Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 16. Конституционное закрепление социальных и духовно-культурных отношений.



2018-07-06 1042 Обсуждений (0)
Вопрос 16. Конституционное закрепление социальных и духовно-культурных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальные отношения. Расширение конституционного регулирования социальных отношений, связано с процессом социализации современных демократических государств, что находит отражение в конституционно-правовых нормах. Согласно ст. 7 КРФ, РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свбобдное развитие человека.

В конституциях таких бывших постсоветских республиках, как Азербайджан, Грузия, Кыргызия, Молдова Узбекистан нет прямого указания на то, что это социальные государства, однако в них закрепляются отельные нормы регулирующие социальные права человека, основы межнациональных отношений и др.

Главная цель конституционного регулирования социальных основ состоит в поддержании социальных систем в сбалансированном состоянии. Это достигается закреплением непосредственно в конституции принципов регулирования отношений между различными элементами социальной структуры. В самом общем виде можно выделить следующие группы такого рода общественных отношений: отношения между трудом и капиталом; межнациональные; семейные отношения; отношения в сфере экологии; отношения в сфере здравоохранения; отношения в сфере социального обеспечения.

В отношениях между трудом и капиталом особое внимание уделяется регулированию взаимоотношений между наемным работником и работодателем. Политика государства при этом направлена на достижение социального партнерства. Ст. 37 КРФ закрепляет право на труд, свободу труда, право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, запрет дискриминации, МРОТ, защита от безработицы, а также право на трудовые споры между работником и работодателем, право на забастовку, а также право на отдых.

Межнациональные отношения включают в себя регулирование весьма специфических отношений.

Первой такой формой является непосредственное конституционное закрепление равенства перед законом и судом всех жителей, граждан, независимо от национальности, расы, этнических, религиозных и иных отношений (ст. 19 КРФ).Закрепление национально-расового равенства является формой регулирования межнациональных отношений. Поскольку этот принцип закреплен практический во всех международных соглашениях то все государства, признающие действия международно-правовых норм, обязаны соблюдать этот принцип.

Второй формой является установление федеративного устройства государства на национальном уровне. РФ является федерацией, разделенной по национально-территориальному критерию, национальными субъектами являются Республики с составе РФ. Республикам предоставляется право (в отличие от других субъектов), устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах Гос. Власти и местного самоуправления наравне с Гос. Языком РФ.

Третьей формой разрешения национального вопроса является признание и гарантирование прав коренных малочисленных народов (ст. 69 КРФ).

Семейные отношения. Им посвящены нормы о браке, равноправии полов, нормы, регулирующие государственную защиту семьи, материнства, отцовства, детства (ч. 3, ст. 19, ст. 38, и т.д.)

Отн. в сфере экологии, здравоохранения, социального обеспечения. К такому регулированию относится установление обязанности государства обеспечить сохранение окружающей среды, а для юридических и физических лиц – соблюдение законодательства в указанной сфере (ст. 42, 58).

Закрепляются положения о необходимости государства обеспечивать развитие публичного здравоохранения (ст. 41)

В ряду социальной направленности регулирования общественных отношений находится защита малоимущих социальных слоев населения (ст. 39).

 

Духовно-культурные отношения. Регулированию подвергаются такие духовно-культурные явления, как образование, наука, культура, религия.

Институт образования закрепляется во многих конституциях, в том числе и в КРФ. Ст. 43 гласит, что каждый имеет право на образование, обязательность основного общего образования, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, возможность получения на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование.

Конституционному регулированию подвергается также сфера науки и культуры. (ст. 44 КРФ) – Свобода творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям. Обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Большое значение уделяется конституционному регулированию религиозных вопросов. Регулирование религиозных отношений имеет большое значение для достижения стабильности в социальной сфере. Сами по себе религиозные отношения и характер вероисповедания отличаются большим многообразием.

Многообразие конфессий(вероисповеданий) и внутренне присущее стремление к экспансии веры может привести к конфликтам. Для избежания такого рода конфликтов и обеспечению гармонизации отношений и служит конституционное регулирование вероисповедания. Основополагающими в этом случае являются нормы, закрепляющие общие начала взаимоотношений государства и религии. РФ является светским государством (с. 14 КРФ). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждому гарантируется свобода вероисповедания, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения (ст. 28 КРФ).



2018-07-06 1042 Обсуждений (0)
Вопрос 16. Конституционное закрепление социальных и духовно-культурных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 16. Конституционное закрепление социальных и духовно-культурных отношений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1042)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)