Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образная система романа Толстого «Петр Первый». Образ Петра. Парадигма венценосцев. Женские образы романа



2016-01-26 3540 Обсуждений (0)
Образная система романа Толстого «Петр Первый». Образ Петра. Парадигма венценосцев. Женские образы романа 0.00 из 5.00 0 оценок




Женские образы.

Роман “Петр Первый” в творчестве А. Толстого занимает значительное место. Страницы его полны глубоких размышлений автора о прошлом своего народа, о судьбах Родины.
В круг изображения писателем вовлекается множество разнообразных фактов, событий и лиц, представляющих эпоху.
В этом романе А. Толстой изобразил героев как исторических, так и вымышленных. Когда читаешь произведение, создается впечатление, что ты узнаешь историю реально живших людей.
Показывая судьбы отдельных героев или всего народа, автор особое внимание уделяет женским образам. Разнообразие женских образов помогает нам понять личность Петра как сына, мужа, брата, царя.
Именно благодаря описанию жизни героинь А. Толстой знакомит читателя с русскими национальными традициями, со старинным убранством, со старым московским бытом.
В романе огромное число действующих лиц, в каждом из которых писатель уловил и передал черты времени и среды, с которой они связаны.
Одним из основных является образ Софьи, сводной сестры Петра. Царевна Софья нам представляется коренастой, ширококостной, с большой головой, некрасивой женщиной.
Ее очень огорчило известие о передаче власти ее младшему брату, который еще не может принимать какие-либо государственные решения.
Основной целью ее жизни стало завоевание престола, и этого она пыталась добиться любым способом. Эта властная, хищная, способная на коварство и преступление женщина самозабвенно увлечена борьбой за власть. Втянутая в дворцовые интриги, она стала средоточием всего того старого, варварского, с чем повел свою борьбу впоследствии Петр.
В момент решительной схватки с братом она проигрывает. А. Толстой, противопоставляя образ Софьи образу Петра, дает возможность лучше почувствовать его величие.
Мать Петра - Наталья Кирилловна Нарышкина - из бедного дворян- ского рода, “у отца с матерью в лаптях ходила”, в чем ее постоянно упрекала царевна Софья.
Она была бесправным существом в огромном семействе, куда ее отдали замуж. Когда Петр был маленьким, она боялась, что его могут убить в борьбе за власть. Сердце матери замирало, когда она слышала слова Софьи: “Жалко, стрельцы волчонка не задушили с волчицей”. Толстой рисует образ заботливой, любящей матери, опекающей сына.
Когда мать Петра заболела и лежала при смерти, Петр, “припав у изголовья, целовал ей плечо и лицо”. Он с нежностью к матери сказал сестре: “Наташа, ...маманю жалко”. Здесь мы видим, как образ Петра дополняется другими чертами - такими как любовь, жалость к матери.
В романе А. Толстого появляются также образы второго плана. Таким является образ любимой сестры царя, Натальи Алексеевны, увлекающейся европейскими традициями и стремящейся ввести их в русский быт. Она занята устройством публичного театра, пишет для него сама стихи; устраивает во дворце костюмированный бал - Валтасаров пир. Наталья Алексеевна, не таясь, радуется всему земному, любви как необходимому человеческому чувству. В сцене купания в Измайловском (“были рабыни, стали богини”) писатель показывает перемены в тяжелой судьбе русских женщин.
Колоритным образом является первая жена Петра - Евдокия. Автор очень подробно описывает свадьбу, наряды, украшения. Но поскольку Петр не любил ее, постепенно этот образ теряется в повествовании.
Яркий образ Саньки Бровкиной Толстой изображает в развитии, то есть в романе показано, как из деревенской девчонки Санька превращается в Александру Ивановну Волкову. После того как дворянин Волков взял ее в жены (сватом был сам Петр), Санька стала обучаться иностранным языкам, перенимать светские манеры. Автор с иронией воспроизводит в речах своих персонажей смешение иностранных языков с русским, переплетение “французского с нижегородским”. Особенно комично это звучит, например, в “светской” беседе Саньки во время приема у нее дома: “Презанте мово младшего брата Артамошу”.

Описывая новый быт, неумело пересаженную на неготовую почву культуру, нелепо сидящую иногда одежду на женщинах, автор с некоторой долей иронии говорит о стремлении многих женщин оказаться первыми (Санька, девы Буйносовы и др.). Но вскоре новая Россия будет блистать за границей в лице госпожи Волковой, бывшей крестьянской девчонки. Этот успех будет очень выгодно оттенять успехи России на войне и в мирных преобразованиях.
А. Н. Толстой представил женские образы из всех социальных слоев петровского общества. Благодаря разнообразию женских образов мы глубже чувствуем в произведении далекую петровскую эпоху.

Образ Петра I.

Образ Петра I поражает своей силой. Она чувствуется, во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств, в работе и разгуле. Петр мало похож на европейского государя: он своими руками пытает и казнит, бьет приближенных (хотя и за дело!), непомерно пьет, устраивает дикие забавы. Но ведь он сумел сделать Россию передовой державой, привить стране европейскую культуру. Писатель почти не дает развернутых описаний внешности царя, рисуя его как бы штрихами. Вот Петр — юноша: «У Петра все шире округлялись глаза от любопытства. Но он молчал, сжав маленький рот. Почему-то казалось, что, если он вылезет на берег — длиннорукий, длинный, — Лефорт засмеется над ним». А вот в зрелые годы после взятия Нарвы: «Петр стремительно вошел в сводчатую рыцарскую залу в замке… Он казался выше ростом, спина была вытянута, грудь шумно дышала…» И лишь глазами иностранца писатель дает развернуто его описание: «Это — человек высокого роста, статный, крепкого телосложения, подвижный и ловкий. Лицо у него круглое, со строгим выражением, брови темные, волосы короткие, кудрявые и темноватые. На нем был саржевый кафтан, красная рубашка и войлочная шляпа».
Толстой часто подчеркивает нервозность царя: дрожащие ноздри, выкатившиеся глаза, дергающаяся в гневе голова, пропущенные буквы во время письма, когда он торопится, пропущенные слова, когда, «горячась, он начинал говорить неразборчиво, захлебывался торопливостью, точно хотел сказать много больше того, чем было слов на языке». Петр всегда торопился, потому что с ранней юности понял, что перед ним стоит великая задача: сделать Россию такой же богатой и сильной, как европейские государства. Ночи царь проводит без сна, думая: «Удивить-то он удивил, а что из того? Какой она была — сонной, нищей, неповоротной, такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…» И тут же мыслит, как человек далекой нам и страшной в своем варварстве эпохи: «Указ, что ли, какой-нибудь издать страшный? Перевешать, перепороть…» И он порол, вешал, стриг бороды, гнал людей на каторжные непосильные работы. Все это так — надо помнить, какой ценой России вошла в Европу. Но ведь и до Петра пороли и вешали… А он, хотя, по словам Пушкина, и писал указы, точно кнутом, действовал во благо державы.
Петр Алексеевич понял также, что учиться надо всем, и ему первому. С наивностью он говорит немецкой принцессе: «Знаю четырнадцать ремесел, но еще плохо, за этими сюда приехал… У вас королями быть — разлюбезное дело… А ведь мне, мамаша, мне нужно сначала самому плотничать научиться».
Самая поразительная черта характера, которая удивляла и иностранцев, и своих, — это то, что Петр не гнушался иметь дело с простыми, «подлыми» людьми. Мало того, ради дела ему незазорно было подчиняться ремесленникам, которые называли его запросто по имени. Петр учился не только ремеслам, но и наукам, искусствам, особенно военному делу. Знал он и несколько иностранных языков, лично экзаменуя людей, посланных за границу. Пушкин писал о нем: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»
Почти все его царствование прошло в войнах. Сами преобразования служили прежде всего достижению победы над Швецией. Каков же Петр в бою? Толстой показывает нам, что этот герой не стремится, подобно Карлу XII, постоянно подчеркивать свою храбрость. После поражения под Нарвой царь уезжает, не боясь, что его обвинят в трусости. Он выше этого. В этот период особенно наглядно проявляется характернейшая его черта: неудачи и трудности не только не могут заставить его изменить цель, но побуждают еще решительнее бороться за ее достижение. «Конфузил — урок добрый, — говорит он, узнав о разгроме русской армии, для создания которой положил чуть ли не десять лет жизни. — Славы не ищем… И еще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем…»
А. Толстой в конце романа подчеркивает, что Петр считал войну делом тяжелым и трудным, будничной «страдой кровавой», государственной нуждой, противопоставляя его шведскому королю, который воюет ради славы. Противопоставление это видно и в полководческих дарованиях обоих монархов: талантливый Карл, увлеченный победами, в конце концов терпит поражение от Петра, для которого победа и судьба своей державы неразделимы.
Невозможно целиком охватить образ Петра Великого. Алексей Николаевич Толстой не сумел этого сделать за всю жизнь, оставив роман неоконченным. Но мы знаем, что в первую четверть XVIII века император пережил славу победы под Полтавой, на море, мира с побежденным врагом, возвышения России. Многое в Петре непонятно нам сегодня. Но его любовь к стране, умение учиться у других — качества, которые мы не можем не ценить…

Герои романа.

Роман «Петр I» занимает особо значительное место в творчестве А.Н. Толстого. На этом произведении лежит печать большого, зрелого художественного мастерства писателя. Страницы его полны глубоких дум и размышлений автора о прошлом своего народа, о судьбах России.
Место героя в образной системе романа зависит от его участия в основном конфликте произведения: политическом, экономическом, социально-бытовом. Происхождение, воспитание и образование оказываются факторами, играющими незначительную роль в характеристике персонажа. Приобщение к новому может кардинально поменять его облик и судьбу. Главными требованиями при этом являются недовольство прежней жизнью, открытость для восприятия новых веяний, преданность интересам государства, работоспособность.
Представление о труде как о высшем смысле жизни, свойственное народной психологии, является тем обстоятельством, которое позволяет, по логике автора, бывшим «холопам» приобщиться к государственной деятельности, стать царскими соратниками.
Помимо исторических лиц, чья судьба, как, например, Меньшикова, известна благодаря документальным свидетельствам, в романе изображены вымышленные герои, воплощающие те же чудесные превращения. Прежде всего, это семья Бровкиных. Ее история играет важнейшую роль в романе. С Алешки Бровкина, бросившего «труд холопий» ради вольной жизни беглого, начинается путь семьи наверх. Благодаря Меньшикову и своей «барабанной ловкости» Алеша направлен Петром в первую роту барабанщиком. Оказавшись в Преображенском полку потешных петровских войск, он совершенно меняется, так что родной отец его не признает. Помогая друг другу, умело используя каждый рубль и новое положение Алешки («Ивашкин сын…у царя правая рука»), а главное, напряженно работая, Бровкин начинает подниматься. Его дети учатся грамоте, и все, разнясь по характеру, стремятся не только к личной выгоде, но и к общему благу.
Постепенно беспросветное прошлое забывается: Иван Артемич превратился в «купчину». Александра вышла замуж за «бывшего господина» Бровкиных Василия Волкова. Теперь эта семья уже сама могла купить всю его вотчину со всеми хоромами. Жизнь Ивана Артемича Бровкина проходит вблизи царского двора. Три брата Бровкиных – Алексей, Яков, Гаврила – на государевой службе. Они помощники Петра в строительстве новых крепостей, флота, городов. Они могут и поспорить с царем, но преданы ему и его делу всей душой. Иван Бровкин готов отдать последний рубль для петровского войска.
В быту этой семьи, хотя и сохраняется патриархальный уклад, но в целом все заведено по иноземному образцу. Санька едет в Европу, блистает при королевских дворах. Гаврила учится в Гааге, бывает в Париже, о чудесах которого рассказывает Наталье Алексеевне, пригласившей его помочь в устройстве театра.
Они люди, каких мало, за что особенно ценятся царем. Петр приезжает к Бровкиным сватать для Волкова Саньку, намерен взять ее ко двору. Алексей произведен в подполковники, Яков командует кораблем.
В образе других героев из народа – Цыгана, Овдокима, Жемова – подчеркивается противоположная черта петровского времени: ужесточение гнета и закабаление народа. Но, в представлении автора, такая антигуманность оправдана, так как время требует нечеловеческих, кровавых усилий для работы на благо родины. Таким предстает угрюмый каторжник Федька-Умойся-Грязью, вбивший первую сваю в невский берег.
Герои произведения делятся на сторонников и противников прогрессивных начинаний Петра. Но если царевна Софья, Голицын, бояре, европейские монархи враждуют с царем из-за власти, то для людей из народа все же открыт путь к принятию петровских преобразований.
Показателен в этом отношении образ «иконописца из Палехи» Андрея Голикова. Не находя места в современной действительности или чувствуя себя способным на «воровские дела», Андрей решает искать «тихого пристанища» у раскольников. Чудом спасшись от смерти в горящем скиту, Голиков попадает в солдаты. Увидев его рисунок углем на столе, Петр поручает ему написать портрет императрицы Екатерины.
Народные герои в романе Толстого как бы оттеняют воплощение национального характера – образ Петра. Народу в романе отведено значительное место, показано становление его общественного сознания. В противоположность ревнителям свободы и справедливости для «униженных и оскорбленных» (Овдоким, Нектарий, стрельцы), Петр приносит интересы сегодняшнего дня в жертву будущему России. Трагична судьба всех, кто оказался на стыке двух эпох. Им приходится расстаться с надеждой на мирную спокойную жизнь, на личное счастье.
Но конфликт с историей – удел не только тех, кто не внимает ее голосу. Многие становятся ее жертвами, в то время как для всех есть возможность вершить судьбу страны, внести вклад в мировую историю. Личность в романе трактуется как точка преломления исторических сил, которые иногда действуют наперекор желанию человека. При этом Толстой утверждает, что историю творят личности.
Государство в романе показано как совокупность исторических условий и предпосылок только в самом начале его становления. И здесь огромна роль личности Петра как царя, народного вождя, мирового лидера, исторического деятеля. Вектор развития образа героя из народа, его взаимоотношения с государством определяется глубиной понимания исторического момента в непростой судьбе России.

 

15) Тема женщины на войне (по произведениям Симонова, Бондарева, Васильева).
Женщина на воине - это неисчерпаемая тема. Именно этот мотив проходит через повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие..."

Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих молодых девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких им людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых из них уничтожить врага означает выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рита Осянина, потерявшая, в первые дни войны, мужа, производила впечатление очень твердой, сильной и уверенной в себе женщины, "у нее была работа, обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно" Война разрушила семью и Жени Комельковой, которая, « несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и озорной" Но в ее душе жила ненависть к фашистам, погубившим ее семью и ее саму. Галя Четвертак жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она "всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении". Этот созданный ею мир она пыталась перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая.

"Собственно, это была не ложь, а желание, выдаваемые за действительность". Но война, у которой" не женское лицо", не пощадила хрупкий мир девушки, бесцеремонно вторгнувшись в него и разрушив его. А разрушение его всегда чревато страхом, с которым не смогла справиться молодая девушка. Страх же всегда преследует человека на войне: "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне". Война пробуждает в душе человека не только страх - она обостряет все человеческие чувства. Женские сердца особенно чувственны и нежны. Рита Осянина внешне кажется очень твердой и строгой, но внутри это трепетный, любящий, переживающий человек. Ее предсмертным желанием было позаботиться о сыне. "Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут, Альбертом. Мама очень больна, долго не проживет, а отец мой без вести пропал». Галя Четвертак рыдает над убитой подругой, когда нельзя плакать. Ее сердце переполнено лишь жалостью к ней. Именно так Васильев пытается подчеркнуть противоестественность и чудовищность войны. Бесчеловечность войны и противоестественность подчеркивается образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней "Положил ведь я вас, всех пятерых положил...". Васильев « убивает" девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в условиях войны. Женщины на войне совершают подвиги, ведут в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о себе, спасая других. Женщина - это хранительница очага, продолжательница рода, которая является символом жизни, тепла и уюта. Каждая из этих девушек « могла нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом". В этом заключается трагизм судьбы женщины на войне

Но мужчины, выжившие в войне навсегда останутся с вечным комплексом вины перед ними. "Что же это вы, мужик мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами целенькие?" Вы повести Б. Васильева "А зори здесь тихие" мы можем посмотреть на войну глазами женщины. Истинное восхищение вызывают подвиги женщин, которые становятся еще более значимыми, так как совершены хрупкими созданиями.

 



2016-01-26 3540 Обсуждений (0)
Образная система романа Толстого «Петр Первый». Образ Петра. Парадигма венценосцев. Женские образы романа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образная система романа Толстого «Петр Первый». Образ Петра. Парадигма венценосцев. Женские образы романа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)