Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭТНОЛОГИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА



2020-03-19 253 Обсуждений (0)
ЭТНОЛОГИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 0.00 из 5.00 0 оценок




Бураева О.В.

Культурное взаимодействие русского и коренного населения Забайкалья в XVII-XIX вв.

Присоединение народов, населявших юг Восточной Сибири, происходило на протяжении 20-70-х гг. XVII в. И хотя завоевание было совершено небольшими силами, сам процесс покорения не был кратковременным и легким. Приведенные к покорности и обложенные ясаком буряты и эвенки неоднократно восставали. Однако усиление маньчжуро-китайской экспансии не могло не сказаться на характере присоединения бурят и эвенков к России. К концу 50-х - началу 60-х годов XVII в. у этих народов проявилось стремление к закреплению в составе России.

Сразу за присоединением началось заселение завоеванных территорий. Население сначала концентрировалось вокруг острогов, которые являлись центрами сбора ясака, охраны границ транспортных путей. Вокруг них стали расти деревни, заимки слободы, которые появлялись по берегам рек по мере продвижения русских на юг и восток от Байкала.

Наметившиеся в середине XVII в. главные направления массового колонизационного потока на юг и юго-восток в дальнейшем стали традиционными для русского населения. В течение второй половины XVIII в. здесь складываются важнейшие сельскохозяйственные районы Забайкалья Удинско-Селенгински и Чикойско-Хилокский. Восточнее Удинска началось заселение бассейна Уды.

Намного слабее было заселено Прибайкалье севернее Селенги, где население сосредоточилось в двух районах – вдоль р. Итанцы и в нижнем течении р. Баргузин.

В 1689-1690 гг. для укрепления обороны Забайкалья был основан Итанцинский острог. К 30-м гг. XVIII в. острог уже превратился в административный пункт. К нему была приписана 21 деревня. Эти деревеньки в 2-3 двора протянулись вдоль р.Итанцы на 55-60 верст - Сухинская, Угрюмово, Улан-Челотовское, Добрынино, Захарово, Костромино, Иркилик, Петрушево, Верещагино, Карымская, Зырянская, Утатейская, Ангарская, Батранино, Батурино, Плюскино, Гурылкево, Захарово, Игумново, Родионово. Сёла росли медленно, и через 35 лет они оставались такими же.

В самом конце XVII в. в Восточном Забайкалье нашли месторождения свинца, меди и серебра. С этого времени начинается освоение минеральных богатств. Рудники и заводы тяжёлым «бременем» ложились на все население. Связь бурят с промышленными предприятиями выражалась в доставке сырья, строительных материалов и продовольствия для заводского населения. Восточно-Сибирская администрация предписывала бурятам расширять овцеводство для снабжения суконных фабрик шерстью, обещая награды тайшам.

С приходом русских в Сибирь торговые отношения бурят и эвенков расширялись и видоизменялись. Натуральный характер хозяйства определял слабое развитие внутренней торговли. Торговля носила разъездной характер. Торговали российскими, европейскими и китайскими промышленными товарами и пушниной, а также ремесленными изделиями и продукцией сельского хозяйства. В 1768 г. в Иркутске и Верхнеудинске были учреждены постоянно действующие ярмарки, кроме этого, было образовано много ярмарок и торжков сельского типа.

В конце 60-x гг. XVIII в. на границе с Монголией была открыта точка для торговли. Кяхтинская торговля оказала ощутимое влияние на хозяйственное развитие региона. Внешняя торговля требовала обработки, затаривания (укупорки) товаров, их перевозки дальше на запад. Этим занимались многие жители, живущие вдоль дорог. Широкое развитие получил извозный промысел. Забота о поддержании пассажирского сообщения целиком лежала на плечах русских и бурятских общин. Вдоль трактов развивается дворничество - содержание постоялых дворов, кузничное, тележное, кожевенное производство. Кяхте требовались товары, производимые бурятами и эвенками - пушнина, кожа, мерлуша и т.д. Тем самым, внешняя торговля способствовала не только развитию внутренней торговли, но и развитию хозяйства в целом.

В конце VIII в. в хозяйстве бурятского населения преобладало кочевое скотоводство, но вместе с тем уже наметились новые элементы, которые получили в дальнейшем заметное развитие (земледелие, сенокошение). Эвенки же занимались традиционными видами хозяйства - оленеводством, охотой, рыболовством, а также скотоводством и коневодством. Но со второй половины XVIII в. те из них, кто проживал недалеко от русских селений, начинают заниматься хлебопашеством.

Закрепление границы с Монголией и Китаем, рост земледельческой колонизации, торговли, зарождение промышленности - все это прямо или косвенно оказывало влияние на хозяйство бурятского и эвенкийского населения. Начался процесс взаимного влияния русских, бурят и эвенков, ставших близкими соседями

Уже с начала XVIII в. наметились изменения в образе жизни бурят. Развитие земледелия и сенокошения имели большое значение для перехода их к оседлости, что вызвало строительство домов русского типа. В числе хозяйственных построек преобладали хлебные амбары и овины, чем подчеркивается связь между новшествами в быту и новой отраслью хозяйства, значение которой все более возрастало.

Русское влияние не было равномерным, оно сильнее сказалось в тех местностях, где буряты и эвенки ближе соприкасались с русскими, и слабее там, где это общение было менее близким.

С разложением натурального хозяйства, ростом меновых отношений буряты и эвенки все больше приобретали предметы хозяйственного и домашнего обихода, изготовленные русскими рабочими и ремесленниками. Хотя бурятские умельцы производили несложные орудия труда, оружие, различные украшения, но изделия иного типа, вроде котлов, необходимых в кочевом обиходе, приходилось приобретать путем обмена. Видное место в торговле занимают ножи, топоры и др. В обиходе появились зеркальца, нитки, иголки.

В XVIII в. началась некоторая модификация одежды под влиянием русской. В быт бурят и эвенков все больше входили изделия русской мануфактуры, в первую очередь текстиль.

Переселившись в Сибирь, русские были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. Природные и климатические условия заставили их заимствовать тип одежды аборигенного населения. Русские восприняли различные кожаные изделия унты, козьи дохи, «козланые штаны».

Хлебопашество у бурят с середины XVIII в. велось на основе восприятия опыта русского земледельца. Они стали использовать в хозяйстве сохи, серпы, косы-горбуши и косы-литовки. Перенимая и постепенно усваивая от русских приемы и навыки земледельческого хозяйства, буряты приобретали у них не только орудия земледельческого хозяйства, но и зерно. Поэтому в бурятском языке можно встретить русские слова, обозначающие хлебные и другие растения.

Бурятское население также оказывало влияние на русское. Русские приобретали у бурят скот местной породы и усваивали от них различные навыки ведения скотоводческого хозяйства в местных условиях, а также правила «наезднического искусства», принадлежности для седлания коней. В XVII в. главным оружием бурят и эвенков был лук. С 1760 г. они стали пользоваться огнестрельным оружием, которое произвело переворот в охотничьем хозяйстве.

В пищевом рационе бурят Забайкалья преобладала традиционная мясная и молочная пища. Хоринцы, кроме этого, покупали крупу и варили кашицы и похлебки. В XVII в. недостаток хлебных продуктов у русского населения пополнялся за счет местной флоры и фауны, путем охоты, рыболовства и собирательства, часть продуктов и скот покупали у бурят, из-за чего в питании русского населения активно шел процесс адаптации к местным условиям. В XVIII в. русские стремятся восстановить свою традиционную пищу, что можно было осуществить в процессе развития земледелия. Успехи полеводства способствовали тому, что традиционная для русских хлебная пища утверждается в земледельческой полосе как основная и необходимая. С конца XVII в. на огородах выращивались репа, морковь, лук, чеснок, капуста. В большом количестве использовались мясные продукты и рыба. Употребление сырой свежемороженой рыбы было усвоено русскими от эвенков. Некоторые растения, употреблявшиеся в пищу, были общими для северной и европейской части страны: грибы, ягоды, травы.

Русское население восприняло у местного населения практику замораживания продуктов и блюд. В обиход вошли многие дикорастущие, в пищу стали употреблять мясо оленей, овец. Таким образом, тесные хозяйственные связи привели к взаимному влиянию русских, бурят и эвенков.

Установление и развитию связей русского и местного населения в какой-то мере способствовала и христианизация бурят и эвенков, начавшаяся в 30-е гг. XVII в.

Крещение облегчало переселение в деревню и частично уравнивало неофита с прочими ее жителями. Многие из крещенных на протяжении 1-2 поколений полностью переключались на русский тип хозяйства, хотя сохраняли свой родной язык и связи со своими сородичами, числившимися в кочевых обществах. При этом через них русская земледельческая традиция проникало в бурятское общество.

Формы культурных взаимосвязей были многообразными. Хозяйственное администрирование, торговые и бытовые отношения способствовали тому, что русские крестьяне овладевали бурятским, а буряты - русским языком.

    Усилению контактов между русскими, бурятами и эвенками способствовало не только близкое соседство деревень и улусов, но и начавшееся с середины XVII в. смешение населения. Образовались целые поселения с метисным населением, смешанные браки привели к изменению внешнего облика, как русских, так и бурят, эвенков. В XVII-XVIII вв. русские испытали на себе большее влияние бурят, нежели последние на себе русское, вследствие своей малочисленности. Смешанное население одинаково владело русским и бурятским языками, хотя господствующим был бурятский, восприняло хозяйственные, социально-бытовые черты обоих народов. Смешение русских с эвенками шло не так интенсивно, так как их поселения в небольшом числе и не так обширно соприкасались и взаимодействовали друг с другом.

       Цит. по: Бураева О.В. Культурное взаимодействие русского и коренного населения Забайкалья в XVII-XIX вв. // Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию /300 лет указу Петра I/. Ч. II. – Улан-Удэ, 2001.

Доржо Дарбаев

Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов

 

1-я часть.

Собрав письменные и устные сведения из материалов степной думы, указаний голов отоков и других людей, привожу нижеследующее:

1. Хоринцы ведут происхождение от Баргу-дайчина, главного из трех сановников монгольского Алтан-хана. Одиннадцать сын вей Хоридоя, младшего из трех сыновей того Баргу, стали праотцами одиннадцати отоков-родов. Поскольку с ними перемешались потомки других родов, их теперь невозможно различить. Потомки Хоридоя были охотниками, вели кочевую жизнь. Только впоследствии, говорят, они стали оседлыми. Что касается того, как они обратились в веру Шакьямуни, то давно во времен того далекого Алтан-хана из великой снежной страны, находившейся на западе, пригласили ее хранителя, облаченного власть сострадательного хутухту-ламу, перерожденца Хоншим-бодисатвы, всеведущего Соднам-Чжамсо, который усмирил всех шимнусов и разных духов монгольской земли.

Впоследствии солонгутский хан Бубэй-бэйлэ-батор, его сын по имени Дай-хун-тайджи и невестка Балжан-хатан почитали ламу, именуемого Хухэн-гэгэн.

Бубэй-бэйлэ, отец Дай-хун-тайджи, во время сватовства невестки Балжан-хатан, подарил своему сыну в качестве придано­го 11 отоков. Из-за тяжелой жизни там некоторые из этих 11 отоков откочевали на земли русского государя и, доверившись, стали его подданными. Эти события, связанные с ламой Хухэн-гэгэном и Дай-хун-тайджи, произошли примерно в 1604 г. В 1648 году уплатили Нерчинскому управлению российского государя первую подать от каждого из 160 достигших совершеннолетия душ, называемых саадак, по 20 копеек.

Когда они прибыли в страну русского царя, у них были монгольские и тибетские ламы, обучая их, передавая им знания и учение, распространяли буддийское учение. Говорят, в период распространения буддизма российские и китайские правители за­ключили в 1727 году договор об установлении пограничных пун­ктов.

У хоринцев первым дархан-ламой стал гецул Жимба-Ринчин, получивший титул дархан нансо.

Сегодняшние хоринцы люди одной кости с баргу-бурятами, живущими на северном побережье Байкала и баргу-монголами, живущими на землях китайского императора.

2. Когда хоринцы кочевали на северной и южной стороне мо­ря Байкал, в 1703 г. от имени Его величества императора Петpa I им была пожалована грамота на владение землями-кочевья­ми по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Удэ, Тугную, Хилке, Ане, Кудуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним ре­кам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, и в лесах и хребтах—охотой.

3. Обычай установления прямого родства у хоринцев таков: дети родных братьев до второго поколения называются уйелэн, а родственники в следующих поколениях называются хаяалан. Начиная от прародителя, должны считаться братьями до седьмо­го колена. Это нашло отражение в высочайшем указе от 14 мар­та 1718 г., в статье находящейся на 329 странице первого тома. У людей, не имеющих наследников мужского пола, наследство переходит к дядьям и внукам по отцовской линии. Это относит­ся к братьям и дядьям четырех ближайших поколении.

4. Согласно вышеупомянутой грамоте Иркутской провинциаль­ной канцелярии хоринским тайшам был пожалован в 1749 году указ, разрешающий хоринцам жить и кочевать по любым удоб­ным для них землям на юг от Байкала до монгольской границы.

5. С 1727 по 1837 год нерегулярному войску хоринского на­рода государями Петром II и нынешним Николаем были пожа­лованы: первым—11, вторым—14 знамен.

6. До наших дней не сохранились записи, по которым можно было бы увидеть насколько увеличилось число хоринцев, кроме сведений переписей, предпринятых в 1795, 1811, 1816, 1831 годах.

7. По ревизии-переписи 1795 г. количество хоринского народа составляло 17000 душ. Поскольку кочевья по обеим сторонам ре­ки Ана делились па две части—западные и восточные, то три ро­да харгана, хуацай и кубдуд, каждый разделившись между со­бой, стали именоваться западными и восточными, и поэтому те­перь стало 14 родов.

8. Некоторые представители различных родов по собственно­му желанию стали носить кресты и приняли веру Христа. Они стали жить в отдельных русских селениях: в 1795г. на Хилке у ручья Тотхото возникло одно селение, в 1815 г.— на Курбе, на двух речках—Унэгэтэе и Хасурте было основано по одному се­лению. В первом проживало 160, во втором—200 душ крещенных. По указу Тотхотойские с 1826 г. оказались в ведении Куналейского волостного правления. Курбинские и Хасуртайские доныне находятся в ведении степной думы.

9. По переписи 1831 г. хоринского народа стало 25000 душ.
Затем по решению губернского начальства 7000 душ было отделено в ведение Нерчинского округа. Но народ и начальство,
находившиеся в ведении Верхнеудинского округа, не были с этим согласны.

10. Юридические дела хоринского народа, говорят, в прежнее время выполнялись Дайчином и людьми, имевшими (степень) тайджи, теперь ими ведают тайши. В 1749 г. по распоряжению Иркутского управления была создана Анинская степная контора.

11. С 1711 г. у хоринского народа появился чип засул. Войсковые засулы могли быть облавными засулами. Облавы совер­шались не только ради пользы или празднества, но и для обуче­ния стрельбе из лука, стрельбе с лошади, ружейной стрельбе. У каждого рода было по одному призывному кличу, называемому «ура», по нему роды находили свое огнище. Первоначально у галзутов «ура» было даа-хий. Подобно этому было у других (ро­дов), у каждого по отдельности.

12. В давнее время по какой-то причине, галзуты, гушиды,
хуацай и шарайты возблаговолев (друг к другу) породнились. И
сегодняшнее поколение, продолжая этот обычай, становятся сватами, роднятся. Разъясняю это, так как считаю, что об этом надо знать.

Согласно указу Правительствующего сената от 1770 г., хоринский народ стал торговать, пригоняя скот и табуны через Кяхтинскую заставу на китайские торги.

2-я часть.

1. От кого произошел первоначальный хоринский народ?

 Хоринский народ произошел в древности от лебедя; у этого народа была березовая коновязь, отцом был коршун, а матерью — Алан-гоа. Существует легенда-предание о том, что от челове­ка по имени Хоридой родились 11 сыновей. Хоридой был млад­шим сыном Баргу. В истории монгольских ханов упоминается че­ловек—Баргу-Дайчин.

2. Откуда и по какой причине отделился в древности хоринский народ и принял подданство российского государя?

Перекочевали сюда из страны китайского хана, из местности ламы Хухэн-гэгэна, обитавшего в юго-восточной стороне во вре­мена Бубэй-батора, имевшего титул бэйлэ. Сыном Бубэй-бэйлэ был Дай-хун-тайджи. Отец во время сватовства сыну невестки по имени Балжан-хатан дал сыну в приданное людей 11 родов. Сохранились записи устных преданий, передаваемых стариками о том, что подданные Дайхун-тайджи из-за неблагоприятных ус­ловий жизни бежали в страну русского царя и приняли его под­данство.

3. С какого времени и как стали платить подать русскому
царю?

Что касается этого, то говорят, что примерно в 1604 году око­ло 160 душ поднесли по 20 копеек подати в Нерчинское ведом­ство.

4. В каком году и какие земли и угодья заняли во владение?

22 марта 1703 г. галзутскому зайсану Бадан Туракину и дру­гим была послана из Москвы грамота от Высочайшего имени о пожаловании им земель для кочевания. В Сибирской канцелярии сохранилась эта грамота, согласно которой и доныне живут хоринцы по следующим местам: западный берег Селенги, Уда, Тугнуй, Хилок, Ана, Кудуи, Курба, вдоль впадающих в них речек и ручьев.

5. В котором году установили таможенные и пограничные
пункты на русско-китайской границе?

В 1727 г. граф Иллирийский Рагузинский поставил погранич­ные «обо» — пункты на границе от реки Аргунь до земель Хун-тайджи.

6. В котором году стали кочевать к югу от озера Байкал?

В распоряжении Иркутской провинциальной канцелярии от 3 марта 1749 года за номером 1966 тайшам Ринчин Шодоину и Олбори Дашину сказано: Пусть хоринский народ живет, кочуя на любом подходящем месте к югу от озера Байкал до монгольской границы.

7. Каковы были обычаи и быт хоринского народа?

Это можно увидеть ясно из разъяснения, данного по требова­нию высшего начальства в 1785 г., прежним тайшей Дамба-Дугар Ринчинэй.

8. Когда были пожалованы хоринскому народу старые и но-
вые знамена?

В 1724 и 1837 гг. были пожалованы их Величествами.

9. С какого времени хоринский народ сильно приумножился?
По ревизии 1785 г. было 14345 душ, 1811 г. - 20891, 1816 г.- 21438 душ. По переписи 1822 г.—23954, 1831—25064 души. При­рост в другие времена, поскольку переписи не производились,ныне не известен.

10. В котором году и по какой причине разделился народ трех

родов— харгана, хуацай и хубдуд?

Согласно ревизии 1795г., они сильно размножились,поэтому разделились.

11. Вкотором году и по какой причине отделился агинский народ, имеющий одно происхождение с хоринцами?

После 1824 г. были различные переписи, во время которых агинский народ не хотел быть с народом Верхнеудинского округа и по решению господ губернских начальников был в 1835 г. совершенно отделен.

12. В каком году и по какой причине отделились крещеные хоринцы?

Вследствие умножения и для того, чтобы жить селением в одной местности, они после 1795 г. основали на реке Хилок селение Тотхото и позднее еще одно селение на Курбе и отделив­шись, поселились там. По распоряжению начальства с 1826 г. Тотхойские были приписаны к крестьянам Куналейской волости.

3-я часть.

В давнее время жил один человек, очень именитый, могуще­ственный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала.

У Баргу было три сына. Их имена: Оледэй, Буряадай, Хоридой. Отец, чрезвычайным старанием и трудом своим возвысив­шийся, обучал их традициям и обычаям и породнился с богаты­ми и родовитыми баторами того времени, без помехи беря и вы­давая замуж. Тот Баргу обладал самыми лучшими конями и мно­жеством рабов и был, говорят, метким стрелком.

Когда его сыновья возмужали и стало ясно, кто на что спо­собен, грозный и мудрый Баргу, созвав своих сыновей, повелел старшему из них, Оледэю: «Ты из этой местности, выселившись и перекочевав в другую, живи в дружбе с хоринским народом, выбери себе поправившуюся местность и поселись там». Так, Оле­дэй, выслушав повеление отца, почтительно принял его.

Отец Баргу-батор, выбрав, взял из оружия панцирь, шлем, саблю, тугой лук со стрелами и надев на сына, произнес благопожелание: «Да не победит тебя никакой чуземный враг». Выб­рав коня вместе со скотом, табуном и пародом, чтобы в достат­ке хватило, отдал сыну и благословил на перекочевку. Оледэй, попрощавшись с отцом и братьями, отправился в западную сто­рону. Пройдя мимо многих скал, горных рек, ручьев, озер и род­ников, остановился, наконец, у одной горы хребта Алтай-Хангай с богатой травой, водой и деревьями. Та местность граничила с полупустыней. Там и поселился Оледэй для житья со всем на­родом, скотом и табунами. Затем, покорив местный народ, стал главой той местности и назвал тот народ своим именем Оледэй. Впоследствии этот народ, сильно размножившись, стал жить со­вершенно обособившись от монгольского и туркестанского народа.

Второго сына звали Буряадай. Был он права общительного, трудолюбивым, способным к любым домашним делам и очень любил своего престарелого отца. Отец его, не желая разлучать с собой, передал ему весь скот и имущество, решив жить в той же местности на южной стороне Байкала, подкрепляя одряхлевшее тело свое кумысом, перегнанным из кобыльего молока. «Да бу­дут потомки твои жить, добывая пропитание скотоводством», — та­кое изрек благопожелание. С тех пор и доныне бурятский народ живет богато и изобильно.

Поскольку любимым занятием Хоридоя, третьего сына, была охота, отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и кол­чан, произнес благопожелание: «Пусть Ты и твои потомки бро­дят, охотясь и добывая этим себе пропитание». С тех пор потомки Хоридоя до сего времени бродят по лесам, живут охотой.

    Цит. по: Доржо Дарбаев. Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов // Бурятские летописи. Составители Ш.Б. Чимитдоржиев, Ц.П. Ванчикова. – Улан-Удэ, 1995.

 

Бадмаева М.Б.



2020-03-19 253 Обсуждений (0)
ЭТНОЛОГИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭТНОЛОГИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)