Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Таможенное законодательство в период третьей кодификации советского права



2020-03-17 251 Обсуждений (0)
Таможенное законодательство в период третьей кодификации советского права 0.00 из 5.00 0 оценок




Перестройка таможенного дела была неразрывно связана с разработкой стратегии внешнеэкономических связей СССР, направленной на более полное использование возможностей взаимовыгодного международного разделения труда в условиях изменения стратегии внешней политики[30]. Внешнеполитические прорывы на Запад и Восток, заключение договоров и соглашений с США, странами ЕЭС и Китаем, начинавшееся совершенствование механизма взаимоотношений с другими странами открывали широкие возможности перестройки торговых связей. 19 августа 1986 года Совет Министров СССР принял постановление № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями»[31] и «О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами»[32].

Принятие этих постановлений явилось «первым этапом на пути демократизации внешнеэкономических связей и управления внешней торговлей»[33].

В мае 1988 г. в соответствии с Таможенным кодексом СССР и Законом «О государственной границе СССР» были созданы таможенные зоны, в которых проводился государственный таможенный контроль за грузами и имуществом граждан, перемещаемыми через таможенную границу.

Важным условием обеспечения коренной перестройки работы таможенной системы являлись квалифицированные кадры. Были приняты меры по пополнению кадров таможенных учреждений за счет квалифицированных экономистов, юристов, работников предприятий и учреждений[34].

Гадричидзе В. Н, называет 1986-1989 гг. – периодом радикальных реформ системы таможенных органов[35]. Этот этап имеет свои особенности.

Во-первых, с 1986 по 1989г., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. В этот период система таможенных органов развивалась в основном в организационно-правовом направлении.

Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к новым формам управления внешней торговли и функции таможенных органов стали постепенно меняться, из-за недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал. Поэтому новые юридически закрепленные функции таможенных органов имели декларативный характер и, в частности, функции, связанные с институтом таможенно-тарифного регулирования.

В-третьих, отсутствовала законодательная база для перестройки системы управления таможенным делом. ТК СССР 1964 г., принятый по стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым подзаконным актам[36].

Все это обусловило необходимость коренного пересмотра стратегии таможенной политики, возрождение функций таможенного дела[37]. В решении этой задачи важную роль сыграл новый Таможенный кодекс, введенный в действие с 1 января 1991г.

ТК СССР 1991 г. базировался  на основополагающих принципах: единстве таможенной территории и таможенного законодательства, создании необходимых экономических условий для формирования единого экономического пространства, охватывающего все регионы.

В ТК СССР было впервые дано определение таможенной политики. «В СССР, - говорится в главе 1 ст.1, - осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики СССР. Республики на основе принципов федерализма, экономической самостоятельности и взаимной ответственности СССР и республик участвуют в формировании и проведении в жизнь таможенной политики через своих представителей в высших органах государственной власти и управления СССР и иным образом в соответствии с настоящим Кодексом и Законом СССР «О таможенном тарифе» и другими законодательными актами СССР»[38].

Следовательно, таможенная политика представляла единую общесоюзную систему, которая находилась в зависимости от интересов развития внешнеэкономического потенциала республик и территорий.

В Законе «О таможенном тарифе» 1991 г. и в ТК Российской Федерации была заложена социальная направленность таможенной политики. Она охватывала решение широкого круга проблем: от непосредственной защиты экономических интересов страны и каждой социально-значимой отрасли отечественной промышленности до предотвращения преступных террористических посягательств на жизнь и здоровье граждан, незаконного оборота наркотиков и оружия.

Одновременно прямое действие Кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе» позволяло оградить и защитить граждан от местного и ведомственного нормотворчества и не допустить необоснованного вмешательства в действие таможенных органов и оперативно-хозяйственную деятельность предприятий. Впервые в ТК использован международный опыт и стандарты правовых норм, применяемые Советом таможенного сотрудничества.

В Кодекс был включен ряд определений, которые позволили ориентироваться как в терминологии, так и вопросах таможенного дела. В частности, в Ст. 11 (раздел 1) даны определения таможенной территории и таможенной границы СССР. «Территория СССР составляет единую таможенную территорию. Пределы таможенной территории СССР являются таможенной границей СССР. Таможенная граница СССР совпадает с Государственной границей СССР»[39].

Анализируя эти направления деятельности таможенных органов, можно сделать вывод, что, несмотря на превращение таможенной системы в государственную, тенденции демократизации в стране и, наконец, членства в Совете таможенного сотрудничества, задачи, сформулированные в Кодексе, не в полной мере отразили изменения, происшедшие в стране после 1985 г., и не способствовали осуществлению функций, объективно вытекающих из таможенной политики и международного опыта. И если ранее таможенные органы участвовали в формировании таможенной политики, то в новом Кодексе это положение не получило отражения[40].

В целом ТК РФ, сделавший лишь первый шаг навстречу рыночной экономике и либерализации внешнеэкономической деятельности, не в полной мере отвечал новым реалиям и обстановке, сложившейся во внешней торговле, в решении задач создания действенного механизма тарифного регулирования и осуществления таможенного контроля. И как отмечает Габричидзе «пронизан» духом всесилия административно-командных методов управления экономикой и внешнеэкономической деятельностью[41]. Он был ориентирован на монополию внешней торговли. В связи с отменой монополии внешней торговли, проведением экономических реформ и дальнейшей демократизации общества назрела необходимость разработки нового Таможенного Кодекса, который бы отразил требования таможенной политики в условиях рыночной экономики.



2020-03-17 251 Обсуждений (0)
Таможенное законодательство в период третьей кодификации советского права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Таможенное законодательство в период третьей кодификации советского права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)