Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Административно-правовые нормы




Административно-правовая норма - общеобязательное структурно организованное государственно-властное веление, содержащееся в нормативно-правовых актах и правовых актах различной юридической силы, регулирующее общественные отношения в сфере публичного и государственного управления, а также общественные отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности российского общества.

Нормам административного права присущи следующие характерные черты:

1) Объектом регулирования данных норм являются особого рода общественные отношения, которые имеют всегда управленческий характер. Бахрах выделяет следующие виды таких отношений:

а) «отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, местной администрации, общественных организаций, некоммерческих и иных негосударственных организаций при реализации порученных им отдельных функций государственного управления;

б) внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (органах представительной власти, прокуратуры и судов);

в) отношения в области применения административных взысканий и иных мер административного принуждения;

г) отношения в сфере административной юстиции».

2) Административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания).

В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение1;

3) Административно-правовые нормы являются средством реализации государственно властных и публичных интересов.



4) Они могут устанавливаться органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также государственными предприятиями, учреждениями и организациями.

5) Содержатся в нормативно-правовых актах различной юридической силы, т.е. они принимаются на федеральном уровне, уровне субъектов, местном и локальном уровне. Наибольшее количество административно-правовых норм содержится не в законодательных актах, а в актах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

6) В большей своей части нормы административного права имеют предписывающий и обязывающий характер. В настоящее время лишь небольшое количество административно-правовых норм имеют рекомендательный или поощрительный характер.

7) Административно-правовые нормы всегда обеспечиваются мерами государственного принуждения, т.е. мерами различного рода юридической ответственности - административной, дисциплинарной или даже уголовной.

8) Административно-правовые нормы имеют своей целью обеспечение надлежащего порядка в государственном управлении, а равно общественного порядка и общественной безопасности.

[1]Попов Л.Л. Административное право-М., 2002, 69 с

 

9) Административно-правовые нормы могут входить в предмет правового регулирования смежных отраслей российского права - большей части финансового, информационного, налогового, земельного, экологического и других отраслей.

Что касается структуры административно-правовой нормы, то она классическая:

· Гипотеза

· Диспозиция

· Санкция

Но здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко выражается в виде юридических фактов.

«При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти». Диспозиция в административно-правовой норме всегда представляет собой государственно-властное веление, и в ней описывается взаимоотношение государства и иных участников правоотношений. Санкция предусматривает определенные негативные последствия для участников управленческих отношений. Причем не все нормы имеют конкретные меры дисциплинарного и административного воздействия. «Например, нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. Санкции в данном случае содержатся в нормах общего характера, относящихся к институту государственной службы.» С другой стороны, существует большое количество правовых актов, содержащих дисциплинарную ответственность за невыполнение властных предписаний.





Читайте также:





Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)