Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод половинного деления. Один из методов уточнения корней уравнения (1) – метод половинного деления



2016-09-16 14475 Обсуждений (0)
Метод половинного деления. Один из методов уточнения корней уравнения (1) – метод половинного деления 5.00 из 5.00 12 оценок




Один из методов уточнения корней уравнения (1) – метод половинного деления. Исходные данные: уравнение f(x)=0; отрезок [a,b], на котором существует единственный корень уравнения (корень отделен), т.е. f(x) удовлетворяет условиям: f(x) непрерывна на [a,b], монотонна нем и f(a)f(b)<0 (2).

 

Алгоритм метода

1. Найти середину отрезка [a,b] ; c=(a+b)/2.

2. Если f(c)=0, то с - точный корень и процесс заканчивается.

3. Иначе если f(a)f(c)>0 (знаки функции f(x) в точках a и c одинаковы), то левый конец отрезка заменяется на середину (а=с) иначе правый конец заменяется на середину (b=c).

4. Если длина отрезка не превосходит заданной точности (b-a<=ε), то x=c и процесс заканчивается, иначе идти к п.1.

 

Решение одного варианта

1. Отделить корни аналитически и уточнить их методом половинного деления с точностью до 0.01: x4-x3-2x2+3x-3=0.

Полагая f(x)= x4-x3-2x2+3x-3, имеем f’(x)=4x3-3x2-4x+3.

Найдем нули производной: 4x3-3x2-4x+3=0; 4x(x2-1)-3(x2-1)=0;(x2-1)(4x-3)=0;

x1=-1; x2=1; x3=3/4.

Составим таблицу знаков функции f(x):

x -∞ -1 3/4 +∞
f(x) + - - - +

Из таблицы видно, что уравнение имеет два действительных корня x1 (-∞;-1) и x2 (1;+ ∞). Уменьшим промежутки, на которых находятся корни, до единичной длины:

x -2 -1
f(x) + - - +

Следовательно, x1 (-2;-1) и x2 (1;2).

Уточним один из корней, например, x1, методом половинного деления до сотых долей. Все вычисления удобно производить, используя следующую таблицу:

x1≈-1,73.

Второй корень, уточняемый аналогичным образом, равен 1,73.

2. Отделить корни графически и уточнить их методом половинного деления.

Перепишем уравнение в виде . Обозначим , и построим графики этих функций:

Из рисунка видно, что уравнение имеет три корня: точный x=0 и еще два, расположенных симметрично на отрезках [-3;-2] и [2;3].

Уточним корень на отрезке [2;3]:

Ответ: x1=0, x2=2,59, x3=-2,59.

 

Задания

1)Отделить корни аналитически и уточнить их методом половинного деления до 0,01, используя электронные таблицы.


1. 3x4+4x3-12x2-5=0

2. 2x3-9x2-60x+1=0

3. x4-2x-1=0

4. 2x4-x2-10=0

5. 3x4+3x3+6x2-10=0

6. x4-18x2+6=0

7. x4+4x3-3x2-17=0

8. x4-x3-2x2+3x-3=0

9. 3x4+4x3-12x2+1=0

10. 3x4-8x3-18x2+2=0

11. 2x4-3x3+8x2-1=0

12. 2x4+8x3+3x2-1=0

13. x4-4x3-8x2+1=0

14. 3x4+4x3-12x2-5=0

15. 2x3-8x2-30x+1=0

16. x4-30x-2=0

17. 2x4-2x2-7=0

18. 3x4+8x3+6x2-10=0

19. x4-18x2+6=0

20. x4+4x3-3x-7=0

21. x4-2x3-x2+3x-3=0

22. 3x4+4x3-3x2-17=0

23. 2x4-5x3-12x2+2=0

24. 3x4+9x3-14x2+1=0

25. x4+2x3-x-1=0

26. x4+8x3-6x2-72x=0

27. x5-x-0,2=0

28. x4-3x2+75x-10000=0


2) Отделить корни графически и уточнить их методом половинного деления до 0.01, используя электронные таблицы.


1. (x-3)cosx=1

2. sin(x+π/3)-0.5x=0

3. (x-1)2lg(x+11)=1

4. cos(x+0.5)=x3

5. 5sinx=x-1

6. tg3x=x

7. x2cos2x=-1

8. xlg(x+1)=1

9. x2-20sinx=0

10. 2lgx-x/2+1=0

11. (x-2)cosx=1

12. sin(x-0.5)-x+0.5=0

13. x2-20sinx=0

14. cos(x+0.3)=x2

15. 5sinx=x=1

16. tg2x=x

17. x2sin2x=1

18. xlg(x+2)=1

19. x2-10sinx=0

20. 2lgx-x/2+1=0

21. (x-5)cosx=-1

22. sin(x+5)=0.5x

23. x2lg(x=7)=1

24. cos(x-0.5)=x2

25. (0,2х)3=сosx

26. x-10sinx=0

27. 2lg(x+7)-5sinx=0

28. 1.2-lnx=4cos2x


Лабораторная работа №3

Решение нелинейных уравнений методом хорд

Краткая теория

Будем рассматривать уравнения вида f(x)=0 (1). Пусть корень уравнения отделен и находится на отрезке [a,b]. Уточним этот корень методом хорд. Геометрически метод хорд означает замену на отрезке [a,b] графика функции y=f(x) хордой, проведенной через точки (a,f(a)) и (b,f(b)):

Здесь ξ - точный корень уравнения (1), ­­x - начальное приближение к корню, x -точка пересечения хорды с осью Ох – первое приближение к корню. Далее метод хорд применяется на отрезке [a, x ] и получается второе приближение к корню - x . В случае, изображенном на рис.1, конец отрезка а остается неподвижным. Из уравнения хорды и условия, что точка (x ,0) принадлежит хорде, получается формула для вычисления n-го приближения к корню для случая, когда а – неподвижный конец: x =b,

x =a- (2)

Для случая неподвижного конца b используется формула: x =a,

x =x - (3)

 

Правило определения неподвижного конца хорды:

Если знаки первой и второй производных функции f(x) на отрезке [a, b] совпадают, то неподвижным являются конец b, иначе - конец a.

 

Погрешность метода

Метод хорд обеспечивает на n-м шаге абсолютную погрешность приближения к корню уравнения (1), не превосходящую длину n-го отрезка:

 

Алгоритм метода

1. Определить, какой конец отрезка будет неподвижным и принять за x другой конец отрезка.

2. Вычислить новое приближение к корню x по формуле (2) или (3).

3. Если длина отрезка [x , x ] не превосходит заданной точности, то процесс заканчивается и в качестве точного корня можно взять x или x , иначе идти к п.2

 

Решение одного варианта

1.Отделить корни графически и уточнить их методом хорд с точностью до 0.001: tg(0.5x+0.1)=x .

 

Отделим корень графически. Построим графики функций

y =tg(0.5x+0.1) и y =x :

Таким образом, уравнение имеет два корня

x [0.5; 1] и x [-0.5; 0]

 

Чтобы уточнить этот корень методом хорд, определим знаки первой и второй производной функции f(x)= tg(0.5x+0.1)-x на промежутке [0.5;1]. Имеем

f ‘(x)=0.5/cos (0.5x+0.1)-2x;

f ‘(x)<0 при x [0.5; 1],

 

f‘’(x)=0.5sin(0.5x+0.1)/cos (0.5x+0.1)-2;

f ‘’(x) <0 при x [0.5; 1].

Для вычисления применяем формулу (3): x =а,

, где b=1, x =0,5

Вычисления удобно располагать в таблице:

n x f(x )
0,5
0,608
0,642
0,650
0,652
0,653

 

0,100
0,034
0,009
0,002
0,001

 

-0,108
-0,034
-0,009
-0,002
0,000

 

x≈0,653.

 

Второй корень вычисляется по формуле (2) и равен –0,144

Ответ: x ≈0,653, x ≈-0,144.

2. Отделить корни аналитически и уточнить их методом хорд до 0,001:

.

Находим D=0.16-6<0.

Составим таблицу знаков функции f(x):

x -1
Знаки f(x) - - + + +

Из таблицы видно, что уравнение имеет один действительный корень .

Уточним корень методом хорд.

при , , при

Для вычисления применяем формулу (2):

x =b x =a- , где а=-1, x =0.

N f( ) h=
-0,882
-0,943
-0,946
-0,946

 

1,5
0,216
0,010
0,000

 

-0,118
-0,057
-0,054
-0,054

 

 

 

Ответ: x≈-0,946.

 

Задания

1)Отделить корни графически и уточнить их методом хорд до 0.001:


1.

2. tg(0.58x+0.1)=x2­

3. ­­­

4. tg(0.4x+0.4)=x2

5. lgx-7/(2x-6)=0

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13. x lgx - 1.2 = 0

14. 1.8x2 – sin10x = 0

15. ctgx – x / 4 = 0

16. tg(0.3x + 0.4) = x2

17. x – 20sinx = 0

18. ctgx – x / 3 = 0

19. tg(0.47x + 0.2) = x2

20. x2 + 4sinx = 0

21. ctgx – x / 2 = 0

22. 2x – lgx – 7 = 0

23. tg(0.44x + 0.3)=x2

24. 3x – cosx – 1 = 0

25. xsinx-1=0

26. 10cosx-0,1x2=0

27. 2lg(x+7)-5sinx=0

28. 1.2-lnx=4cos2x


2)Отделить корни аналитически и уточнить их методом хорд до 0.001:


1. x3 – 3x2 + 9x – 8 = 0

2. x3 – 15x + 11 = 0

3. x3 – 3x2 + 6x + 8 = 0

4. x3 – 0.1x2 + 0.4x – 1.5 = 0

5. x3 – 3x2 + 9x +2 = 0

6. x3 + x – 5 = 0

7. x3 + 0.2x2 + 0.5x – 1.2 = 0

8. x3 + 3x +1= 0

9. x3 + 0.2x2 + 0.5x – 2 = 0

10. x3 – 3x2 + 12x – 9 = 0

11. x3 – 0.2x2 + 0.3x – 1.2 = 0

12. x3 – 3x2 + 6x – 2 = 0

13. x3 – 0.1x2 + 0.4x – 1.5 = 0

14. x3 + 3x2 + 6 = 0

15. x3 + 0.1x2 + 0.4x – 1.2 = 0

16. x3 + 4x - 6 = 0

17. x3 + 0.2x2 + 0.5x + 0.8 = 0

18. x3 - 3x2 + 12x - 12 = 0

19. x3 – 0.2x2 + 0.3x + 1.2 = 0

20. x3 - 2x + 4 = 0

21. x3 – 0.2x2 + 0.5x - 1.4 = 0

22. x3 – 0.2x2 + 0.5x – 1 = 0

23. x3 – 0.1x2 + 0.4x + 1.2 = 0

24. x3 – 0.4x2 + 0.6x – 1 = 0

25. 2x3-8x2-30x+1=0

26. 2x3-9x2-60x+1=0

27. x3-6x2+x+10=0

28. x3-4.5x2+x+3=0




2016-09-16 14475 Обсуждений (0)
Метод половинного деления. Один из методов уточнения корней уравнения (1) – метод половинного деления 5.00 из 5.00 12 оценок









Обсуждение в статье: Метод половинного деления. Один из методов уточнения корней уравнения (1) – метод половинного деления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (14475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)