Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Психолого-педагогические основы РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) В г. ЯЛТЕ

ИНСТИТУТ _________________________________________

КАФЕДРА__________________________________________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по педагогике

 

на тему:РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Студента(-ки) 2 курса 21-НОА группы

направления подготовки 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
профиль подготовки Начальное образование и Английский язык

 

Кузьмина Яна Геннадьевна

Руководитель: старший преподаватель

Бажан З. И.

 

Национальная шкала ____________

 

Кол-во баллов:___ Оценка: ECTS__

 

Члены комиссии _________ ___________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

__________ ___________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

__________ ___________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

 

Г. Ялта – 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………………………….    
  1.1 Общее понятие мышления, его виды и формы ………………….
  1.2 Особенности алгоритмического мышления младших школьников …………………………………………………………….  
  1.3 Понятие “алгоритм”, свойства и виды алгоритмов
Выводы по первой главе…………………………………………………
ГЛАВА 2. Методические основы развития АЛГОРИТМИЧЕСКОГО мышления младших школьников в процессе ИЗУЧЕНИЯ математики ……    
  2.1 Роль уроков математики в развитии алгоритмического мышления младших школьников ……………………………………..  
  2.2 Использование элементов алгоритмизации при обучении младших школьников математике ……………………………………  
Выводы по второй главе………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

 



 

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на сферу образования. Происходящие фундаментальные изменения в системе образования вызваны новым пониманием целей, образовательных ценностей, а также необходимостью использования новых технологий обучения. Поэтому одной из дидактических задач школы является формирование мышления учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление.

Навыки алгоритмического мышления способствуют также формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: целеустремленность и сосредоточенность, объективность и точность, логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий, умение четко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

Проблемой развития алгоритмического мышления в начальной школе занимались такие известные педагоги и психологи, как: Баранов С.П., Дмитриев А.Е. , Амонашвили Ш.А., Матюшкин А.М., Лернер И.Я., методисты в области математики: Столяр А.А., Моро М.И., Истомина Н.Б., Козлова В.А., Гусев В.А., Кардемский Б.А., Шаталов В.Ф.

Формирование алгоритмического мышления – важная составляющая часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Математика дает реальные предпосылки для развития алгоритмического мышления благодаря всей своей системе, исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок. Действующая программа по начальному образованию позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. И дополнительные упражнения в учебнике, целью которых является развитие алгоритмических приемов умственных действий, не воспринимать как необязательные, а, наоборот, включать их как можно чаще в учебный процесс, поскольку развитие алгоритмического мышления в младшем звене общеобразовательной школы послужит в дальнейшем базой для успешного овладения учащимися компьютерной грамотностью в старших классах школы.

Актуальность данной проблемы и определила выбор темы нашего исследования: “Развитие алгоритмического мышления у младших школьников на уроках математики”.

Цель данного исследования: теоретически обосновать возможность использования в процессе обучения элементов алгоритмизации.

В соответствии с целью исследования, поставлены следующие задачи исследования:

1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2. раскрыть сущность понятий: “мышление”, “алгоритм”, “алгоритмическое мышление”;

3. изучить особенности развития алгоритмического мышления младших школьников;

4.рассмотреть возможности использования элементов алгоритмизации при обучении младших школьников математике.

Объектом исследования является процесс обучения математики в начальной школе.

Предметом исследования является процесс формирования и развития алгоритмического мышления у младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие алгоритмического мышления младших школьников будет проходить успешно, если в процессе обучения математике учитель будет учить детей видеть алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют при решении упражнений.

Для решения поставленных задач применялись методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, учебников и учебных пособий по математике для начальных классов; изучение педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса.

Методологическую основу исследования составляют положение о роли деятельности в формировании личности (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.), результаты исследований развития логических и алгоритмических приемов мышления младших школьников в процессе обучения математике (Н.Б. Истомина, З.А. Михайлова, Е.Г. Козлова, В.В. Данилова, А.В. Белошистая и др.)

Теоретическая значимость исследованиясостоит в теоретическом обосновании возможности использования элементов алгоритмизации на уроках математики в начальной школе и в подборе учебных заданий, направленных на развитие алгоритмического мышления младших школьников.

Апробация результатов исследования. Отдельные аспекты курсовой работы были опубликованы в статье на тему «Развитие алгоритмического мышления у младших школьников на уроках математики» в журнале «Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. − Сб. Статей: − Ялта: РИО ГПА, 2015. − Вып. 47. − Ч.2. − С. 114−119».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников из 38 наименований. Курсовая работа представлена на 50 страницах, объем основного текста – 40 страниц.

ГЛАВА 1

Психолого-педагогические основы РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Общее понятие мышления, его виды и формы

 

Способность мыслить является венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более “низкого” уровня – ощущения, восприятия и представления [27].

Леонтьев А.Н. даёт такое определение: “Мышление - это психические процессы отражения объективной действительности, составляющие высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от “явления к сущности” [13].

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятии – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность [28].

Мышление является наиболее сложным среди всех познавательных процессов. Мышление – психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними [3].

Сущность мышления можно понять только в том случае, если рассматривать его не как свойство, принадлежащее отдельному индивиду, а как общественно-историческую деятельность, материализованную в предметах и продуктах человеческой культуры, объективизированную в средствах и формах общения человеческого общества с объективным миром.

Принципами и схемами работы человеческого мышления являются всеобщие формы совместной практической деятельности людей, подчиняющейся объективным закономерностям, представленные в виде орудий и знаков. Ильенков Э.В. утверждает: “Мышление обнаруживает свою силу и деятельную энергию во всем процессе созидания культуры, включая сюда орудия труда и статуи, мастерские и храмы, фабрики и государственные канцелярии, политические организации и системы законодательства” [7].

Шимина А.Н. отмечает, что общественно выработанные способы преобразования предметного мира представляют собой такие действия, с помощью которых возможно вычленение всеобщих связей и отношений изучаемых предметов и явлений. Освоение этих всеобщих связей и отношений, придание им формы понятий (формы идеального) происходит прежде всего не в мыслящей голове субъекта, а в формах его практической деятельности, соответствующих общественно выработанным способам преобразования данного объекта, т.к. чтобы понять - надо построить, практически воссоздать изучаемое явление.

Результатом такой деятельности является выделение обобщенного способа практического действия, который переносится в субъективный план и становится способом мышления человека. Сформированные при этом понятия выступают как мысленные образования, заключающие в себе двуединую сущность: они воспроизводят сущность отражаемого фрагмента действительности и в то же время являются формой мысленной деятельности, одновременно отвечая на вопросы, что и какими способами отражается в сознании человека [38].

Основными признаками мышления человека являются опосредствованностъ и обобщенность, раскрывающие в процессе отражения объективной действительности знания о существенных связях и отношениях реального мира.

Средства мышления, способствующие отражению внутренних существенных связей предметов и явлений, обусловливают и обобщенный характер мышления. Овладевая этими средствами, человек может обнаруживать такие же связи и отношения в ряде внешне различных предметов и явлений, т.е. может обобщать их. Обобщенность мышления проходит в своем развитии ряд этапов: самые простые формы обобщения проявляются у человека в процессе выполнения предметных манипуляций в бытовой деятельности в виде функционального опыта, затем обобщенность становится “функционально-вещной”, позволяющей выделить связи между способом действия и средством его осуществления, при этом орудие действия приобретает смысл знака действия. С развитием речи обобщение выражается и фиксируется в словесных обозначениях [14].

Мышление человека в своем развитии проходит допонятийную (конкретно-действенное и наглядно-образное мышление) и понятийную стадии. Каждый из видов допонятийного мышления имеет свои особые функции и средства, направленные на достижение определенных целей. Так, основные функции наглядно-действенного мышления заключаются в получении исходных сведений о скрытых свойствах объекта, выявляемых в ходе его практических преобразований [24]. Средством анализа любой предметной области, в которой человек действует на основе наглядно-действенного мышления, выступают пробующие, поисковые действия. Для успешного осуществления таких действий особенно важно умение производить анализ результатов каждой пробы, осуществлять их оценку с точки зрения условий решаемой задачи.

Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Оно подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений. Понятийное мышление дает возможность отражать реальный мир путем выявления общих, существенных признаков предметов и явлений, фиксируемых в понятиях.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности [12].

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста [24].

Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

К логическим формам мышления относятся суждения, умозаключения и понятия. Это осознаваемые формы мысли.

Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет.

Усвоение понятий — это достаточно сложный процесс, который имеет несколько этапов. На первых этапах формирования понятия не все существенные признаки воспринимаются нами как существенные. Более того, то, что является существенным признаком, нами может не осознаваться вообще, а то, что является несущественным, воспринимается нами как существенное. Основой формирования понятий является практика. Очень часто, когда нам не хватает практического опыта, некоторые наши понятия имеют искаженный вид. Они могут быть необоснованно сужены или расширены. В первом случае понятие, сформированное нашим сознанием, не включает в себя то, что должно включать, а во втором случае, наоборот, объединяет в себе ряд признаков, совсем не свойственных отражаемому в понятии предмету.

Суждение основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Как правило, связи, которые мы отражаем в суждении, весьма разнообразны. Это определяется тем, что любой предмет объективной реальности находится в самых разнообразных связях с другими предметами и явлениями.

Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления [15].

Существуют также неосознаваемые звенья мыслительного процесса — интуитивные формы мышления, означающие постижение истины вне рассуждений и обоснований, в каком-то ее непосредственном усмотрении. Особую роль они играют в решении сложных, нестандартных задач. С данным обстоятельством связано появление эвристики — науки о творческом мышлении. Выявлены, в частности, отдельные эвристики, своего рода психологические механизмы, обусловливающие решение творческих задач и соотносящиеся с представлением о методах, приемах их решения. К числу таких механизмов можно отнести: установление ситуативных отношений; отсечение неперспективных вариантов в выборе решения; сличение гипотез с реальными результатами; временный отказ от части условий и требований задачи; отказ от качественной определенности объектов с сохранением их отношений к другим объектам [39].

Итак, мышление – психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними. Заключается в выделение существенных и общих признаков, позволяет человеку изучать предметы, сохранившиеся в представлениях, или событиях, которые должны наступить в будущем. Мышление, будучи высшей ступенью познания, оказывается неразрывно связанным с чувственным созерцанием и практикой.

Мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Основные формы мышления – понятие, суждение, умозаключение.

 





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)