Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторический опыт протекционистской политики царской России



2020-03-17 209 Обсуждений (0)
Исторический опыт протекционистской политики царской России 0.00 из 5.00 0 оценок




Значительный интерес в плане изучения истории развития и становления таможенного законодательства, с целью внедрения лучших традиций и опыта таможенного дела, таможенной политики и соответственно нормативной базы представляют вопросы развития таможенного дела и таможенного законодательства в России в начале 20-го века. А в этой связи нужно сказать несколько слов об особенностях социально- экономического развития царской России.

Россия, располагая на рубеже 19-20 веков мощным экономическим, ресурсным потенциалом, стояла на пути интенсивного промышленного роста. Главными причинами, затруднявшими решение этой задачи были: разбросанность регионов России по огромным пространствам с неразвитой сетью путей сообщения; не разработанность топливных источников (каменный уголь, нефть и др.); отсутствие машинного производства; недостаток технических кадров; жесткая налоговая система по отношению к создаваемым фабрикам и заводам; недостача свободных денежных средств (капиталов); неблагоприятное влияние на русскую фабрично-заводскую промышленность, колебания цен на ввозимые иностранные материалы; недостаточность кредитов и банков[3]. В этих условиях нарождавшееся в России крупное производство не могло конкурировать с беспошлинным ввозом заграничных товаров. Перечисленные причины являются доказательствами того, что принцип свободной торговли был для России неприемлем. Россия нуждалась в таможенной защите. Кроме этого, государство находилось в выгодном географическом положении между Европой, откуда можно было творчески позаимствовать опыт промышленного развития, получить знания и капиталы, и с Востоком, который располагал значительными сырьевыми запасами. Такие условия объективно способствовали тому, чтобы Россия становилась промышленно развитой страной, независимой от иностранных рынков и капиталов. Для достижения этой цели был избран протекционистский путь развития – политики покровительства российской промышленности.

Выбор такого варианта дальнейшего развития страны не был оценен однозначно. Так, Н. Н. Шапошников писал: «Чрезмерный протекционизм задерживал развитие рынка для нашего сельского хозяйства, искусственно поддерживал натурально-хозяйственные элементы в нашем хозяйстве. Нужен был выборочный, а не сплошной протекционизм»[4].

С другой стороны протекционизм положительно сказался на промышленном развитии страны. Под влиянием «покровительственного» таможенного тарифа 1891г. средний уровень пошлинного импорта достиг 33%, возросла к 1912г. (после принятия тарифа 1903г.) добыча угля, железной руды, чугуна, железа и стали[5]. Под воздействием протекционизма усилился прилив в страну иностранных капиталов, повысилась прибыль, было положено начало накоплению национальных капиталов, которые требовали своих вложений, увеличился ввоз хлеба, складывался выгодный расчетный баланс[6]. Однако благодаря притоку иностранного капитала и внутренних накоплений Россия не сумела использовать его для развития сельского хозяйства (основанном на ручном труде). Страна была по прежнему сырьевым придатком Запада и занимало одно из последних мест в ряду промышленно- развитых стран. В период первой мировой войны, когда были аннулированы договорные отношения России с Германией и ее союзниками, наш торговый баланс несколько ухудшился, ввоз начал расти более быстрее и что в свою очередь не могло не затронуть организацию таможенного дела в России.

Характеризуя организацию таможенного дела в конце 19 – начале 20 веков в целом, можно сказать, что она себя реализовывала по трем направлениям:

- фискальное – т.е. пополнение государственной казны за счет таможенных сборов в форме таможенного дохода. Решение этой задачи было тесно связано с введением в действие нового таможенного тарифа 1903 года. Отличительной чертой тарифа было то, что особенно высокими пошлинами была обложена сравнительно небольшая категория товаров (чай, хлопок и волокнистые вещества, машины и механизмы, вина и др. напитки и т.п.)[7]. Размер поступлений от таможенной деятельности на всем протяжении пореформенного периода характеризуется безудерженным ростом, занимал второе место после доходов от торговли спиртными напитками и составляли 14.5% государственного бюджета страны[8].

- экономическая защита, которая была рассчитана на поощрение русской промышленности  и, как утверждает В. В. Витчевский, стремилась путем лучшей категоризации и более детальной специализации предметов ввоза, охватить такие продукты иностранной промышленности, «которые прежде могли ускользнуть от усиленного обложения вследствие слишком широкой формулировки общих групп импортируемых продуктов»[9]. Однако, над стратегией таможенного дела довлел фиск-стремление увеличить таможенные доходы[10]. Высокие пошлины на ввозимые предметы тяжелым бременем ложились на население России. М. Н. Соболев отмечал, что протекционистская политика привела к переплате населением в среднем до 630 млн. руб. в год. 85% крестьянского населения вели замкнутый образ жизни и у значительной их части уровень потребности был ниже минимального[11]. Экономическая экспансия по сути свела усилия страны к решению лишь части поставленных задач.

- контроль за привозом в страну «предметов, представляющих опасность с точки зрения существующего государственного и общественного строя»[12].Данное направление деятельности свидетельствует, что таможенные учреждения начали выполнять функции правоохранительных органов по защите политических устоев самодержавия. Это не противоречило предназначению таможенной охраны, как составной части государственного аппарата. Однако процесс таможенного досмотра был больше подчинен поиску запрещенных к ввозу нелегальной литературы, оружия, взрывчатых веществ, и, конечно, контрабандных товаров.

В самом законодательстве был выделен правоохранительный блок нормативных документов по борьбе с незаконной деятельностью, ужесточавший наказание за контрабанду, стимулировавший задержание незаконного провоза грузов и товаров.

 Таможенные уставы 1904 и 1910 гг. больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. Последние были систематизированы в «Правилах об отдельном корпусе пограничной стражи». Устав 1904 г. впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам», нормы которого закрепили порядок взаимодействия между таможнями и железнодорожными чиновниками, как по операциям выгрузки и перегрузки товаров, так и по своевременной информации обнаруженных контрабандных товаров, оружии и боеприпасов. Устав 1910 г. уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной пограничной полосы от линии сухопутной границы и от морских берегов внутрь страны[13].

События Первой мировой войны (1914-1918) самым пагубным образом сказались на таможенном деле России . К осени 1917 г. таможенная система оказалась «практически разрушенной в связи с введением боевых действий, потерей ряда приграничных территорий и возникшей замкнутостью таможенной границы»[14]. Деятельность большинства таможен приостанавливалась. Многие из них закрылись на длительный срок, а то и вовсе прекратили свое существование. Департамент таможенных сборов, входивший в состав Министерства финансов, бездействовал. Около года таможенным делом в стране руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917г. Таковы в самом общем виде основные моменты развития таможенного и законодательства таможенной службы в царской России в начале 20-го века.

 



2020-03-17 209 Обсуждений (0)
Исторический опыт протекционистской политики царской России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторический опыт протекционистской политики царской России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)