Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


На Циммервальдской и Кинтальской конференциях



2018-06-29 491 Обсуждений (0)
На Циммервальдской и Кинтальской конференциях 0.00 из 5.00 0 оценок




После смерти Елизаветы Васильевны Надежда Константиновна снова заболела. Пришлось ехать в горы, в начале июня 1915 года Ленин и Крупская переехали из Берна в глухую горную деревушку Зёренберг, где сняли дешевый пансион в гостинице «Мариенталь» и прожили в нем все лето. Здесь, как и всюду, Ленин продолжал свою кипучую теоретическую и организационно-практическую деятельность. Кипы книг из бернской и цюрихской библиотек заполнили стол и подоконники его комнаты. В Зёренберге Ленин написал уже упоминавшиеся выше произведения «Крах II Интернационала», «Социализм и война» и ряд других. Вставали, вспоминала Надежда Константиновна, рано, и до обеда, который бывал, как и во всей Швейцарии, в 12 часов, каждый занимался в своем углу в саду. После обеда иногда уходили, вместе с находившейся в Зёренберге Инессой Арманд, в горы. Во время прогулок набирали букеты альпийских роз, много ягод, грибов.

Находясь в Зёренберге, Ленин развернул энергичную подготовительную работу к международной конференции социалистов-интернационалистов. Необходимость созыва конференции левых назрела в связи с ростом международного рабочего движения. К лету 1915 года вызванные войной последствия — гибель миллионов людей, расстройство промышленной жизни и т. д. — стали все сильнее ощущаться народными массами. Факты братания на фронтах, стачки и демонстрации трудящихся в ряде стран свидетельствовали о начавшемся революционном пробуждении масс. Смелее стали действовать и левые социалисты в различных странах. Нужно было во что бы то ни стало сплотить левых интернационалистов на основе революционной тактики. Ленин ведет обширную личную переписку с левыми социалистами разных стран, добивается, чтобы между ними было больше сплоченности и единодушия. Он предложил им выработать еще до конференции совместную декларацию.

Первая международная социалистическая конференция состоялась 23 — 26 августа (5 — 8 сентября) 1915 года в швейцарской деревушке Циммервальд; для участия в ней прибыло 38 делегатов от 11 стран. За два дня до начала конференции Ленин в Берне встретился сначала с русскими и польскими делегатами, а 22 августа (4 сентября) он провел частное совещание всех прибывших на конференцию левых, на котором выступил с докладом о характере мировой войны и о тактике революционных интернационалистов.

В. И. Ленин принял активное участие в конференции: выступал с речами, вел переписку с делегатами во время заседаний, беседовал с ними в перерывах, убеждая в необходимости вести решительную борьбу с социал-шовинизмом. На конференции он организовал Циммервальдскую левую из 8 человек. В ходе конференции развернулась острая идейная борьба между сплоченной группой интернационалистов, революционных марксистов во главе с Лениным и каутскианцами или колеблющимися в сторону каутскианства, составлявшими правый фланг конференции во главе с немецким социал-демократом Ледебуром.

Левые внесли на конференции свой проект резолюции о войне и задачах социал-демократов и проект манифеста. Ледебур и швейцарский социал-демократ Р. Гримм заявили, что, выдвигая в своих проектах манифеста и резолюции конкретные требования революционных действий, левые раскрывают перед противником тактические мероприятия революционной социал-демократии. И к тому же в воюющих странах люди, подписавшие эти документы, могут подвергнуться репрессиям.

Решительно и резко выступил Ленин против этих каутскианских утверждений: «...я отрицаю, что нельзя упоминать о средствах борьбы. Это имело место во все революционные периоды. Необходимо доводить средства до сведения масс, с тем чтобы они могли быть растолкованы и обсуждены. Мы в России всегда действовали таким образом».1 Ревизионисты, говорил Ленин, не верят, что мы находимся накануне революционной эпохи. «Мы, те, кто верит в это, должны действовать иначе. Нельзя делать революцию, не объясняя революционной тактики. Именно это было наихудшим свойством Второго Интернационала... Дело обстоит так: или действительно революционная борьба или только пустая болтовня».2

Одним из первых делегатов, выступавших в общей дискуссии на Циммервальдской конференции, был представитель болгарских социалистов — «тесняков» Васил Коларов. Он поделился опытом работы своей партии во время Балканской войны, подробно осветил историю солдатских волнений во время этой воины. Ленин слушал выступление Коларова с огромным вниманием. Он видел в болгарском опыте новое подтверждение практической осуществимости предложений большевиков о работе в войсках. Большинство конференции отклонило проекты левых. Но благодаря настойчивости Ленина и других левых в принятом манифесте удалось провести ряд основных положении революционного марксизма.

Манифест заканчивался словами:

«Никогда раньше в мировой истории не было более настоятельной, более высокой, более благородной задачи, выполнение которой должно явиться нашим общим делом. Нет таких жертв, нет таких тягот, которые были бы слишком велики для достижения этой цели: мира между народами.

Рабочие и работницы! Матери и отцы! Вдовы и сироты! Раненые и искалеченные! Ко всем вам, кто страдает от войны и через войну, ко всем вам мы взываем:

Через границы, через дымящиеся поля битв, через разрушенные города и деревни —

Пролетарии всех стран, объединяйтесь!»

Однако манифест страдал непоследовательностью и недоговоренностью. В нем отсутствует положение о том, что империализм есть канун социалистической революции, не дано объяснения причин краха II Интернационала, необходимости разрыва с оппортунизмом и т. д.

В. И. Ленин считал правильным все же подписать манифест. Он руководствовался при этом важным принципом тактики революционного марксизма — не допускать сектантства. Ленин писал: «Было бы сектантством отказываться сделать этот шаг вперед вместе с меньшинством немцев, французов, шведов, норвежцев, швейцарцев, когда мы сохраняем полную свободу и полную возможность критиковать непоследовательность и добиваться большего. Было бы плохой военной тактикой отказаться идти вместе с растущим международным движением протеста против социал-шовинизма из-за того, что это движение медленно, что оно делает «только» один шаг вперед...»3

В. И. Ленин назвал Циммервальдскую конференцию первым шагом в развитии интернационального движения против войны. На этой конференции левые организовали бюро своей группы. И в этой группе до конца последовательную позицию по вопросу о войне, мире и революции занимали большевики во главе с Лениным.

Цпммервальдская конференция, длившаяся четыре дня, закончилась. Делегаты захватили с собой и провезли через границы не только манифест, но и написанные Лениным, или при его участии, документы Цнммервальдской левой, а также брошюру «Социализм и война». В приложении к этой книге были помещены манифест ЦК РСДРП о войне, резолюции Бернской конференции заграничных секций большевиков и резолюция по национальному вопросу Поронинского совещания ЦК РСДРП с партийными работниками. Ленинские произведения оказали большое влияние на дальнейшее развитие левосоциалистического движения в Европе и США.

Напряженная борьба Ленина с каутскианцами на конференции, нервозная обстановка се работы отняли много сил у Ленина. Он переутомился. Понадобилось несколько дней ходьбы по горам и отдыха, чтобы он мог вновь приступить к активной работе. В начале октября 1915 года Ленин и Крупская вернулись из Зёренберга в Берн.

В. И. Ленин продолжает вести большую работу по укреплению связей с левосоциалистическими группами. В ноябре 1915 года он получил из Америки листок «Лиги социалистической пропаганды». Ознакомившись с ним и охарактеризовав Лигу как интернационалистскую, с программой, явно клонящейся влево, Ленин послал ей письмо и документы Циммервальдской левой. Он горячо приветствует обращение Лиги к членам социалистической партии, ее призыв бороться за новый Интернационал, за подлинный революционный социализм, против оппортунизма, в особенности против социал-оборончества.

Вместе с тем Ленин счел своим долгом сказать американским левым, что имеется ряд вопросов, по которым большевики расходятся с их программой. Так, американские левые выступили против принципа централизма в построении пролетарской партии на том основании, что он якобы несовместим с внутрипартийной демократией. Мы, писал Ленин по этому поводу, всегда защищаем в нашей печати внутрипартийную демократию, но вместе с тем мы никогда не высказываемся против централизма в партии. Мы за демократический централизм.

В феврале 1916 года Ленин направил французским интернационалистам письмо, в котором указал на их непоследовательность в борьбе с оппортунистами, на боязнь раскола с ними. Налицо, отмечал он, две противоположные тактики и политики рабочего класса по отношению к войне, которые нельзя примирить. Вместе с тем Ленин предупреждает французских левых против опасности анархо-синдикализма и выражает уверенность, что они научатся вести в новых условиях революционную работу в массах. «Я верю в французский революционный пролетариат», — писал Ленин. Он просил французских товарищей выпустить отдельным листком полный перевод своего письма. Оно было издано в 1916 году и сыграло важную роль в объединении левых во Франции.

С аналогичными письмами Владимир Ильич обращался к левым социалистам Норвегии, Швеции, Голландии, Англии и других стран Европы. Ленинская товарищеская критика левых по принципиальным вопросам программы, тактики и организации пролетарской партии была серьезной помощью интернационалистским группам различных стран во время войны, способствовала их идейно-политическому единству на основе революционного марксизма и пролетарского интернационализма.

В январе 1916 года Ленин принимает живейшее участие в организации журнала «Vorbote» («Предвестник») — органа Циммервальдской левой группы, издававшегося на немецком языке. В этом журнале он опубликовал свою статью «Оппортунизм и крах II Интернационала» и тезисы «Социалистическая революция и право наций на самоопределение».

10 или 11 февраля Ленин и Крупская переехали из Берна в Цюрих. Они поселились в одной из наиболее старых частей города, недалеко от центра (Spiegelgasse, 14 й), в семье сапожника Каммерера. Это была малоудобная квартира. Во дворе дома находилась колбасная фабрика, распространявшая неприятный запах. Окно комнаты можно было открывать только поздно вечером. За те же деньги предлагались гораздо лучшие комнаты, но Ленин и Крупская дорожили хозяевами. Квартира была «интернациональной»: в двух комнатах жили хозяева, в одной — жена немецкого солдата с детьми, в другой — итальянец, в третьей — австрийские актеры, в четвертой — русские — Ленин и Крупская. После того как однажды около газовой плиты собрались все женщины и госпожа Каммерер воскликнула: «Солдатам нужно обратить оружие против своих правительств!» — Ленин и слышать не хотел о том, чтобы менять комнату. В этом доме он прожил почти до самого отъезда в Петроград, то есть до апреля 1917 года. Решением Цюрихского муниципального совета на фасаде дома, под окнами комнаты, где жил Ленин, установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь с 21 февраля 1916 года по 2 апреля 1917 года жил ЛЕНИН, вождь русской революции».

В Цюрихе Ленин развернул энергичную подготовку ко второй международной социалистической конференции. Конференция состоялась в апреле 1916 года в швейцарской деревушке Кинталь. На ней присутствовал 41 делегат от 8 стран. Циммервальдская левая на этой конференции насчитывала уже 12 человек и действовала более сплоченно и дружно, собирая по ряду вопросов до 19 голосов.

Изменения в международной обстановке, происшедшие за период от первой, Циммервальдской конференции, нарастание недовольства трудящихся масс войной сказались на ходе Кинтальской конференции, на поведении ее делегаций. С исключительным интересом Ленин слушал выступления немецких делегатов, которые твердо заявили, что если война затянется до осени, то в Германии крупные революционные события неминуемы.

Острая дискуссия развернулась на конференции вокруг предложении ЦК большевиков, особенно по вопросу об отношении к Международному социалистическому бюро. Ленин убеждал делегатов, что это Бюро является агентурой англо-французских социал-шовинистов. Социалистам-интернационалистам нельзя держаться за это Бюро. Надо смотреть вперед, а не назад. Обращаясь к центристски настроенным делегатам конференции, Ленин заявил: «Люди, с которыми Вы хотите воссоздать Интернационал, мертвы, они больше не существуют не буквально, а политически»4. Раскол со II Интернационалом необходим, неизбежен, он уже в ряде стран стал фактом. И только на этом пути можно спасти честь пролетарского социализма, революционного интернационализма.

Группа Циммервальдской левой одобрила предложения Ленина. Под натиском левых, возглавляемых Лениным, правые делегаты вынуждены были поддержать проект компромиссной резолюции, в которой давалась резкая критика МСБ. Проект требовал смещения Исполнительного комитета МСБ и исключения из партии министров-социалистов. Однако в резолюции конференции не только не было положения о немедленном разрыве с МСБ и создании нового Интернационала, а, наоборот, предоставлялось право национальным секциям, входящим в Циммервальдское объединение, требовать от своего имени созыва Международного социалистического бюро.

Вторым важным моментом работы Кинтальской конференции было обсуждение тактики пролетариата по вопросу о мире. В центре дискуссии оказались предложения ЦК большевиков, в которых проблема демократического мира поставлена в прямую связь с проблемой социалистической революции. Предложения большевиков были поддержаны левыми других стран.

Конференция приняла обращение «К разоряемым и умерщвляемым народам». В нем содержится призыв к рабочим городов и деревень не верить обманным фразам империалистических правительств и их прессе, будто «войну надо продолжать, чтобы сделать ее последней».

«Никогда, — говорится в обращении, — война не убивала войны. Наоборот. Она пробуждает желание возмездия, насилие порождает насилие.

Таким образом, после каждой жертвы ваши мучители будут требовать от вас новых жертв, и из этого заколдованного круга не могут вывести вас и буржуазные пацифисты.

Существует одно лишь единственное средство помешать будущим войнам: это завоевание политической власти и отмена капиталистической собственности рабочим классом.

«Прочный мир» будет плодом победы социализма».

Конференция закончила свою работу поздно ночью 30 апреля. Ленин и все другие делегаты конференции встретили зарю первомайского праздника 1916 года в Бернских Альпах.

Возвратившись в Цюрих, Ленин спешит сообщить в Россию, что ЦК готовит обстоятельное письмо об итогах Кинтальской конференции, которое будет разослано большевистским организациям в России и за границей. А пока Ленин сообщает россиянам: «В общем принят манифест — шаг вперед... Принята резолюция с критикой пацифизма и резолюция о Международном Социалистическом Бюро с резкой критикой его. В общем, это все же, несмотря на тьму недостатков, шаг к разрыву с социал-патриотами»5.

Кинтальская конференция не приняла призывов большевиков о превращении империалистической войны в войну гражданскую, о поражении в войне «своих» империалистических правительств, о создании III Интернационала. Но она способствовала дальнейшему сплочению интернационалистов на идейной основе марксизма-ленинизма.

В своей книге «Сын народа» Морис Торез, батрачивший в 1916 году в департаменте Крез, писал, что он тогда впервые узнал о Циммервальдской и Кинтальской конференциях, о позиции Ленина и большевиков. Узнал он об этом от своего хозяина, революционно настроенного старого каменщика Менаже. «Он рассказывал мне, — вспоминает Торез, — о Циммервальде и Кинтале — деревушках, затерянных в горах Швейцарии: оттуда в 1915 и 1916 годах впервые сквозь едкий дым сражений донеслись голоса небольшой когорты подлинных социалистов, во главе которых стоял Ленин и большевики, верные идее пролетарского интернационализма и революции»6.

В годы войны пропагандистом революционных идеи Циммервальдской и Кинтальской конференций стал виднейший марксист Италии Грамши. От Грамши о воззваниях циммервальдской и кинтальской левой узнал Н. Тольятти. «Вместе с Грамши он начал знакомиться с теорией и практической деятельностью русских большевиков»7.

Животворное влияние ленинских идей в годы империалистической воины испытали и многие другие социалисты-интернационалисты. Впоследствии из них образовались в различных странах коммунистические партии, из которых под руководством Ленина был создан Коммунистический Интернационал.

Примечание:

1 В. И. Ленин. Соч., т. 54, стр. 374 — 373.

2 Там же, стр. 375.

3 В. И. Ленин. Соч., т, 27, стр. 41 — 42.

4 В. И. Ленин. Соч., т. 54, стр. 377. 304

5 В. И. Ленин. Соч., т. 49, стр. 222.

6 М. Торез. Сын народа. М, 1960, стр. 32-33.

7 М. и М. Феррара. Беседуя с Тольятти. М, 1954, стр. 32.

 



2018-06-29 491 Обсуждений (0)
На Циммервальдской и Кинтальской конференциях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: На Циммервальдской и Кинтальской конференциях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)