Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Дерзкий, чем прорыв человечества в космос




Основные идеи ТРИЗ

Инструменты, модели решения изобретательских (творческих) задач

Литература:

$ Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач,

Петрозаводск, "Скандинавия", 2003 г., с. 113.

$ Альтшуллер Г.С., Дерзкие формулы творчества, в Сб.: Дерзкие формулы творчества,

Петрозаводск, "Карелия", 1987 г., с. 36.

$ Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979, с. 151.

$ Альтшуллер Г.С., Фильковский Г.Л., Современное состояние Теории Решения

Изобретательских Задач (рукопись), Баку, 1975 г. http://www.altshuller.ru/triz2.asp Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 45-46.

$ Альтшуллер Г.С., "Икар и Дедал", комплекс учебных программ для школ НТТМ и

подготовки преподавателей - Баку, 1985 г. (рукопись).

$ Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские

задачи, Петрозаводск, "Карелия", 1980 г., с. 117.

$ Альтшуллер Г.С., Справка "ТРИЗ-88", Баку, 1988 г.

 

"Представление о технике формируется прежде всего под впечатлением от машин, уже созданных. Поражают их возможности, скорости, мощности, размеры. Мы склонны

отождествлять прогресс техники с увеличением параметров существующих машин, ростом их производства. Все так: это тоже прогресс. Но самый главный участок, самая передовая линия прогресса там, где еще нет больших и красивых машин, где на листе бумаги или просто в воображении человека впервые появляется замысел странной, доселе невиданной машины, там, где вырабатывается самая ценная продукция - принципиально новые идеи.

Тысячи лет производство этих идей было сковано примитивной "переборочной"

Технологией. Переход к новой технологии решения творческих задач - вызов не менее

дерзкий, чем прорыв человечества в космос.

См. также: Идеальный конечный результат

"За тысячи лет в научно-техническом мировоззрении произошло множество крупнейших переворотов. Все изменилось - незыблемым осталось только представление о



неуправляемости творческого процесса. Более того, считается, что и в будущем - через сто

или тысячу лет - сохранятся те же особенности творчества. Мы говорим: "От каждого по

способностям". Это подразумевает неравенство способностей, существование способных

решать творческие задачи и неспособных к этому.

Сила старых представлений о природе творчества колоссальна. Поэтому так трудно

увидеть то, что, казалось бы, само бросается в глаза: технические системы развиваются

закономерно, эти законы можно познать и использовать для сознательного и мощного

развития техники".

 

"Революция в способах решения задач не случайно началась именно в технике. Только в технике существует патентный фонд; в науке и искусстве данные о новшествах разбросаны, растворены в необъятной литературе. Закономерности развития систем проявляются в технике отчетливее: негодная теория иногда живет очень долго, негодная машина просто не будет работать. Изобретатель может искать готовые ключи к задачам в физике, а где искать такие ключи (да и существуют ли они?) для "задач на открытие"?..

И все-таки новая технология решения творческих задач в той или иной форме

неизбежно распространится и за пределы техники. Насколько далеко? Трудно сказать. Кто

мог предвидеть, что из опыта Герца, из уравнений Максвелла, из грозоотметчика Попова

возникнет радиотехника, ныне так или иначе влияющая на жизнь каждого человека?..

По-видимому, возможности управления процессом мышления безграничны. Их нельзя

исчерпать, потому что Разум, величайший инструмент познания и преобразования мира,

способен преобразовывать и себя самого. Кто может сказать, что есть предел процессу

очеловечивания человека?.. До тех пор, пока будет существовать человек, будет

совершенствоваться управление этой силой. Мы лишь в самом начале долгого пути".

 

"В процессе эволюции наш мозг научился находить приближенные решения простых

задач. Но эволюция не выработала механизмов для медленного и точного решения сложных задач.

Если бы мы с величайшей точностью знали все, что происходит в голове хорошего

изобретателя, это не приблизило бы нас к созданию тактики, соответствующей четвертому уровню. Мы бы просто обнаружили, что при решении задачи четвертого уровня изобретатель применяет ту же тактику, что и на первом уровне.

Эвристические механизмы высших порядков не могут быть о т к р ы т ы - их нет. Но они могут и должны быть созданы".

См., например, Четырехэтажная схема фантастических идей

"Методика изобретательства нужна:

- чтобы изобретательские задачи не "простаивали" и вовремя попадали в поле зрения

изобретателей;

- чтобы решение изобретательских задач осуществлялось с возможно более высоким

коэффициентом полезного действия;

- чтобы однажды найденные приемы использовались и при решении других технических задач, избавляя изобретателей от необходимости каждый раз заново вести трудные и долгие поиски".

"Хотелось бы, чтобы меня правильно поняли. Вся наша техническая цивилизация

держится на изобретениях, сделанных методом проб и ошибок. Работа изобретателей,

терпеливо осиливавших труднейшие задачи простым перебором вариантов, достойна

большого уважения. Но в последние десятилетия появилась теория решения

изобретательских задач (ТРИЗ). Теперь нельзя, недопустимо, непростительно тратить

время, средства, силы на "пустые" варианты! Если бы разрядник-шахматист не знал

простейших правил, приемов и годами думал над ходом е2 - е4, это было бы смешно. Когда в заслугу современному изобретателю ставят "пустые" пробы, вызванные незнанием элементарных правил теории, это тоже смешно. Только смех этот - сквозь слезы".

 

"Основной постулат ТРИЗ опирается на фундаментальные положения диалектического материализма: технические системы развиваются по объективно существующим диалектическим законам; эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач".

 

"Недалеко время, когда изменится само понятие "изобретение". Исчезнет "мелочь",

составляющая сейчас 95% "добычи". К изобретениям будут предъявляться иные требования. Мало придумать, скажем, "аппарат для прохождения сквозь стены". Нужно дать прогноз основных этапов развития новой системы, указать для всех этапов типичные

проблемы и наметить подходы к их решению, заранее увидеть конфликты, возможные при массовом применении "стенопроходов". Такая работа не под силу одному человеку. Тут придется трудиться большому коллективу, вооруженному теорией развития технических систем".

 

"Люди плохо, неумело мыслят - это неоспоримый факт. Редкие случаи Хорошего

Мышления проявляются сейчас как мгновения неуправляемого "озарения". Из миллиона

человек "озарения" возникают у одного человека, да и у того они составляют суммарно

лишь несколько минут в течение жизни. Мы против этого. Мы считаем, что человек должен научиться мыслить соответственно решаемым им задачам. Когда человек встречает любую трудную задачу, ситуация ничем не отличается от того, что есть в изобретательстве: та же страшная нехватка информации, то же убийственное действие психологической инерции, то же потрясающее отсутствие системы мыслительных операций - и как следствие - примитивный перебор вариантов. И если в изобретательстве нам удалось создать Систему Хорошего Мышления, то почему нельзя этого сделать в других областях?.. Человек должен хорошо мыслить - сильнее всяких "озарений" и "осенений". Сегодня это может показаться невероятным, как показалась бы невероятной пещерному человеку идея о том, что редкие костры, затерянные в первобытной ночи, неизбежно должны смениться сплошным морем электрического света над современными городами.

Человек сможет Хорошо Мыслить, если будет создана Общая Теория Хорошего

Мышления. В этом - конечная цель нашей работы".

 

2 В рамках ТРИЗ были разработаны различные инструменты, модели решения

изобретательских (творческих) задач:

$ Приемы

$ Задачи-аналоги

$ Информационный фонд

$ Указатели эффектов

$ Стандарты на решение изобретательских задач

$ Вепольный анализ

$ Ресурсы

$ Оператор системный

$ АРИЗ

$ Идеальный конечный результат

$ Законы развития технических систем

"ТРИЗ возникла в технике, потому что здесь был мощный патентный фонд,

послуживший фундаментом теории. Но помимо технических существуют и другие системы: научные, художественные, социальные и т. д. Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решения нетехнических творческих задач. Такая работа ведется".

Ряд этих инструментов, моделей, был создан для решения преимущественно технических задач (например, "Вепольный анализ"); но область применимости таких инструментов, как "Системный оператор", "Формулирование и разрешение противоречий", значительно шире:

 

"Перед отлетом Дедал четко изложил два основных правила безопасности. Более того, он объяснил, почему нужно соблюдать эти правила. Если лететь слишком низко, сказал он, соленые брызги намочат крылья, сделают их тяжелыми, поэтому нельзя опускаться к волнам. Подниматься слишком высоко тоже нельзя, потому что Солнце растопит воск.





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)