Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Учет поступления, оценки и реализации товаров в оптовой и розничной торговле




Как говорилось выше, основным видом деятельности ООО "Стройматериалы", как и любой другой торговой организации, является торговля. Как указано в учетной политике, ООО "Стройматериалы" включает в себя оба вида торговли: как оптовую, так и розничную.

В соответствии со ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи признаются материальные ценности, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Под товарами понимается часть материально- производственных запасов, приобретенная или полученная от других юридических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Оптовая торговля – это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

Исходя из смысла приведенных выше понятий видно, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговля от оптовой, является цель дальнейшего использования приобретенного покупателем товара. В связи с этим можно сделать вывод, что розничная торговля только с физическими лицами, которые приобретенные товары используют для конечного потребления, а оптовая торговля – с хозяйствующими субъектами, использующими приобретенный товар для промежуточного потребления, то есть в предпринимательской( профессиональной ) деятельности.

Приобретение товарно- материальных ценностей на стороне может осуществляться двумя вариантами. При первом варианте для приобретения товарно- материальных ценностей на стороне предприятие назначает своего поверенного. Ему выдают подотчет наличные деньги с правами получения товаров и немедленной оплаты за них, либо доверенность по которой можно получить товарно- материальные ценности, в счет договоренности, имеющей место между предприятиями в виде договора поставок или гарантийного письма с визой руководителя поставщика (независимо оплачены товарно- материальные ценности предварительно или нет). Доставка товаров в таких случаях осуществляется самовывозом, независимо от географического расположения покупателя и поставщика. При втором варианте (отдаленность поставщика от получателя, и/или постоянство поставок) поставки осуществляет посредник – транспортное предприятие или непосредственно поставщик.



Каждая хозяйственная операция, в том числе поступление товаров, должна быть оформлена документально.

Поступление товаров оформляется накладными, счет-фактурами, приемными актами и другими первичными и сводными документами.

На товары, поступающие по договорам купли – продажи, поставки и другим аналогичным договорам, ООО "Стройматериалы" получает от поставщика расчетные документы (платежные требования, платежные требования – поручения, счета, товарно – транспортные накладные и тому подобное) и сопроводительные документы (качественные удостоверения, доверенности и другое). Организация устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие товары с учетом условий поставок, транспортировки и функциональных обязанностей подразделений и должностных лиц. При этом необходимо:

1) зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;

2) проверять соответствие данных этих документов договорам поставки по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;

3) проверять правильность расчетов в расчетных документах;

4) акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты);

5) определять фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;

6) передавать документы в бухгалтерию ООО "Стройматериалы" в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.

Доверенность выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации. Она должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Товары могут поступать на предприятие следующими способами:

1) приобретение товара по договорам купли-продажи, мены, посредническим сделкам;

2) возврат товара от покупателя;

3) замена товара;

4) излишки и пересортицы товаров по результатам инвентаризации, утвержденным в установленном порядке;

5) безвозмездное поступление от юридических и физических лиц;

6) поступление в качестве вклада в уставный капитал орагнизации и др.

ООО "Стройматериалы" в оптовой торговле использует учет товаров по покупным ценам, а в розничной торговле- по продажным, используя счет 42 "Торговая наценка". Способы учета товаров закреплены в учетной политике организации.

Таблица 2.1 – Типовые проводки по поступлению товаров в оптовой торговле

№ п\п Содержание операции Кор. счет
Дт Кт
Покупка товаров
Оплачено поставщику товаров
Оприходованы товары по учетной стоимости( без НДС)
Отражен НДС по оприходованным товарам
Зачтен с бюджетом НДС по оприходованным и оплаченным товарам
Учтены затраты, связанные с приобретением товаров( без НДС) 60, 76
Отражен НДС по затратам, связанными с приобретением товаров 60,76
Оплачены расходы по приобретению товаров. 60,76 50,51
Начислены проценты по кредиту банка, полученному для приобретения товаров
Поступление товаров в качестве вклада в уставный капитал
Отражен взнос в уставный капитал организации товарами по оценке согласованной учредителями.
Поступление товаров безвозмездно
Отражена рыночная стоимость безвозмездно полученных товаров
Отражение выявленных излишков товаров
Оприходованы неучтенные товары, выявленные при инвентаризации
       

Для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары ООО "Стройматериалы" использует счет 42 "Торговая наценка". На счете 42 учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.

Чтобы деятельность торговой организации была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей товаров. Иными словами наценка – это добавленная стоимость к покупной цене товара. За счет наценки торговые организации покрывают расходы на продажу, получают прибыль и уплачивают косвенные налоги (НДС, налог с продаж и другое.).

ООО "Стройматериалы" само формирует размер торговой наценки и определяет розничную цену товаров. Торговая наценка покрывает издержки обращения, суммы налогов, а также включает в себя доход организации. В состав издержек обращения входят транспортные расходы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы на аренду, амортизационные отчисления, расходы на рекламу и другое.

Первичным документом для начисления торговой наценки служит реестр розничных цен. Он предназначен для фиксирования торговой наценки и продажных цен по всему ассортименту товаров. Реестр розничных цен, составленный на определенную дату, с присвоенным ему порядковым номером утверждает своей подписью руководитель.

Начисление торговой наценки отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 42 в корреспонденции со счетом 41 "Товары".

При оприходовании товаров в бухгалтерском учете необходимо сделать проводки:

Дебет 41 Кредит 60 – оприходован товар, полученный от поставщика (на основании накладной);

Дебет 19 Кредит 60- учтена сумма НДС по оприходованному товару (на основании счета-фактуры);

Дебет 41 Кредит 42-начислена торговая наценка на оприходованные товары (на основании реестра розничных цен).

Чтобы получить себестоимость для расчета налога на прибыль при ведении учета товаров в продажных ценах, нужно вычесть из кредитового оборота по счету 41 оборот между счетом 42 и счетом 90 "Продажи". В этом случае делаются следующие проводки:

Дебет 41- Кредит 42- отражена торговая наценка в учете;

Дебет 90- Кредит 41- списаны реализованные товары, учтенные по продажным ценам;

Дебет 90- Кредит 42 – сторнирована реализованная торговая наценка.

Товары учитываться по продажным ценам, если они продаются в рамках договора розничной купли-продажи.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи сторнируются по кредиту счета 42 "Торговая наценка" в корреспонденции с дебетом счета 90 "Продажи" и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

Аналитический учет по счету 42 "Торговая наценка" должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным.

Аналитический учет товаров в розничной торговле ведется:

а) по каждому хозяйствующему субъекту – по материально-ответственным лицам;

б) по каждому материально-ответственному лицу – по ассортименту товаров;

Учет товаров организуется:

- в бухгалтерии – по материально-ответственным лицам (бригадам) в стоимостном выражении;

- на складах – по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках.

Таблица 2.2- Типовые проводки по поступлению товаров в розничной торговле ( с использованием счета 42 "Торговая наценка"

№ п/п Содержание операции Кор. счет
Дт Кт
Покупка товаров
Оплачено поставщику товаров
Оприходованы товары по учетной стоимости( без НДС)
Учтен НДС по оприходованным товарам
Зачтен с бюджетом НДС по оприходованным и оплаченным товарам.
Учтены затраты, связанные с приобретением товаров( без НДС) 60,76
Учтен НДС по затратам, связанными с приобретением товаров
Оплачены расходы по приобретению товаров 60,76 50,51
Отражена сумма торговой наценки

В основном товар для розничной торговли ООО "Стройматериалы" получает от предприятий – поставщиков. Товары, отпускаемые поставщиками со своих складов и баз, материально ответственные лица розничных предприятий получают по доверенности.

Материально – ответственные лица расписываются в приемке товаров в товарно-транспортной накладной, оформленной поставщиком, и отвечают за его сохранность в процессе доставки.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами на основании сопроводительных документов. При этом правила приемки товаров в розничной торговли такие же, как в оптовой торговле. Однако с учетом того, что товары в розничной торговле доходят до конечного потребителя, особое внимание уделяется проверке качества товара.

Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день поступления по их фактическому наличию.

Приемка товара сопровождается составлением материально ответственным лицом накладной на фактически принимаемый товар. Форма и условия расчетов за товар могут быть различны, они указываются в договоре.

Товарно-транспортные накладные, акты и другие документы, на основании которых материально ответственные лица приняли товар, вместе с товарными отчетами передаются в бухгалтерию, где их используют для контроля за правильностью оприходования товара и записей в учетные регистры.

При журнально – ордерной форме учета в журнале – ордере № 11 по счету 41/2 систематизируются кредитовые записи, а дебетовые обороты отражаются в ведомости к нему. Эти записи удобнее производить в объединенном учетном регистре, который содержит и кредитовые и дебетовые обороты. На каждый корреспондентский счет выделяется отдельная графа. Например, могут быть сделаны записи в кредитовой части учетного регистра по дебету счета 41/2 в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 42 "Торговая наценка" и т. д. Кредитуется счет 41/2 в корреспонденции со счетами 90 "Продажи" и 44 "Расходы на продажу".

Оценка товаров

Товары оптовой торговли принимаются к бухгалтерскому учету по покупной стоимости ( непосредственно на счете 41).

Фактической себестоимостью товаров приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение товаров относятся:

1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

2) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;

3) невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы товара;

4) вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;

5) затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке товаров; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету товаров проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих товаров;

6) затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных товаров;

7) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров;

Не включаются в фактические затраты на приобретение товаров общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением товаров.

ООО "Стройматериалы" в оптовой торговле производит оценку товаров по себестоимости каждой единицы, а в розничной- по средней себестоимости.

Применение каждого способа оценки товаров производится в течение отчетного года и отражается в учетной политике организации, исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

Учет товаров в ООО "Стройматериалы" в оптовой торговле ведется на счете 41/1 по покупным ценам.

Учет товаров в ООО "Стройматериалы" в розничной торговле ведется на счете 41/2 по продажным ценам.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду товаров как частное от деления общей себестоимости группы товаров на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим товарам в этом месяце.

Оценка товаров на конец отчетного периода ( кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки товаров при их выбытии, то есть по способу, закрепленному в учетной политике организации.

Учет реализации товаров

Реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных законодательством, передача права собственности на товары одним лицом для другого лица на безвозмездной основе.

При продаже организацией товаров физическим и юридическим лицам цена продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Товары, как правило, должны продаваться по рыночным ценам с учетом их физического состояния.

В оптовой торговле отгрузка товаров производится покупателям в соответствии с заключенными договорами поставки. По договору поставки продавец( ООО "Стройматериалы") обязуется в обусловленные сроки передать в собственность покупателя производимые или закупаемые им товары, предназначенные для использования их в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным потреблением.

В зависимости от способа отгрузки оформляются различные документы на отпуск товара: накладный, товарно-транспортные накладные, при этом счета-фактуры выписываются обязательно. Данные первичных документов отражаются во вторичных бухгалтерских документах, на основаниии которых составляются регистры бухгалтерского учета.

Согласно выбранной учетной политики на предприятии устанавливается метод учета реализации товаров, то есть момент, когда товары считаются проданными. Моментом реализации товаров может быть признана оплата товаров ( поступление денежных средств на счета и в кассу торгового предприятия), либо их отгрузка и предъявление покупателю расчетных документов к оплате. Действующим законодателством предусмотрено, что выручка для целей бухгалтерского учета должа отражаться по моменту отгрузки товаров, а налоги учитываются в момент реализации, принятой для целей налогообложения.

Моментом реализации товаров в ООО "Стройматериалы" признается отгрузка товаров. Используя этот метод реализации товаров предприятие может несколько маневрировать объемами реализации на конец учетного периода. Но в данном случае возможно неполучение средств по уже отраженным реализованным товарам. Кроме того, данный метод используется в целях налогообложения, налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды начисляются и уплачиваются в момент отгрузки за счет собственных средств на расчетном счете, то есть до получения выручки.

При отгрузке товаров и предъявлении расчетных документов на продажную стоимость товаров ( включая НДС), отгруженных покупателю, составляется проводка:

Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"- Кт 90/1 "Выручка"

Начисление в бюджет НДС за реализованные товары отражает запись:

Дт 90/3 "НДС" – Кт 68 "Расчеты по налогам и сборам"

Учетная стоимость реализованных товаров списывается на реализацию:

Дт 90/2 "Себестоимость продаж"- Кт 41" Товары"

Поступление денег от покупателя за реализованные товары( на расчетный счет) уменьшает задолженность покупателя:

Дт 51 "Расчетные счета"- Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

В соответствии с заключенными договорами ООО "Стройматериалы" может получать предварительную оплату за товары. Учет полученной предварительной оплаты от покупателей ведется также на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". По кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" отражается сумма полученной предварительной оплаты за товары в корреспонденции со счетами учета денежных средств, по дебету- зачет предварительной оплаты со счетами 90 "Продажи".

Предоплата, поступившая на расчетный счет, отражается проводкой:

Дт 51 "Расчетный счет"- Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

С суммы полученных авансов начисляется налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет. На его сумму уменьшается задолженность кредитору по предоплате.

При отгрузке товаров покупателям в счет полученной предварительной оплаты на сумму начисленного налога сначала делается восстановительная проводка:

Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам" – Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

После этого отражаются операции, связанные с реализацией, в обычном порядке.

Результат от реализации товаров за отчетный месяц формируется сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2 "Себестоимость продаж", 90/3 "НДС" и кредитового оборота по субсчету 90/1 "Выручка". Этот результат ежемесячно ( заключительными оборотами ) списывается с субсчета 90/9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки", что отражается в случае наличия прибыли проводкой:

Дт 90/ 9 "Прибыль/убыток от продаж" – Kт 99 "Прибыли и убытки".

Таким образом, синтетический счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме субсчета 90/9 "Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на субсчет 90/9 "Прибыль/убыток от продаж".

Учет отгрузки и реализации ведется в журнале – ордере № 11 по кредиту счета 90 "Продажи" и в ведомости по дебету счета 90 "Продажи". Аналитические данные к счету 90 "Продажи" приводятся по учетным, продажным ценам, в суммах по предъявленным счетам или заменяющих их документам.

В оптовой торговле широко применяются скидки на товары. Под скидкой понимается уменьшение продавцом ранее заявленной цены товаров (как правило, при определенных условиях).

На практике возможны две ситуации:

– цена товара изменена до его отгрузки покупателю или непосредственно в момент совершения покупки (то есть покупатель оплачивает товар уже с учетом объявленной скидки);

– цена изменена уже после того, как товар был отгружен покупателю (то есть задним числом).

Особенность данной ситуации заключается в том, что скидку на приобретенные товары продавец предоставляет покупателю задним числом. Типичный пример – так называемая скидка на объем закупок. Это означает: если общая сумма приобретенных покупателем за какой-то период ценностей превысила определенную величину, то цена единицы товаров уменьшается (при этом пересчитывается и цена товаров, отгруженных покупателю ранее).

В случае предоставления покупателю торговой скидки (при приобретении товаров в определённом количестве или на установленную сумму), величина скидки может быть определена только после покупки товаров в объеме, необходимом для её получения. До наступления данного момента не известно, воспользуется покупатель возможностью получения скидки или нет. В этом случае до исполнения условия скидки выручка отражается без учета скидки, а после выполнения условия о предоставлении скидки корректируется на сумму скидки способом "красное сторно".

При выполнении условия о предоставлении скидки покупателю должен быть выставлен счёт, в котором указывается сумма, на которую уменьшается его задолженность перед продавцом, то есть, выставляется "отрицательный счёт" (который иногда называют кредит-нота) и счёт-фактура на сумму скидки со знаком "минус". В счёте и счёте-фактуре указывается основание скидки, а также период, за который она предоставлена.

Дебет 62 Кредит 90 – отражена выручка от продаж без учета скидки;

Дебет 90 Кредит 68 – начислен НДС;

Сторно: Дебет 62 Кредит 90 – откорректирована выручка на сумму скидки (способом "красное сторно");

Сторно: Дебет 90 Кредит 68 – откорректирована сумма НДС (способом "красное сторно");

В розничной торговле учет скидок ведется несколько другим образом.

Дебет 41 "Товары"- Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

– оприходован товар;

Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям – Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"- учтен НДС по приобретенному товару;

Дебет 41 "Товары" -Кредит 42 "Торговая наценка"- начислена торговая наценка на приобретенный товар;

Дебет 50 "Касса организации"- Кредит 90 "Продажи" субсчет "Выручка" – отражена выручка от продажи товара (с учетом скидки);

Дебет 90 "Продажи" субсчет "НДС"- Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "НДС"- начислен НДС с оборота по реализации товаров;

Дебет 41 "Товары" -Кредит 42 "Торговая наценка" (красное сторно) – на сумму скидки уменьшена торговая наценка на товар;

Дебет 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж"- Кредит 41 "Товары" – списана стоимость проданных товаров;

Дебет 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж"- Кредит 42 "Торговая наценка" – (красное сторно) сторнирована реализованная торговая наценка;

Дебет 90 "Продажи" субсчет "Прибыль/убыток от продаж" -Кредит 99 "Прибыли и убытки"-определен финансовый результат.

Также в оптовой торговле широко применяются операции по приобретению товаров по договору мены.

Согласно статье 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Согласно статье 568 ГК РФ товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и хранение осуществляются той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

Если обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, получившая товары большей стоимости, должна уплатить разницу.

Особенность договора мены заключена в том, что каждая из сторон договора мены одновременно выступает и покупателем и продавцом товара. Выступая продавцом товара, сторона договора передает товар, выступая покупателем – принимает товар от другой стороны договора.

По договору мены право собственности на приобретаемый товар переходит к сторонам после того, как они исполнили свои обязанности в качестве продавцов, то есть обязанности по передаче товара. Однако договором может быть предусмотрен иной порядок перехода права собственности.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и требованиям Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, имущество организации, переданное (отгруженное) покупателем, право собственности на которое остается у организации-продавца, отражается на счете 45 "Товары отгруженные". Товары, поступившие от поставщиков и оприходованные на склад, право собственности на которые до установленного договором или законом момента остаются у организации-поставщика, отражаются на специальном забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Следовательно, передача товаров по договору мены до получения от поставщика причитающегося по сделке имущества должна отражаться записями по дебету счета 45 "Товары отгруженные" в корреспонденции со счетом 41 "Товары" на стоимость товаров по учетным ценам.

Отражение меновых сделок в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и Налоговым кодексом должно производиться по следующей схеме:

1 Отражается получение от контрагента товаров по меновой сделке до отгрузки обмениваемых ценностей:

Дебет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"- стоимость полученных товаров по договору.

2 Отражается отгрузка товаров до получения имущества от контрагента:

Дебет 45 "Товары отгруженные"Кредит 41 "Товары"- учетная стоимость переданных ценностей.

3 Отражается получение товаров от контрагента (оприходование на баланс ранее полученных товаров) после отгрузки товаров по договору:

Дебет 41 "Товары"- стоимость приобретенных ценностей без НДС,

Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям"- сумма НДС, относящегося к приобретенным товарам,

Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка"- стоимость полученных по договору товаров с НДС.

4 Списываются с баланса ранее отгруженные контрагенту товары:

Дебет 90 "Продажи", субсчет 1 "Себестоимость продаж" Кредит 45 "Товары отгруженные"- учетная стоимость переданных по договору ценностей.

5 Начисляется бюджету НДС:

Дебет 90 "Продажи", субсчет 3 "НДС"Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам"- сумма НДС по операции реализации товаров.

2.5 Учет товарных потерь и возврата товара в ООО "Стройматериалы"

Все случаи возврата товаров можно условно разделить на две группы:

– когда возвращают товар, не отвечающий условиям договора – бракованный, поставленный не в том количестве или ассортименте и так далее (некачественный товар);

– когда по договоренности сторон возвращают качественный товар.

Возврат некачественного товара

Организация может вернуть товар поставщику, отказавшись от договора купли-продажи, в одном из следующих случаев:

– товар поставлен не в том количестве, которое предусмотрено договором (ст. 466 ГК РФ);

– нарушены условия договора об ассортименте (ст. 468 ГК РФ);

– поставлен неукомплектованный товар, причем продавец в разумный срок не выполнил требований покупателя о доукомплектации товара (ст. 480 ГК РФ);

– поставлен некачественный товар, причем недостатки товара существенны, то есть не могут быть устранены или для этого нужны несоразмерные расходы, затраты времени и тому подобное. (ст. 475 ГК РФ).

Итак, если покупатель расторгает с поставщиком договор купли-продажи по причинам, которые предусматривает Гражданский кодекс РФ, можно говорить о том, что обязательства сторон по договору не исполнены (поставщик не поставил нужный товар, а покупатель не принял его, а возможно, что и не оплатил). А раз так, то нет и факта реализации. Значит, при возврате товаров мы имеем не обратный переход права собственности, а отказ от права собственности на полученный товар. Иначе говоря, если покупатель уже оприходовал товар в учете, то ему нужно сделать исправительные (сторнирующие) проводки.

ООО "Стройматериалы" вносит исправления в собственный счет-фактуру, первоначально выставленный покупателю. Делает оно это в день принятия возвращенных товаров на учет. В исправленном счете-фактуре поставщик дополнительно указывает количество и стоимость возвращенных товаров. А затем регистрирует этот документ в книге покупок (на сумму возврата). Таким образом, несостоявшийся продавец получает право на вычет НДС (этот же налог был ранее начислен при отгрузке товаров) по возвращенным ценностям (п. 5 ст. 171 НК РФ).

Говоря о торговле, нельзя обойти стороной вопросы, связанные с товарными потерями. В данной отрасли народного хозяйства, величина таких потерь достаточно высока.

Товарные потери возникают на всех стадиях обращения товаров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, связанные с товарными потерями для торговых организаций, являются очень важными.

Различают нормируемые и ненормируемые товарные потери.

Нормируемые потери – это потери, образующиеся в результате усушки, утруски, раскрошки, разлива и тому подобному, то есть так называемая естественная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических качеств.

Ненормируемые потери: это потери от боя, брака и порчи товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям. Данные потери образуются вследствие уменьшения массы товаров сверх норм естественной убыли, понижения качества по сравнению со стандартами, веса и объема товаров, а также их порчи из-за неправильных условий хранения, халатности должностных лиц. Наличие в торговых организациях таких потерь является результатом бесхозяйственности, запущенности в учете, поэтому такие потери не нормируются, а считаются сверхнормативными. К сверхнормативным относятся и потери вследствие стихийных бедствий, а именно: не компенсируемых убытков от пожаров, наводнений, всякого рода аварий и тому подобного, убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.

Товарные потери выявляются проверкой наличия товаров путем инвентаризации. Выявленные отклонения в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и Законом о бухгалтерском учете должны регулироваться следующим образом:

- убыль товаров в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на расходы торговой организации (издержки обращения);

– потери сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц;

Если виновные лица не установлены или во взыскании с них отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты через счет 91 "Прочие доходы и расходы", предварительно собираясь по счету 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Исключение составляют недостачи и потери от порчи ценностей, выявленные при приемке товаров от поставщиков и транспортных организаций, а также потери от стихийных бедствий. В первом случае претензии предъявляются к поставщикам и транспортным организациям, во втором случае – недостачи признаются чрезвычайными расходами и отражаются непосредственно на счете 99 "Прибыли и убытки".





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)