили честно,

                                Застали царей и господ,

                                Учили детишек в деревне,

                                Теперь жизнь идет под исход.

          В те трудные годы училась,

          Учителем стала сестра.

          Александру Васильевну нашу

          Теперь уже знает страна.

                                Ученая, умная дама,

                                С детишками язык свой нашла.

                                Лет сорок она проучила,

                                Потом лишь на отдых ушла

          Воспитывать в детях умела

          Любовь и терпенье, и труд.

          Ее и теперь не забыли,

          С вопросами смело идут.

                                Вот восемь десятков прожито,

                                До юбилея она дожила,

                                      Сама осталась все такой же,

                                      Какой и в юности была.

         Смыслом жизни всех членов семьи Ветлицких было служение людям. Мать воспитала детей достойными людьми. Надежда лечила людей, честно трудилась в колхозе, а Георгий, Александра, Михаил и Василий выучили и воспитали не одно поколение детей. Внуки и правнуки их учеников учатся в нашей школе и школах России.

  Семья оставила свой след на земле….

Руководителем работы, учителем истории и краеведения А.Н.Вороновым,

предоставлены материалы Государственного архива г. Твери, Центра документации Новейшей истории г. Твери, а также материалы переписки с краеведом г. Калязина Н.А.Суворовым.

 

 

 

 

 



2020-03-19 346 Обсуждений (0)
Глава третья. Александра 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава третья. Александра

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)