Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VIII. От чего зависит надежность теста?



2015-11-06 1528 Обсуждений (0)
VIII. От чего зависит надежность теста? 0.00 из 5.00 0 оценок




1. От количества заданий.

2. От содержательного разнообразия заданий.

3. От длины теста.

4. От трудностей заданий.

5. От методики составления теста.

IX. Из перечисленных альтернатив выберите требова­
ния, которым должны отвечать диагностические тесты
обученности.

1. Относительная краткосрочность выполнения каждого
задания.

2. Однозначность и сжатость (краткость) ответа.

3. Валидность.

4. Дифференцированность.

5. Надежность.

6. Возможность количественной оценки.

7. Обеспечение статистической обработки результатов.

8. Возможность применения для сбора и анализа ответов
электронно-вычислительной техники или других приспособ­
лений.

9. Вероятность.
10. Правильность.


X. Ознакомьтесь с образцами школьных тестов по хи­мии и укажите, для какого контроля (предварительного, текущего, тематического или итогового) они могут быть использованы.

Тест 1. Составьте уравнение реакции между магнием и кислородом. Кодом ответа будет количество молекул окси­да. Ответ: 2.

Тест 2. Напишите уравнение реакции между цинком и со­ляной кислотой. Кодом реакции будет количество молекул кислоты, вступившей в реакцию. Ответ: 2.

Тест 3. Напишите уравнение реакции взаимодействия натрия с водой. Кодом реакции будет сумма коэффициен­тов выходных веществ. Ответ: 4.

| Диагностирование обучаемости

Диагностирование обученности неотделимо от диагности­рования обучаемости, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть получено только в связи с условиями (путями, способами) их достижения.

Обучаемость — это способность (пригодность) учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Распространен­ными синонимами понятия обучаемости являются такие поня­тия, как «податливость», «учебная способность», «потенциаль­ные возможности», «восприимчивость» и др., выражающие ка­чества обучающейся личности.

Важнейшими компонентами понятия обучаемости явля­ются следующие: 1) потенциальные возможности обучаемого; 2) фонд действенных знаний (тезаурус); 3) обобщенность мыш­ления (мыслительного процесса); 4) темпы продвижения в обу­чении (усвоения знаний). Потенциальные возможности как фактор включают в себя индивидуальные характеристики (ка­чества) обучаемого. Среди них — восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность позна­вательной деятельности и др. Более всего важны сформирован-ность умственных действий, широта знаний, общая эрудиция обучаемых, их языковое развитие, уровень усвоения знаний, умений и др. Обобщенность мышления — еще один определя­ющий обучаемость комплексный фактор, ответственный за ка-


чество (глубину, эффективность) познавательного процесса. Такие характеристики мышления, как сила, гибкость, самосто­ятельность, экономичность и другие, существенно определяют возможности и преимущества каждой личности в обучении.

Фактор темпов логично рассматривать как производный от предыдущих, потому что все преимущества личности, имею­щей более высокую обучаемость, перед личностью с более низ­кой характеристикой данного качества практически сводятся к разнице в темпах (времени) освоения знаний, умений, продви­жения в обучении и прироста результатов. На темпы влияют и потенциальные возможности обучаемых, и фонд их действен­ных знаний, умений, и характеристики мышления. Отсюда именно темпы являются определяющей характеристикой обу­чаемости. К повышению темпов и снижению затрат времени в конечном счете сводится вся экономия в обучении.

Какие же темпы необходимо учитывать в обучении, как их определять и как диагностировать обучаемость по темпам?

1. Темп усвоения знаний, умений (7)>).

Этот показатель допускает различные трактовки. Им можно охарактеризовать прежде всего время усвоения эталонного по­нятия (выполнения эталонного теста), а также произвольного (но одинакового для всех обучаемых) понятия или теста:

Ту= Тф/Тэ- 100%,

где Тф — фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста кон­кретным обучаемым; Тэ — среднестатистическое время выпол­нения эталонного задания. Понятие «эталонный» имеет кон­кретный смысл и может означать «среднестатистический», «по многолетним наблюдениям», «в нашей школе», «на уровне принятых требований» и т. п. Организовать исследование этого показателя несложно: нужно предложить обучаемым выпол­нить тест и точно зафиксировать время выдачи ответа. Необхо­димым условием при этом является создание «сильной» моти­вации, т. е. стремления как можно раньше, но безошибочно выполнять работу. По результатам тестирования или выполне­ния задания устанавливается рейтинг обучаемых, их фамилии выставляются в списке согласно увеличению длительности (темпа) выполнения заданий.


2. Темпы продвижения в обучении (7л).

Этот показатель темпа намного полнее характеризует обу­чаемость, поскольку учитывает более длительный период обу­чения, на котором влияние данного качества проявляется зна­чительно сильнее. При использовании данного показателя при­нимается во внимание время полного усвоения раздела, части курса, всего учебного предмета. Аналитическое выражение по­казателя не отличается от предыдущего:

7л = Ту/ Тэ • 100%,

где Ту — время полного усвоения раздела (части курса, всего учебного предмета) конкретным учащимся; Тэ — эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установ­ленное экспертным путем или же с помощью теоретических расчетов.

Практика постоянно подтверждает — тот обучаемый быст­рее овладевает предложенным ему объемом знаний, который имеет более высокую обучаемость. Поэтому изучение 7л от­крывает пути количественной оценки возможностей обучае­мых. При практическом определении показателя 7л необходи­мо опять-таки обеспечить надлежащую мотивацию учения. Вне связи с ней трудно реально оценивать темпы, обучаемость, возможности учащихся, поскольку известно, что при отсутст­вии надлежащих стимулов темпы, устанавливаемые самими учащимися, гораздо ниже возможных.

Экономия времени, ускорение темпов, досрочное изучение не только отдельных тем, разделов, но и целых курсов, как это мы наблюдаем в опыте лучших педагогов, достигаются за счет мобилизации обучаемости, внедрения стимулов, побуждающих повышать напряженность познавательного труда. Таким обра­зом, обучаемость не раз и навсегда установленное качество личности, а динамический процесс, развивающийся под влия­нием различных причин, которыми можно целенаправленно управлять.

3. Темпы прироста результатов (Тр).

Этот показатель характеризует динамику обучаемости и имеет исключительно важное значение для понимания и опе­ративного учета изменений, происходящих в учебном процес­се. Эти изменения носят характер повышения, стабилизации


или снижения результативности. Их нельзя отождествлять с оценками, поскольку последние могут значительно колебаться от урока к уроку: на появление определенной оценки в клас­сном журнале часто влияют и случайные причины. Изменения, о которых идет речь, характеризуют тенденцию, набравшую или набирающую силу в учебной деятельности каждого обучае­мого. Имеется достаточно оснований полагать, что тенденция эта обусловлена обучаемостью. Но тенденцию, как и привы­чку, внезапно изменить нельзя, ее исправляют медленно и по­степенно. Показатель прироста результатов сигнализирует, с какой скоростью идет этот процесс, какую направленность и характер он приобретает.

Понятие изменения (прироста, снижения) результативно­сти обучения раскроем на примере. Пусть успешность выполне­ния первого теста была 0,2, а следующего за ним — 0,9. Отно­шение последующего результата к предыдущему указывает на очень высокий темп прироста. В «нормальном» учебном про­цессе аналогичный скачок случается очень редко, так же как и внезапное снижение темпа. Оперируя темпами изменения ре­зультативности, можно охарактеризовать течение учебного процесса, колебания обучаемости отдельного учащегося или всего класса.

Показатель изменения результативности (Тр) выражает от­ношение последующих достижений к предыдущим:

Тр= Гл/73-100%,

где 7л — «последующее» зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных значениях, баллах), Тд — зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показате­лей. Конкретная аналитическая формула зависит от того, как трактуются понятия последующих и предшествующих достиже­ний: они могут получать значения абсолютных, среднеарифме­тических или взвешенных оценок; изменения в формуле воз­можны и в связи с тем, какое количество значений относится к «последующим», а какое — к «предыдущим».

Технология определения обучаемости учащихся по дидак­тическим темпам упрощает решение многих проблем. Прежде всего она применяется для дифференцирования однородных


классов (групп, подгрупп) обучаемых. До сих пор для этой цели брались такие критерии, как успеваемость, уровень под­готовленности по конкретным предметам, частично способно­сти и склонности учащихся, некоторые другие признаки. Но все они отражаются в обучаемости, по которой и следует диффе­ренцировать учащихся: именно эта интегрированная характе­ристика безошибочно указывает на возможности каждого уча­щегося, пути рационализации его персонального процесса.



2015-11-06 1528 Обсуждений (0)
VIII. От чего зависит надежность теста? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VIII. От чего зависит надежность теста?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)