Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы культуры и быта эвенков



2020-03-19 263 Обсуждений (0)
Проблемы культуры и быта эвенков 0.00 из 5.00 0 оценок




    Развитие культуры эвенков Бурятии в 60-е гг., уже полностью перешедших в это время к оседлому образу жизни, происходило в условиях общего культурного процесса в республике.

    Одной из важнейших средств подъема культуры населения – повышение уровня образования, чему в нашей стране придавалось большое значение. Быстрый рост числа школ и количества учащихся начнется на Севере республики со второй половины 70-х гг., когда вырастут в Северобайкальске бамовские поселки и резко увеличится численность населения. В образовательном процессе эвенков есть свои особенности – большинство детей учатся в школах-интернатах. Значительную роль в повышении образования эвенков и создании интеллектуального потенциала сыграла существовавшая в 40-50-х гг. эвенкийская школа-интернат в г.Улан-Удэ. Ее ученики направлялись для получения высшего образования в педагогические институты Ленинграда и Хабаровска. С реорганизацией школьной системы в стране в 50-х гг. эта школа перестала существовать.

    Овладевая посредством русского языка достояниями мировой культуры, науки и техники, постигая наследие классиков литературы, эвенкийские дети не знали родного языка. В 1970 г. лишь 61% эвенков назвали родным языком язык своей национальности, 1979 г. – 58%, 1989 г. – 46%. Если вначале 60-х гг. на изучение родного языка в школах отводились специальные часы, то в последующие годы он преподавался.

    В 70-80-е гг. образовательный уровень эвенкийского населения оставался невысоким. В Северобайкальском районе на тысячу человек занятого населения приходилось 90 (в районе – 115), со средним специальным образованием – 109 эвенков (436 – в районе), из 27 учителей и воспитателей эвенкийской национальности в этом районе лишь 16 человек имели высшее образование. В технических и сельскохозяйственных вузах из числа эвенков республики обучались лишь единицы.

    Важное значение имело создание в 1973 г. этнографического музея культуры и быта Забайкалья, составной частью которого является эвенкийский комплекс, воссоздающий материальную культуру аборигепнов Севера. Сохранению и пропаганде эвенкийской материальной культуры способствует открытый в 1981 г. в Багдарине музей народов Севера.

    В 60-80-е гг., когда в нашей стране проводилась политика дальнейшего выравнивания экономического уровня между нациями и народностями, стирания граней между городом и деревней, быт эвенкийского населения окончательно утратил национальные черты и практически уже не отличался от быта всего сельского населения северных регионов.

    Период 60-80-х гг. для северных районов был не только временем электрификации, телефонизации и внедрения в быт телевидения, но и временем, когда в селах аборигенов стала создаваться сеть бытового обслуживания. Вначале в села приезжали передвижные приемные пункты от районного комбината бытового обслуживания, затем стали создаваться его филиалы и самостоятельные пункты. Однако их работу удовлетворительной считать трудно, так как специальных помещений они не имели, постоянных специалистов, мастеров в селах не было, а приезжие долго не задерживались.

    Жизненный уровень эвенкийского населения с утратой традиционных видов деятельности в этот период понизился. Окончание работ неологических партий, начало строительства БАМа и создание совхозов с целью решения продовольственной программы в зоне железнодорожной магистрали способствовали росту безработицы в среде коренного населения и сокращению семейного бюджета. Связанная с уровнем и профессиональной занятостью заработная плата эвенкийского населения была значительно ниже среднестатистических показателей по северным районам.

    В жизни эвенков Бурятии значительным событием, побудившим их к активной борьбе за свое национальное возрождение, стал Всесоюзный съезд малочисленных народов Севера, состоявшийся в марте 1990 г. Участники встречи говорили о бесправном, критическом положении эвенков в Бурятии, выразили тревогу за будущее эвенкийского этноса. На конференции обсудили, приняли Устав и Программу Ассоциации, в которых ставилась задача объединения всех общественных сил для решения проблемы выживания и развития эвенков республики, возрождения традиционных видов труда и промысла, родного языка, самобытной культуры, традиций и обычаев древнего сибирского народа. Президентом Ассоциации выбрали эвенка П.С. Степанова.

    Важнейшей задачей национального возрождения эвенков Бурятии стало требование возврата коренному народу в безвозмездное пользование территорий традиционных мест их проживания и восстановление существовавших до середины 30-х гг. национально-территориальных образований - национальных районов и сельских Советов. Однако в современных условиях шаткости государственных устоев и слабости контроля за исполнением множества законов вопрос о национально-территориальном устройстве и местном самоуправлении эвенкийского населения в Бурятии не нашел еще полного разрешения.

    Возрождение почти утраченных традиционных видов труда эвенков Бурятии – проблема сложная: слаба материальная база, потеряна трудовая связь поколений, передающая по наследству опыт старших, не хватает организационной поддержки местных административных органов, не решен до конца вопрос о передаче эвенкам в их собственность территорий традиционного природопользования в местах компактного проживания.

    В Бурятии с начала 90-х гг., когда эвенки республики стали активно участвовать в возрождении культуры своего народа, родного языка, развитии образования, стали отчетливее видны результаты работы в этом направлении. В 1990 г. вновь после двенадцатилетнего перерыва в Баунтовском районе в с. Россошино был проведен эвенкийский народный праздник больдер (встреча). Не просто теперь провести традиционный праздник во всей его красе и самобытности, когда многое из фольклорного наследия забыто, утрачены предметы материальной культуры, отсутствуют национальные инструменты, одежда, убранство. Как бы то ни было, праздник состоялся, и уже этот факт вселил эвенкам веру в возрождение их национальной культуры.

    Есть попытки возродить в Бурятии издание литературы на эвенкийском языке. В 1991 г. редакцией журнала «Хараасгай» (Ласточка) был подготовлен и выпущен в свет первый номер этого журнала «Велика» (Ласточка) на эвенкийском языке. В республике в 1991 г. создан Центр возрождения эвенкийской культуры. Новым явлением стало проведение в апреле 1993 г. в с.Алла Курумканского района Дней эвенкийской культуры в рамках этнического праздника «Найрамдал». В Северобайкалье весной систематически стали проводиться Дни охотника.

    Большим достижением в решении эвенкийских проблем в образовании следует считать введение изучения родного языка в 1-4-х классах в семи школах, где обучаются дети эвенков. С 1991 г. в БГПИ им. Д.Банзарова ведется подготовка учительских кадров по специальности «эвенкийский язык и литература».

    Цит. по: Беликов В.В. Проблемы культуры и быта эвенков / Эвенки Бурятии: история и современность. – Улан-Удэ, 1994.

Будаева Ц.Б.

Сойоты

По данным переписи 1926 года, численность сойот составила 229 человек. Достоверность этих данных вызывает большое сомнение, ибо Б. Э. Петри на основе собственных наблюдений и подсчетов насчитал 509 человек, в том числе 57 проживали в Монголии.

В последующих переписях сойоты не были включены в этниче­скую карту России. По ходатайству жителей и районной администрации Оки в 1994 году проведена локальная перепись и зафиксирова­но около 2 тыс. сойот. Если результаты локальной переписи заслу­живают доверия, то получается, что темпы роста численности сойот составили примерно от 4 до 10 раз, что значительно выше, чем темпы роста бурят, не говоря уже об эвенках.

Настолько большой скачок численности сойот тоже вызывает сомнение. Возможно, сами данные либо не соответствуют действительности, либо многие записываются то сойотами, то бурятами в зависимости от создавшейся ситуации.

Достаточно запутанной и не до конца исследованной является динамика изменения языка сойотского народа. Если же справедливо утверждение о том, что древнее население Саян относилось к самодийской языковой группе, то невольно возникают вопросы: «Были ли протопредки сойот носителями языка самодийской языковой группы? Если «да», то когда и почему они перешли на язык, относящийся к тюркской языковой группе?» Ведь 100-200 лет назад тункинские (окинские) сойоты говорили на тюркском наречии. В XVIII веке язык тункинских (окинских) сойотов был однозначно тюркским.

Современные сойоты являются носителями бурятского и русского языков. Бурятский язык, видимо, начал использоваться с момента вступления в контакт бурятских и сойотских родов и полностью во­шел в обиход в XIX-XX веках. Важной причиной вытеснения тюркского наречия и расширения сферы применения бурятского языка является массовость создания межнациональных браков. Вместе с породнением с бурятами вошел в обиход и новый язык - бурятский, новые формы хозяйствования - скотоводство, новый покрой одежды и весь домашний уклад. Все семейные, брачные и родственные нормы проникли от бурят, и весь семейно-родовой быт сойот уже к началу XX века в основном отождествился с бурятским.

Сойоты начали пользоваться русским языком с начала контакта с русским населением, активное усвоение его началось в связи «с усилением тяги к приобретению образования европейского типа». Расширение роли русского языка, наблюдаемое в наши дни, связано как с усилением постоянных контактов с русскими, проживающими на территории района и вне ее, так и с языковой политикой страны.

Цит. по: Будаева Ц.Б. Сойоты / Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). – Улан-Удэ, 1999.

Рассадин И.В.



2020-03-19 263 Обсуждений (0)
Проблемы культуры и быта эвенков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы культуры и быта эвенков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)