Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тарифные методы регулирования: сравнительный анализ мирового и отечественного опыта



2020-03-17 232 Обсуждений (0)
Тарифные методы регулирования: сравнительный анализ мирового и отечественного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок




В современном мире меру регулирования внешней торговли обычно подразделяют на восемь категорий:

Тарифные меры – импортный таможенный тариф, представляющий собой систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами, является центральным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Вместе с налоговой системой импортный таможенный тариф регулирует не только импорт, но и весь экономический климат в стране.

Паратарифные меры – к их числу относятся прочие помимо таможенных пошлин платежи, взимаемые при ввозе товаров, различные таможенные сборы, внутренние сборы, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но оказывают на нее существенное влияние.

Меры контроля за ценами – данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. В это понятие входят антидемпинговые меры, предусматривающие борьбу с занижением цены экспортных товаров, и компенсационные меры, направленные против экспортных субсидий. Кроме того, для защиты некоторых уязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного), могут применяться скользящие импортные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.

Финансовые меры – для регулирования внешней торговли могут вводиться особые правила совершения валютных операций.

Количественное регулирование – на ввоз и вывоз товара устанавливается количественное ограничение (квота).

Автоматическое лицензирование – для ввоза (вывоза) определенного товара требуется получить установленный документ, таким образом осуществляется мониторинг за торговлю этими товарами. Такое наблюдение не является ограничительной мерой, но облегчает введение подобных мер в случае необходимости.

Государственная монополия.

Технические барьеры – включают контроль импорта на предмет безопасности, соответствия нормам качества и национальным стандартам

Таможенными пошлинами в развитых странах облагается только импорт. В практике внешнеторгового регулирования развитых стран, как правило, преобладает следующая схема. Структура таможенного тарифа, при всех межстрановых различиях, содержит:

- автономные (максимальные) ставки, применяемые лишь в виде исключения к товарам тех стран, которым, по каким-либо причинам не предоставлен режим наибольшего благоприятствования;

- ставки режима наибольшего благоприятствования (конвенционные), как правило, согласованные в рамках ГАТТ и применяемые к товарам большинства стран;

- преференциальные ставки, применяемые к товарам из развивающихся стран в соответствии с Общей схемой преференции.

Единый таможенный тариф ЕС ежегодно издается Комиссией ЕС в двух вариантах: официальное издание и интегрированное издание, содержащее более полную информацию.

В бывших социалистических странах практически отсутствовали традиционные инструменты торговой политики. Эти страны не нуждались в развитой системе тарифного регулирования, поскольку могли полагаться на прямой государственный контроль за экспортом и импортом. Поэтому процесс либерализации торговли подразумевал не пересмотр инструмента, а фактически их создание.

Одним из основных итогов либерализации внешней торговли является превращение таможенного тарифа в основной регулятор внешнеторгового оборота, наиболее легитимный регулятор в современной международной торговой практике.

Применение импортного таможенного тарифа должно помочь решить следующие задачи:

- регулирование конкурентного воздействия со стороны иностранных товаров на внутренний рынок с целью создания благоприятных условий для развития отечественных конкурентоспособных производств;

- формирование структуры потребления на основе внутренних импортных ресурсов;

- содействие в структурной перестройке экономики;

- решение торгово-политических задач.

Конкретные задачи, выполняемые этими пошлинами, могут быть различны и изменяться во времени.

Ставки пошлин являются едиными, независимыми от вида сделок и субъектов внешнеэкономической деятельности.

Важнейшее отличие современного импортного тарифа от предыдущих – его адресная направленность на защиту и поддержку отечественных товаропроизводителей промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Тарифная политика должна стать важным орудием структурного регулирования экономики. Чтобы увеличить эффективность его применения, необходимо значительно углубить дифференциацию тарифа. Уровень дифференциации российского тарифа значительно ниже, чем тарифов многих других стран (отечественный тариф при девятизначной номенклатуре содержит немногим более тысячи позиций, между тем шестизначная классификация Гармонизированной системы описания и кодирования товаров включает более пяти тысяч позиций, а тарифы США и ЕС - 12 - 14 тыс. позиций).

По мере того, как таможенный тариф превращается в инструмент более тонкой настройки экономики, возрастает значение обоснованности ставок пошлин, что выходит за рамки чисто технической задачи.

Другой серьезный недостаток российского тарифа – слабая тарифная эскалация, то есть небольшой разрыв между ставками пошлин на сырье и обработанную продукцию.

С 1992 г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года вывозные пошлины охватывали три четверти российского экспорта.

В мировой же практике экспортные таможенные пошлины применяются сравнительно редко. Обычно к ним прибегают развивающиеся страны. Однако цели и практика применения этих пошлин в развивающихся странах отличалась от практики использования экспортных пошлин России.

Применение экспортных пошлин в РФ имело два ограничения. Во-первых, этими пошлинами облагался небольшой перечень экспортных товаров, включая некоторые виды минерального сырья, топлива, черные и цветные металлы, химикаты, лесотехническую продукцию, продовольствие, авиатехнику, вооружение и военные материалы. Правда, эти товары составляют большую часть российского экспорта по стоимости. Во-вторых, применение этих пошлин было ограничено во времени. Введение экспортных пошлин в России было обусловлено, главным образом, перекосом эффективности экспорта определенных товаров вследствие отсутствия точных измерителей их внутренней стоимости производства. Последнее связано с тем, что равновесные цены не действуют в полном объеме.

В 1995 г. произошло снижение экспортных пошлин и отмена их по некоторым товарным группам. Прогрессирующее сужение сферы таможенного регулирования экспорта завершается полной отменой этого инструмента. Ввозные пошлины отменены по всем товарам, что, правда, сопровождалось ростом внутренних налогов и сборов.

Введение или увеличение таможенного тарифа может привести к некоторым изменениям в структуре спроса:

- рост цены на импортные товары заставит часть покупателей переключиться на потребление отечественных товаров, аналогичных импортируемым, что приведет к росту внутреннего предложения товара, и параллельно произошедшее увеличение издержек производства вызовет рост цен на отечественные товары;

- как только это случится, часть покупателей вынуждена будет отказаться от потребления товара, совокупный спрос снизится.

Для измерения потребительских потерь простейший расчет может быть таков: произведение размера тарифа и количества товара, приобретавшегося до его введения за вычетом произведения размера тарифа и количества товара, приобретаемого после введения

Пп = (T * Qб) - (T * Qo),

где

Пп - потребительские потери;

T - размер тарифа;

Qб - количество товара, приобретенное до введения тарифа; базовый период;

Qo - количество товара, приобретенное после введения тарифа; отчетный период;

Производители оказываются в выигрыше за счет роста продаж и за счет роста цен, установившихся благодаря введенному тарифу.

Тариф на продукт какой-либо отрасли защищает не только фирмы, производящие товар на территории страны, он защищает доходы работников этих фирм, участвующих в производстве добавочной стоимости. Это поддержка примыкающих отраслей, поставляющих сырье и материалы. На положение фирм в данной отрасли влияют также тарифы, установленные на импортные товары, представляющие для нее элементы затрат. Возникает необходимость в более полной модели взаимодействия спроса и предложения, охватывающей одновременно несколько отраслевых рынков. Фактический уровень защитного тарифа определяется как величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавочная стоимость единицы продукции. Предложенный показатель количественно оценивает воздействие всей тарифной системы на добавочную стоимость единицы продукции, выпущенной отраслью.

Фактически уровень защитного тарифа может значительно отличаться от размера тарифа, уплачиваемого потребителем номинального уровня защитного тарифа.

Концепция совокупного эффекта протекционизма провозглашает два принципа: доходы отрасли, или ее добавленная стоимость, будут подвержены воздействию торговых барьеров, лежащих на пути не только конкурирующей импортной продукции, но и действующих на рынке материалов, используемых в процессе производства этой отраслью. При этом, если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, фактический уровень защитного тарифа превысит его номинальный.

Номинальный уровень пошлин определяется, исходя из общей цены конечного продукта, и он важен для потребителя данного товара. Уровень действительной или эффективной таможенной защиты имеет большое значение для производителя, принимающего решение о разработке товара.

Влияние же товара на импортирующую страну не исчерпывается изменением уровня благосостояния производителей и потребителей. Пока тариф не является запретительным, то есть ограничивает импорт лишь частично, он приносит доход государству (произведение тарифа и размера импорта, им облагаемого).

Последующие эмпирические исследования более или менее подтвердили предположения Джонсон. Среди них первыми были оценки выигрыша по Маршаллу, заключавшиеся в установлении треугольников чистого национального выигрыша. Затем, с середины 70-х годов применялись более сложные методы расчета общего равновесия (РОР). Оценки РОР основаны на сложной экономико-математической модели, позволяющей уловить даже незначительные колебания доходов и цен. Оба метода свидетельствуют о том, что прирост благосостояния от упразднения барьеров лежит между -1% и +10% ВНП. Наивысший результат достигается, когда упраздняемые барьеры были велики или барьеры упразднялись полностью.

Каждый торговый барьер имеет свою административную стоимость. Исходный анализ тарифа был бы неполным, если бы он не позволял оценить размер тех ресурсов, которые благодаря ему «исключаются» из хозяйственной системы, т. е. не могут быть использованы каким-либо другим способом. Учреждение тарифа предполагает нахождение на границе таможенных служащих, требующих соответствующей заработной платы.

Протекционизм сдерживает научно-технический прогресс.

Обычно при оценке последствий тарифа подразумевается, что он никак не влияет на стремление отечественных производителей к снижению издержек производства и к сдвигу кривой предельных издержек вниз. Эта предпосылка может оказаться неверной. Многие исследователи считают, что любая защита производителей уменьшает побудительные мотивы поиска технологических усовершенствований, которые позволяют снизить издержки. Этой точке зрения была противопоставлена другая, изложенная в трудах Шумпетера и Гэлбрейта: больший объем ВП, попадающий в распоряжение крупных фирм представляет собой дополнительный финансовые ресурсы для осуществления научно-исследовательских работ и ускорения введения технологических инноваций.

Влияние тарифа на изменение объема импорта может недооцениваться.

Оценка влияния тарифа зависит, в конечном итоге, от размера сопутствующего ему снижения импорта. Можно назвать несколько причин постоянной недооценки реакции импорта на изменение цен:

- обычно статистические оценки эластичности импорта по цене являются краткосрочными, которые ниже долгосрочных;

- эти показатели основываются на анализе крупных товарных групп, что приводит к недооценке ценовой чувствительности импорта отдельных специфических продуктов, обладающих высоким коэффициентом взаимозаменяемости;

- процедура установления действительного уровня цен часто оказывается некорректной, что опять-таки приводит к занижению ценовой (и тарифной) эластичности импорта;

- сложность установления истинного значения эластичности связана с необходимостью одновременного учета различных факторов, что снова может повлечь за собой недооценку влияния тарифов и цен на объем импорта.

В результате корректировки тарифный эффект может и снижаться: на валютный курс тариф может воздействовать так, что совокупный эффект окажется уменьшенным ущербом.

Если тариф привел к снижению импорта, то, соответственно, снизились валютные платежи, так как импортная цена или осталась прежней, или упала. Это означает, что размер спроса на иностранную валюту, необходимую для приобретения импортных товаров, так же снизился. В результате снизилась и стоимость иностранной валюты, выраженная в единицах отечественной.

Изменение уровня тарифа грозит издержками, вызванными перемещением производственных ресурсов.

Влияние структурных издержек на чистый национальный ущерб от тарифа зависит прежде всего от того, вводится ли новый тариф или упраздняется. Упразднение действующее ранее импортной пошлины приведет к увольнению рабочих из отраслей, конкурирующих с импортом. Рабочие этой отрасли будут страдать материально до тех пор, пока не найдут новую работы. Аналогичным образом предприниматели и держатели акций промышленности понесут потери капитала вследствие более высокой конкурентоспособности импорта. Даже если налогоплательщики через госбюджет смогут облегчить (а может и полностью компенсировать) падение доходов в промышленности, потери все же останутся, на этот раз в виде налоговых платежей. Очевидно, что размер этих издержек необходимо вычесть из выигрыша, полученного обществом от упразднения тарифов. Недавние исследования показали, что в некоторых случаях структурные издержки могут полностью нейтрализовать положительный эффект от снятия тарифа.

Но учет структурных издержек не ведет к снижению национального ущерба от введения нового тарифа. В ответном введении нового тарифа промышленность увеличит число рабочих мест за счет роста выпуска продукции. В этом случае структурные издержки могут возникнуть в других секторах экономики. Одним из них является экспортное производство, которое в результате может уменьшиться. Причин этому несколько. Во-первых, новый импортный тариф вызывает рост обменного курса национальной валюты и приводит к падению потребления иностранцами нашего экспорта. Во-вторых, он может провоцировать иностранные государства на введение ответных протекционистских мер, направленных против нашего экспорта. Таким образом, с учетом структурных издержек оценка национального ущерба от введения нового тарифа должна вырасти.

Если же рассмотренные доводы говорят в пользу введения нового тарифа, встает вопрос о выборе оптимальной ставки тарифа. Теория на сей счет весьма категорична: чем ниже эластичность импортных поставок, чем менее гибкими оказываются зарубежные поставщики.

На практике же, пошлины будут определяться, исходя из экономических критериев и с учетом мнений национальных компаний – компаний производителей и импортеров.

Ставки импортных таможенных пошлин на большинство товаров целесообразно устанавливать таким образом, чтобы обеспечить несколько более высокий уровень рентабельности импорта в сравнении с отечественным производством аналогичного или взаимозаменяемого товара.



2020-03-17 232 Обсуждений (0)
Тарифные методы регулирования: сравнительный анализ мирового и отечественного опыта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тарифные методы регулирования: сравнительный анализ мирового и отечественного опыта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)