Формы хозяйства, быт и культура тофаларов в период кочевой жизни
Хозяйственная деятельность. Основой хозяйственной деятельности тофаларов при их кочевой жизни, по утверждению источников, были оленеводство и охота. Однако с конца XIX в. и до конца 20-х гг. прошлого столетия наряду с оленеводством у них прослеживается табунное коневодство. Другими видами хозяйственных работ, дававшими дополнительный источник существования, особенно при малой численности оленей в хозяйстве и при плохой охоте, являлись рыболовство и собирательство. а) Оленеводство Тофалары издавна разводят оленей так называемой карагасской породы, принадлежащей к виду северных оленей. Карагасский олень более одомашнен, чем другие породы северных оленей, и очень неприхотлив в пище. Природные условия Тофаларии, расположенной в горно-таежном массиве Восточного Саяна, покрытого горной тайгой и имеющего на высокогорных плато обширные пространства высокогорных тундр, сплошь покрытых ягелем - оленьим мхом, представляют собой идеальное место для их обитания. Дикий северный олень сохранился здесь и поныне. Эти места с давних пор были освоены людьми - предками тофаларов. Оленеводство как специфическая отрасль животноводства отмечено и у некоторых других народов, живущих по соседству с тофаларами и обитающих в сходных географических условиях. К ним относятся тюркоязычные тувинцы-тоджинцы, живущие в Монголии в Дархатском крае цаатаны (букв. «оленеводы»), которых монголы называют уйгурами и самоназвание которых myxa//myha, монголоязычные дархаты в Монголии и бурятоязычные окинские сойоты в Бурятии. Все исследователи единодушно утверждают, что оленеводство у этих тюрко-монгольских саянских народов вьючно-верхового типа и сочетается с кочевым охотничье-промысловым образом жизни. Г.М. Василевич и М.Г. Левин, исследовавшие типы оленеводства России и их происхождение, выделяют пять типов оленеводства: лопарский, самоедский, саянский, тунгусский, чукотско-корякский. Саянский тип оленеводства, по их мнению, присущ лишь тувинцам и тофаларам: «...оленеводство тувинцев и тофаларов... обнаруживает ряд черт, которые выделяют его в особый тип. Относясь так же, как и оленеводство ряда эвенкийских групп, к вьючно- верховому типу без пастушеской собаки, оно отличается вместе с тем от оленеводства тунгусских народностей способом кастрации и многими деталями вьючно-верхового транспорта: устройством седел, способом седлания, отсутствием посоха, посадкой и прохождением поводка слева. Обратим внимание, что прохождение поводка и посадка слева (в одном случае на оленя, в другом случае на нарту) сближают саянский тип с самоедским. На черты, сближающие оленеводство тофаларов и тувинцев с коневодством, указывалось уже выше» [Василевич, Левин 1951, с. 76-77]. Авторы отмечают, что по технике вьючно-верхового транспорта выделяются три различных типа: саянский, сибирский и лопарский. Лопарский тип имеет только вьючное седло особой конструкции и, не сближаясь с остальными двумя, стоит особняком. Для двух других типов характерны как перевозка вьюков на специальных вьючных седлах, так и верховая езда. При этом саянский и сибирский типы в этом заметно разнятся. «Саянский тип характеризуется чертами, сближающими его с типом вьючно-верхового конского транспорта: все устройство седла со стременами и двумя ремнями, способ седлания и посадка. В отличие от сибирского типа поводок проходит слева. Распространен только у тувинцев и тофаларов. Сибирский же тип отличается от саянского устройством как верхового, так и вьючного седел, способом седлания. посадкой, употреблением посоха при посадке и езде, а также прохождением поводка с правой стороны. Распространен среди эвенков, эвенов, долганов, юкагиров, якутов, негидальцев, ороков. Седло саянского типа по своему устройству сходно с конским седлом. Оно имеет высокие массивные луки, укрепленные на досках, несколько отступя от концов к середине. Это седло имеет стремена и, кроме подпруги, также подгрудный и подхвостный ремни. Доски его не обшиты, а под седло укладывают сложенный войлок и кусок ровдуги. Такие седла распространены у тувинцев и тофаларов, которые иногда покупают их у своих соседей-коневодов» [Василевич, Левин 1951, с. 71-73]. Нам, кроме того, известно, что только у тофаларов (эримээш), тувинцев-тоджинцев (ээрмээш), цаатанов (эримээш) и дархатов (эрвээлж) имеются особые седла с высокими перекрестиями вместо обеих лук, предназначенные для перевозки детских колыбелей и малолетних детей. Именно такие седла есть еще у киргизов (айырмач), северных монголов (эрвээлж) и калмыков (эрвэлжн). О связи тувинского и киргизского седел писал С. И. Вайнштейн [1960, с. 54-60]. Относительно происхождения оленеводства на Саянах Г. М. Василевич и М. Г. Левин приходят к выводу о том, что впервые оно развилось здесь у самоедоязычных аборигенов тайги под влиянием их тюркоязычных соседей-скотоводов [1951, с. 87]. Такого же мнения придерживается и С. И. Вайнштейн, анализируя историю появления оленеводства у тувинцев-тоджинцев [1961, с. 33]. Сойоты происходят от тюркоязычных племен Саян [Дугаров 1983, с. 97-100] и сами еще недавно были тюркоязычными, поэтому мы вправе предположить, что у них оленеводство того же типа, что и у других тюркских народов Саян. Таким образом, можно сделать несколько выводов: 1) современное оленеводство саянского типа, имеющее многие черты, выделяющие его среди других типов оленеводства, представлено не только у тувинцев и тофаларов, но и у цаатанов, дархатов Монголии и сойотов Бурятии; 2) саянский тип оленеводства, наиболее приближенный к коневодству, возник среди аборигенных и позднее перекочевавших сюда тюркоязычных племен под влиянием коневодства: 3) к монголоязычным племенам Саян и Присаянья оленеводство перешло от тюркоязычных саянских племен. Роль оленеводства в жизни тофаларов была весьма велика. Транспортное вьючно-верховое использование оленей позволяло осваивать большие промысловые угодья. Карагасский олень - самый крупный в мире и очень выносливый, поэтому в зимних условиях отдельные олени тофаларов могут проходить под седлом и вьюком свыше 30 км в день, при этом даже там, где лошадь не может пройти и десятка километров. Особенно незаменимы они в условиях высокогорной тундры, покрывающей значительные площади на Саянских плато. Только благодаря им тофалары осуществляли свои сезонные перекочевки и зимнюю охоту. Наличие у охотника трех-четырех оленей позволяло ему беспрерывно охотиться месяцами. Такое было возможно при ежедневной смене ездового оленя. Пока он ездил на одном в течение всего дня, другие паслись и отдыхали. На следующий день охотник седлал другого оленя и так далее. Такой способ сохранял силы оленей всю зиму. Оленеводство у тофаларов было основано на экстенсивном использовании пастбищных угодий и, как и охота, требовало постоянных сезонных перекочевок. Весь годовой хозяйственный цикл тофаларов был связан с охотой в разные сезоны и со сменой оленьих пастбищ. Интересы оленеводства определяли сезонный цикл кочевок с заранее намеченными остановками в местах, наиболее благоприятных для пастьбы, гона, отела. Кроме того, маршруты и количество кочевок зависели от требований охотпромысла и стремления создать наиболее благоприятные условия для охоты и охватить ею как можно большую территорию. Собирательство тоже требовало определенных сезонных перемещений. Поэтому в течение года оленеводы совершали до 15 и более перекочевок различного характера. Зимой они обычно жили в долинах рек, осенью и весной располагались повыше, в таежных массивах. Летом стойбища оленеводов находились на белогорье - плоских горных вершинах, покрытых ягелем, где всегда дул ветер и где не было мошки. Самым хлопотным и трудоемким для тофаларов процессом пастьбы оленей является их летний выпас. В иные времена года, когда происходят различные перекочевки, олени работают и пасутся обычно там, где люди делают стоянку, специального выпаса в это время нет. Оленухи уже не доятся, и поэтому за ними нет специального ухода, как летом. В летнее же время, когда олени отдыхают и накапливают силы для предстоящей осенней и зимней работы на охотпромысле, начинается специальный выпас оленей. Как нам удалось установить из литературы и свидетельств тофаларов традиционно это происходило, происходит и сейчас следующим образом. Летом, когда все семьи тофаларов, принадлежащие к одной патронимии, съезжались вместе на белогорье для пастьбы оленей, к ним обычно присоединялось несколько других аалов. Таким образом, на одном месте могли собираться до десятка и более чумов. На удобном, обычно это было заветренное место, склоне горы, предпочтительно террасе, на большой поляне чумы располагались кругом или полукругом, что зависело от их количества. Все олени собирались в одно большое стадо и отгонялись на выбранное пастбище. Как уже отмечалось, они паслись без пастухов и собак. В начале лета олени питались свежей травой, почками карликовой березки, ягелем, в разгаре лета - тоже травой и ягелем. В конце лета появлялись грибы, избранная пища оленей. Олени во множестве поедают грибы и даже широко разбредаются в поисках их. Настает самое трудное время для оленеводов, так как именно в этот период происходят значительные потери оленей. Отел происходил в конце апреля и в мае. В это время начинали доить важенок. С появлением телят их обычно на весь день пригоняли в стойбище, где в самом его центре были устроены специальные приспособления для привязи оленят в виде длинных жердей (тоф. салбак), положенных на землю, а также для привязи важенок в виде специальных односторонних козел (тоф. дангууш). Если быки-олени и подросший прошлогодний молодняк все лето паслись вольно, то дойных важенок специально выпасали. Происходило это так. Утром в стойбище пригоняли оленят и важенок. Оленятам надевали специальные намордники (тоф. монгуй), чтобы они не высасывали бесконтрольно молоко у матух, и привязывали к лежащим жердям. Матух привязывали к козлам, чтобы они некоторое время выстаивались. Потом к матухе подводили ее олененка, давали ему пососать оба соска и отводили. В это время у важенки появлялось молоко, которое выдаивали в специальный сосуд в виде берестяной коробочки (тоф. шомук). Затем выдоенное молоко сливали в специальный берестяной туес (тоф. соо, соочжак). За один удой важенка давала обычно полстакана очень жирного снежно-белого по цвету молока. После дойки опять подводили олененка, который высасывал оставшееся в вымени молоко. Потом олененка снова привязывали к жерди, возле которой он лежал, жуя свою жвачку, целый день до вечера. После утренней дойки оленух отпускали пастись. Они паслись неподалеку, боясь потерять своего теленка. Поэтому их легко было снова поймать ближе к вечеру, когда наступало время вечерней дойки. Важенок опять привязывали к козлам, а оленята лежали, привязанные к жердям, рядом со своими матерями. После двухчасовой выстойки та же процедура дойки повторялась. За день от каждой матухи надаивали один - полтора стакана молока. После вечерней дойки оленух опять отпускали пастись. На этот раз вместе с оленятами. А утром все повторялось снова. В конце сентября - начале октября оленухи прекращали доиться. Длительность жизни оленей была сравнительно немалой - хорошая важенка при надлежащем уходе жила до 20 лет и за свою жизнь приносила от 10 до 12 телят. Средняя важенка жила до 15 лет и соответственно меньше раз телилась. Быки при большой рабочей нагрузке более 10 лет не выдерживали, редко доживали до 15 лет. У много - оленных хозяев олени жили дольше, поскольку имелась возможность чаще сменять оленей в работе. У бедняков, не имевших много оленей, каждый олень получал предельную рабочую нагрузку и поэтому долго не жил. Когда приближался конец жизни оленя, а это узнавалось по съеденным зубам, его старались откормить на осенней траве и ягеле, когда они еще мягкие, а потом оленя забивали на мясо (такого оленя называли соъhум). Олень, кроме молока, давал человеку после забоя мясо и кишки, которые варили и употребляли в пищу, шкуру, а также сухожилия, из которых ссучивали крепкие нитки. Таким образом, хозяйственная роль оленя в жизни тофаларов была чрезвычайно велика, хотя на мясо своих оленей тофалары забивали редко, только по старости или в случае увечья. Мясо для пищи добывали в основном охотой. Цит. по: Рассадин И.В. Формы хозяйства, быт и культура тофаларов в период кочевой жизни //Хозяйство, быт и культура тофаларов. – Улан-Удэ, 2005.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |