В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на:
1)непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных органов (например, Государственной думы); З) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) делегированное правотворчество. Правотворческий процесс включает следующие стадии: 1. Принятие решения о подготовке проекта. Начальная стадия находит свое воплощение прежде всего в планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа, Президента, правительства и других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. 2. Подготовка текста проекта осуществляется в соответствии с ведомственно-отраслевым принципом: первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, деятельности которых они соответствуют. В необходимых случаях к составлению проекта привлекаются несколько ведомств. Вневедомственный принцип подготовки законопроектов применяется в тех случаях, когда проект готовится постоянными комиссиями и комитетами высшего представительного органа либо общественными объединениями. 3. Внесение законопроекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган пользуются органы, организации и лица, предусмотренные Конституцией (ст. 104). Проект закона представляется вместе с объяснительной запиской, которая содержит обоснование необходимости его принятия, характеристику целей, задач и основных положений. 4. Обсуждение и принятие проекта на заседании правотворческого органа. Проект вносится в повестку дня заседания, его рассмотрение осуществляется, как правило, в двух-трех чтениях. При первом чтении проекта заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад головной комиссии или комитета. при повторном чтении с докладом выступает член комиссии, проводившей доработку проекта. Обсуждение проводится в целом по разделам, либо постатейно. Проект утверждается в целом, порядок подсчета голосов устанавливается регламентами законодательного органа. 5. Официальное опубликование (отношение) принятого нормативного акта является заключительной стадией правотворческого процесса. Принятые законы публикуются в специальных изданиях, газетах и официально оглашаются. Ведомственные акты публикуются министерствами, госкомитетами и ведомствами в издаваемых этими органами бюллетенях и рассылаются в подчиненные организации. Акты местных органов власти публикуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных местах. Юридическая техника — совокупность специфических средств, правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений. Юридическая техника делится на законодательную и правоприменительную. Законодательная техника включает в себя разнообразные способы и приемы: • построения нормативно-правового акта, т.е. его структуру (преамбула, основная часть, заключительные положения), рубрикацию (части, разделы, параграфы, пункты), официальные атрибуты (наименование акта и органа, его издавшего, подписи соответствующих лиц); • формулирования и изложения нормативного акта (язык, стиль, строгая терминология); • опубликования нормативно-правовых актов (сроки, порядок и источники опубликования, техника и порядок перевода с одного языка на другой). Законодательная техника должна обеспечивать: - логическую последовательность изложения; - отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства; - компактность нормативного материала; - ясность и доступность языка закона; - точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве; - устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу. Юридическая техника, в первую очередь, касается вопросов юридической терминологии, построения юридических конструкций. Термины, используемые в правовых актах, делятся на три вида: общезначимые, юридические и специальные. Общезначимые термины — это слова и словосочетания, которые употребляются в юридическом контексте в общепринятом смысле, например, муж, жена, дети. Юридические термины — это слова и словосочетания, которые обладают особым правовым значением, например, брак, развод. Специальные термины — это термины, отражающие область специальных, технических, экономических, медицинских и других знаний, например, недоброкачественная продукция, эпизоотия. Юридическая конструкция — специфическое построение нормативно- правового материала по тому или иному типу связи между его элементами. Как и нормы права, юридические конструкции моделируют общественные отношения специфическими правовыми средствами и тем самым значительно сокращают, упрощают процесс правового регулирования социальной жизни. Правоприменительная техника включает в себя различные способы и приемы толкования юридических норм, квалификации деяния, построения правоприменительного акта.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |