Аштанга Хридаям Самхита 9 страница
Функции поднимающих каналов
Поднимающие каналы выполняют следующие функции: - два предоставляют пространство для движения Вата доша. - два предоставляют пространство для движения Питта доша. - два для движения Капха доша. - два для крови. - два для хилуса. - два для проникновения и восприятия звука. - два для проникновения и восприятия запаха. - два для вкуса. - два для формы, цвета и т.д. - два для издания звуков. - два для разговора (членораздельной речи). - два для возникновения сна и сновидений. - два для возможности пробуждения ото сна. - два для слезотечения. - два у женщин способствуют выделению грудного молока, а у мужчин – распределяют семенную жидкость. Все эти каналы находятся выше линии пупка, располагаясь в голове, шее, руках, груди, спине и боках[88]. Десять опускающих каналов
Опускающие вниз каналы перемещают в нижнюю часть тела Вата доша, мочу, кал, семя, менструальную жидкость и т.д. Они выходят из эпигастрия, способствуют разделению пищи на питательную часть и нечистоты и разнесению хилуса по всему организму, соединяясь с поднимающими и латеральнораспределяющими каналами, давая путь дальнейшей трансформации хилуса. Каждый из них, проходя около пупка, разделяется на три канала, поэтому насчитывается тридцать опускающих каналов. Функции опускающих каналов
Опускающие каналы выполняют следующие функции: - два перемещают Вата доша. - два перемещают Питта доша. - два перемещают Капха доша. - два перемещают хилус. - два перемещают кровь. - два, проходящих в кишечнике, перемещают пищу. - два выводят жидкую часть пищи, трансформирующуюся в мочу. - два выводят мочу из организма. - два, находящихся в кишечники служат местом перемещения кала. - восемь соединяются с латеральнораспределяющими каналами и отвечают за потовыделение. - два отвечают за образование семени (яйцеклетки). - два отвечают за перемещение семени (яйцеклетки). Все эти каналы способствуют поддержанию и очищению всех частей организма, расположенных ниже таза и бёдер[89]. Четыре латеральнораспределяющих канала
Четыре латеральнораспределяющих канала разделяются на сотни тысяч каналов, которые просто невозможно сосчитать. Они пронизывают собой весь организм и помогают осуществлять связь между всеми его частями. Эти каналы подходят к корню каждого волоса, а поры кожи являются их устьями. Эти каналы участвуют в перенесении хилуса в сердце, эффективность и сила сгибания костей в суставах, смачивание и смазывание слизистых оболочек и полостей, увлажнение кожи и органов чувств, передача ощущений от органов чувств (особенно болевой, температурной и тактильной чувствительности) зависят от правильности и слаженности их работы. При нарушении их проходимости возникают соответствующие перебои в слаженной работе организма (С.С.3.9.8.). Шротас
Помимо каналов, по которым движется хилус, в организме есть специфические тонкоэнергетические и физические каналы, называемые Шротас. Они, как корни дерева, расходятся от кишечника и способствуют взаимосвязи всех органов, тканей и Тридоша в организме. Бывают каналы, соединяющиеся с внешним миром (Бахья Шротас), такие как носовые или ушные проходы, и внутренние каналы (Абхьянтра Шротас). Их достаточно подробно описывает как Чарака, так и Сушрута (С.С. 3.7.). Сушрута из семисот каналов выделяет сорок основных каналов, разбивая их на четыре категории (каналы для движения Воздуха, Огня, Слизи и крови): 1). Десять основных каналов перемещающих Вата доша. 2). Десять основных каналов перемещающих Питта доша. 3). Десять основных каналов перемещающих Капха доша. 4). Десять основных каналов перемещающих кровь. Все четыре вида каналов делятся на сто семьдесят пять более мелких каналов, которые, в свою очередь, делятся на еще более мелкие канальцы. Рассмотрим эту систему на примере каналов, перемещающих Вата доша. В ногах проходит двадцать пять перемещающих Вата доша каналов в каждой, столько же в каждой из рук. В туловище проходит двадцать четыре основных канала, из них восемь в почечной области, анальном отверстии и половом члене, два в каждом боку, шесть в спине, шесть в брюшной полости и десять в груди. Сорок один канал проходит выше ключиц, из них четырнадцать в шее, по два в каждом ухе, девять в языке, шесть в носу и восемь в глазах. Все остальные каналы находятся в точно таких же количествах. При некоторых состояниях дисбаланса по каналам, перемещающим одну доша, могут двигаться другие, вызывая тем самым болезненные состояния. Перемещающие Вата доша каналы способствуют правильному распределению воздуха по телу, нормальному исполнению ее функций, речи, пульсу, перистальтике, а также чистоте разума и отсутствию иллюзий. Эти каналы окрашены в розовато-желтый цвет. Перемещающие Питта доша каналы помогают равномерному распределению Агни по организму, что ведет к физической силе, правильному пищеварению, аппетиту, здоровью, иммунитету и проявлению остальных эффектов от пребывающей в состоянии баланса Питта доша. Эти каналы окрашены в голубой или синий цвет и теплые на ощупь. Движение Капха доша по собственным специфическим каналам помогает смачивать плевральную и перикардиальную полости, а также суставные полости, дает физическую силу организму и порождает все остальные положительные эффекты от пребывания Капха доша в состоянии равновесия. Эти каналы окрашены в белый цвет и холодные на ощупь. Кровь в нормальном состоянии также движется строго по своим специфическим каналам (венам и артериям), подчиняясь принципам движения тканей по организму. Своим током она переносит хилус, секрет желез внутренней секреции и Питта доша по всему телу, является внутренним амортизатором и помогает соединить организм в единое целое. Эти каналы окрашены в красный цвет и на ощупь не холодные и не горячие.
Циркуляция хилуса
После окончания пищеварения в кишечнике образуются первичный хилус и нечистоты (моча и кал). Каналы разносят образовавшуюся питательную эссенцию по всему организму, причем, идущие из эпигастрия соединяются с поднимающими и латеральнораспределяющими каналами и переправляют за счет этого первичный хилус в сердце – основное место его локализации. Эти же каналы способствуют опусканию вниз и выведению нечистот из организма. Небольшие порции хилуса перемещаются по опускающим каналам в нижнюю часть тела, а большая ее часть движется в сердце, где происходит ее дальнейшее переваривание. Парциальное разделение хилуса осуществляется непосредственно в пупочной области, причем он не может попасть в поднимающие каналы минуя опускающие. Таким образом, хилус проходит через все тело, опускаясь в его нижнюю часть и поднимаясь в голову, прежде чем попасть в сердце. Процесс циркуляции хилуса и формирование из него последующих тканей идет абсолютно во все периоды жизни человека – он набирает силу в детском возрасте, сохраняет свою интенсивность на одном уровне когда формирование тела завершено и затухает, но все же не прекращается при угасании функций Тридоша в старости (С.С.1.14.3.). Все тело формируется из съеденной и переваренной пищи[90] (С.С.1.14.12.). Сушрута, описывая циркуляцию хилуса в организме, приводит замечательную аналогию (С.С.1.14.16.): "Хилус движется по всему телу, распространяясь во все стороны (латерально), как распространяется звук, вверх – как поднимается огонь, вниз - как падает вода с водопада". В некоторых каналах (артерии) скорость циркуляции хилуса достигает очень больших величин, действительно сравнимых со скоростью лесного пожара. Несколько меньшая скорость у хилуса, перемещающегося с током крови по венам, а в микрокапилярах его движение практически неощутимо. Можно заметить, что древние мудрецы подходили к вопросу циркуляции крови, хилуса, лимфы и других жидкостей организма с другой позиции, нежели современные физиологи. С точки зрения современной науки, кровь циркулирует по всему телу и способствует формированию всех тканей организма. Аюрведа же утверждает, что хилус циркулирует по всему организму, формирует все остальные ткани и локализуется в сердце, куда в конечном итоге и возвращается в виде Оджаса, замыкая тем самым круг своих трансформаций (см. рисунки 3 и 4.). Все семь тканей, включая хилус, состоят из пяти первоэлементов в различных сочетаниях и пропорциях. Каждая ткань последовательно формируется из хилуса путем изменения пропорционального содержания первоэлементов. Это становится возможным только за счет энергии соответствующего Агни тканей. Хилус не только формирует все ткани организма, но и способствует росту и развитию зародыша во чреве матери. Не стоит впадать в иллюзию, будто бы за десятки тысяч лет своего существования, Аюрведа, рассматривая циркуляцию хилуса, не обратила бы свое внимание на циркуляции крови и лимфы. Сушрута[91], описывая каналы, по которым идет циркуляция крови, отмечает, что ее циркуляция происходит по всевозможным, большим и малым кровеносным сосудам. Чарака, описывая движение крови, пишет (Ч.С.6.29.13.), что Вата доша, совместно с кровью, смешиваясь и растворяясь в ней, движется по кровеносным сосудам и своим током перемещает кровь по всему телу. Сушрута называет их основной функцией помощь в пополнении количества остальных тканей.
Рисунок 3. Циркуляция крови.
1. Правое предсердие. 2. Левое предсердие. 3. Правый желудочек. 4. Левый желудочек. 5. Верхняя полая вена. 6. Нижняя полая вена. 7. Легочная артерия. 8. Легкие. 9. Легочные вены. 10. Аорта. Кишечник. 12. Печень. 13. Печеночные артерии. 14. Воротная вена. 15. Печеночная вена. 16. Грудная полость.
Рисунок 4. Трансформация хилуса.
Н - сердце; D - двенадцатиперстная кишка; U - пупок; L - печень; S - селезенка.
Нечистоты от хилуса. от крови. от мышц. от жира. от костей. от костного мозга.
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛА Доша, ткани и нечистоты являются тремя "корнями" организма. Втроем они складывают и формируют это тело. Весь процесс пищеварения сводится к их образованию, а через них - к поддержанию человеческого тела. Регулярное, правильное и сбалансированное питание сохраняет тонус тела и помогает правильному и своевременному образованию и превращению семи тканей. Пища является основным фактором роста тела, баланса Тридоша и формирования тканей и нечистот.
Образование Тридоша
Вата доша образуется двумя путями: 1). Внешний, атмосферный воздух смешивается с Прана и Удана Ваю и из этой смеси идет дальнейшее формирование остальных Ваю тела. Грудная клетка является местом основной локализации этих двух Ветров. 2). Ваю, образующийся в кишечнике на последнем этапе пищеварения, способствует формированию всех Ветров тела. Питта доша также формируется двумя путями: 1). Чистая свежая Питта доша образуется в двенадцатиперстной кишке на втором этапе пищеварительного процесса под действием на пищу Пачака Агни. Только что образовавшийся при этом Агни служит источником всех остальных Огней тела. 2). Питта доша возникает как побочный продукт трансформации крови и называется мала-Питта. Мала-Питта формируется по всему телу и служит источником всех субдоша Питта доша. Капха доша формируется из пищи и как мала-продукт: 1). Чистая Капха доша образуется в желудке на первом этапе пищеварения под действием на пищевой комок Кледака Капха. Позже, из этой чистой желудочной Капха доша формируются все остальные Слизи тела. 2). Капха доша является побочным продуктом трансформации хилуса. Хилус циркулирует по всему телу, поэтому Капха доша образуется во всех его частях. Соответствующие субдоша Капха доша автоматически накапливаются в местах их основной локализации.
Образование семи тканей
Основная идея, объясняющая превращения семи тканей была описана выше. Эти превращения представляют собой цепь последовательных изменений тканей под влиянием Агни тканей посредством изменения пропорционального содержания первоэлементов в каждой последующей ткани. Помимо этого, существуют три основополагающие теории, выдвинутые авторитетами Аюрведы по поводу принципов их образования. 1). Молочно-сметанная аналогия. С точки зрения этой теории, весь хилус трансформируется в кровь под действием соответствующего Агни (кровь целиком превращается в плоть и т.д.) - точно так же, как молоко целиком становится сметаной, сметана - маслом, а масло – топленым маслом. 2). Аналогия с оросительными каналами. С позиции этой, наиболее популярной теории, выдвинутой Чакрадаттой и Шивадасом, хилус трансформируется в кровь, постепенно приобретая все более и более близкие к крови качества. После окончательной трансформации, свежеобразованая кровь обладает всеми необходимыми свойствами и через некоторое время начинает трансформироваться в мышцы точно таким же постепенным способом. Этот процесс очень похож на то, как поток воды постепенно течет по орошаемым им полям, попадая на следующее поле только наполнив собой предыдущее, растекаясь из одного потока по специальным желобам, сделанным между полями (см. рис. 7). 3). Аналогия с голубями, попавшими в силок. С позиции этой теории, хилус формирует остальные ткани, проходя по различным каналам и образует их путем наращивания различных качеств. Как голуби слетаются с разных мест и попадают в ловушку в разное время, так и хилус преобразуется в остальные ткани проходя по разным каналам в разное время. Так как кровь оказывается наиболее близкой, она формируется первой. Мышцы, жир, кости и остальные ткани находятся все глубже и глубже в теле, поэтому хилусу требуется больше времени для проникновения вглубь организма и окончательной трансформации. Поэтому-то семя и формируется последним. (Чакрапани находит эту аналогию сложной для понимания). Образование субтканей Менструальная кровь образуется из хилуса, связки и каналы образуются из чистой эссенции крови, мускульный жир и кожа - из чистой эссенции мышц, тонкие связки - из чистой эссенции жира. В женском организме, особенно при беременности, процесс разделения хилуса идет иначе, чем в мужском. Большая его часть трансформируется в кровь, а остаток разделяется на две части. Одна часть идет на рост и развитие зародыша, а другая трансформируется в грудное молоко. В мужском организме хилус порождает только кровь. Освещая вопрос образования грудного молока, Сушрута пишет (С.С.2.10.18.), что когда сладкая эссенция хилуса, образующаяся в результате процесса пищеварения, собирается изо всех частей тела в молочных железах, ее называют грудным молоком. Когда его скапливается достаточное количество, каналы, по которым происходит поступление хилуса в молочную железу, закрываются, и образование грудного молока прекращается. Выделение грудного молока происходит и как нормальная психологическая реакция матери на вид или плач голодного ребенка. Каналы, приводящие хилус в молочные железы, функционируют только на последних неделях беременности и в течение периода кормления ребенка (иногда до трех лет). При некоторых состояниях внутреннего или психологического дисбаланса они могут прекращать свою деятельность раньше этого срока. Очень редко встречается так называемая “ложная беременность”, когда женщина, не будучи беременной, своим психологическим настроем и желанием воссоздает у себя в организме все признаки беременности, в том числе и увеличенные молочные железы с дальнейшей лактацией. Сушрута приводит аналогию между образованием грудного молока и семени (С.С.2.10.19-22.). Точно так же, как и семя, грудное молоко формируется по всему организму на тонком, невидимом для глаз уровне. Их (семя и грудное молоко) невозможно увидеть и при вскрытии тела. Подобно тому, как семя у мужчины проявляется при прикосновении женщины к его телу во время полового акта, молоко секретируется молочными железами при прикосновении женщины к ее любимому ребенку или при взятии им груди. Итак, результатом процесса пищеварения помимо образования семи тканей и субтканей является питание тела и органов чувств тонкой первоэлементарная частью хилуса. Исходя из этого, можно сказать, что хилус является основой человеческого организма. Образование нечистот
Моча образуется из жидкой части шлаков воды и пищи. Кал образуется из не жидкой части шлаков пищи. Пот образуется из жидкой слизистой части шлаков пищи и воды, а также как побочный продукт трансформации жира. Лимфа образуется как побочный продукт превращения хилуса. Выделения из глаз являются производными мышц и костного мозга. Выделения из ушей, пор и половых органов формируются из мышечной ткани. Волосы и волоски тела – из костей. Кожное сало - из костного мозга. С этой точки зрения, доша, образующиеся как чистые субстанции и доша, образующиеся как нечистоты, формируются из хилуса и из нечистот соответственно. Не смотря на разные пути формирования и источники, из которых они образуются, они абсолютно идентичны друг другу. Например, Питта доша, сформировавшаяся из перевариваемой пищи не отличается от Питы, возникающей в процессе формирования крови.
ЧАСТЬ 10 ДИСБАЛАНСЫ ТРИДОША
СУТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Что есть болезнь
Действительно, а что же такое болезнь? Наверно, сколько существует врачей, столько есть и различных мнений по этому поводу. Например, Абу Али ибн Сино пишет (Канон врачебной науки, 2.1.1.): «Болезнь же есть неестественное состояние человеческого тела, обуславливающее по существу расстройство в действии». Чарака же говорит (Ч.С.1.9.4.): ”Болезнь - это неуравновешенность дхату[92], а их баланс – здоровье. Здоровье это счастье, а болезнь – несчастье”. Исходя из этой шлоки, можно сказать, что баланс доша и тканей это не только здоровье, но и удобство и комфорт. В своей шлоке Чарака использует понятие “дхату-вайшамйа”, которое сам же и разъясняет в Шарирастхане, шестой главе. Он пишет, что у тела есть собственное сознание, отличное от сознания человека, которому оно принадлежит; оно возникает за счет конгломерации пяти первоэлементов, находящихся в различных модификациях и формах, и оно присутствует так долго, сколь долго поддерживается необходимая пропорция и необходимые модификации первоэлементов. Когда доша выбиваются из состояния баланса, организм начинает разрушаться, возникает боль и другие симптомы этого процесса. Увеличение или уменьшение количества доша, находящихся в строго определенных сочетаниях, нарушает равновесие всех составляющих организма. Вагбхата пишет (А.Х.3.1.1.): «Сопровождающаяся болью, порождаемая грехом, сопровождающаяся повышением температуры, сопровождающаяся всевозможными дисбалансами и нарушениями в теле, приводящая к несчастью, проистекающая от амы, сопровождающаяся комплексом симптомов, подвергающая жизнь угрозе, возникающая из-за нескольких причин и порождающая дискомфорт – синонимы слова “болезнь” (рога)». Древние врачи[93] выделяли три состояния человеческого организма – здоровое, его противоположность – больное, и промежуточное – состояние выздоровления или начинающегося проявления продромальных симптомов. Если рассмотреть болезнь как состояние, противоположное здоровью, можно обратить внимание на одну из основных шлок Чарака Самхиты, описывающую состояние здорового человека:
Самадоша самагниша самадхату малакрийаха Прасана атма индрийа манаха шобха ити бхедийатэ
1. Самадоша. Если доша находятся в нормальном пропорциональном сочетании[94], то это является залогом нормального функционирования всего организма. Если же хоть одна из них выходит из состояния равновесия, увеличиваясь или уменьшаясь, это отражается на жизнедеятельности всего организма. С этой точки зрения, увеличение или уменьшение количества той или иной доша возникает только во время болезни. 2. Самагниша. Если Агни, огонь пищеварения не загрязнен токсинами, горит ровно, без вспышек или затуханий, он дает хорошее и правильное пищеварение, защищает организм от воздействия внешней среды и контролирует формирование тела. Если же, по тем или иным причинам (переедание, переохлаждение или перегрев организма, гнев и т.д.) Агни выходит из состояния равновесия, яркость его горения снижается, пища не до конца переваривается и возникают токсины, отравляющие организм. Если Агни горит слишком ярко, он сжигает ткани и истощает организм, тем самым вызывая болезни. 3. Самадхату. Правильный процесс формирования семи тканей организма также является одним из основных показателей здоровья человека. В случае нарушения их трансформации, вызванного, например, недостаточным или неправильным питанием, возникает истощение организма. 4. Малакрияха. Своевременное выведение нечистот из организма – следующий показатель здоровья человека. В случае накопления нечистот токсины поступают в кровь, соединяются с Тридоша и тканями, отравляя организм и вызывая болезненные состояния. 5. Прасана Атма Индрия Манаха. Это понятие включает в себя гармонию души, чувств и мыслей. Нарушение этой гармонии также ведет к болезням, как физическим, так и психическим. С другой стороны, существует категория так называемых физиологических изменений количественного и качественного соотношения доша, тканей и нечистот. Их физиологические изменения происходят под влиянием съеденной пищи, времени суток, климатических колебаний и др. Эти изменения не являются болезнью и достаточно быстро приходят в норму. Быстрая их нормализация является следствием поверхностности этих изменений, они не нарушают внутреннюю структуру тела и не препятствуют слаженной работе всех его органов и тканей. Чарака пишет (Ч.С.6.4.4.): «В зависимости от характерных особенностей причин, болезненных начал и поражаемых тканей возникает та или иная реакция организма, проявляющаяся в форме отсутствия или появления болезни. Если эти три фактора не соединяются воедино или объединяются постепенно (медленно), или их соединение слабое, болезнь не возникнет совсем, возникнет на короткий промежуток времени, в легкой форме или без появления всех характерных симптомов. В противном случае будет противоположный результат. Так рассказано о причинах реакции организма, проявляющейся в форме появления или не появления любых болезней». Сушрута говорит[95], что то, что порождает страдание, боль и дискомфорт во многих случаях может называться болезнью. Мадхавакара начинает свою Мадхава Ниданам Самхиту с перечисления пяти основных характеристик, описывающих возникновение и течение любого патологического процесса (М.Н.1.2-14.): «Нидана[96] (причина, этиология), Пурварупа (продромальные симптомы), Рупа (клинические симптомы), Упашайа (нозология) и Сампрапти (патогенез) – это пять ключей к пониманию болезни. Слово “Нидана” может заменяться такими терминами, как Нимитта, Хету, Аятана, Пратьяя, Уттхана или Карана. Продромальные симптомы (Пурварупа) - симптомы и состояния, проявляющие до “расцвета” заболевания и практически не связанные с основным дисбалансом Тридоша; они не всегда четко проявлены и могут быть весьма многочисленны и разнообразны. Симптомы и состояния, возникающие несколько позже, но четко проявленные и ярко выраженные, называются клиническими (Рупа). Термин “Рупа” может заменяться на Самстхана, Вьянджана, Линга, Лакщана, Чинха или Акрити. Прием лекарств, диетические рекомендации, рекомендации по распорядку дня и физической нагрузке, вызывающие комфорт и облегчение у больного человека, предписываемые с целью распознания болезни, называются Сатмья Упашайа. Упашайа бывает двух видов - противоположная по своей природе первопричине заболевания, самой болезни или им обоим (1), и комплиментарная причине болезни, самой болезни или им обоим (2). Противоположностью Сатмья Упашайа являются Анупашая (рекомендации и т.д., усиливающие дискомфорт и страдания) или Асатмья Упашая (рекомендации, несовместимые с болезнью, ее причиной или ими обоими). Процесс развития и проявления заболевания по причине выхода из равновесия и циркуляции по всему организму болезненных начал (доша, тканей, нечистот и т.д.), называется патогенезом (Сампрапти, Джати или Агати). Номер, тип, первичность, сила и время возникновения – эти пять характеристик описывают патогенез того или иного заболевания. Например, Санкхйа (порядок, номер, число, последовательность) насчитывает восемь видов лихорадки; Викальпа (тип) характеризует их по типу дисбаланса той или иной комбинации доша; Прадханйа (первичность, первородство) определяет, основное это заболевание, или вторичное, присоединившееся; Бала (сила, интенсивность) характеризует силу, степень тяжести болезни; Кала (время) описывает возникновение и течение заболевания относительно сезона, времени суток, времени принятия пищи, возраста больного и т.д. Причиной возникновения всех болезней является дисбаланс нечистот (мала), а причинами этого дисбаланса может служить (даже) нездоровая пища или нездоровая деятельность». Классификация болезней
В аюрведической традиции существует несколько основных классификаций болезней. Все болезни можно разделить на две категории - (1) телесные болезни и (2) ментальные болезни. Помимо этих двух групп болезни делятся на вызванные внутренними причинами и внешними причинами. Болезни также классифицируются на излечимые, трудноизлечимые и практически неизлечимые, по доша, находящейся в состоянии дисбаланса, по степени тяжести заболевания и т.д. Все болезни делятся на три большие категории – излечимые (легко, средне и трудно), контролируемые (длящиеся всю жизнь и требующие постоянного лечения или контроля) и неизлечимые (ведущие к смерти больного). Болезнью называется состояние, когда что-либо наносит вред, боль или страдание телу, или живому существу, или им обоим. Эта боль имеет под собой три причины (1) физические (Адхьятмика[97]), (2) внешние воздействия окружающей среды, (3) гнев Бога или Его Природы. Эти три причины порождают семь типов болезней, суть Ади-бала-правритта, Джанма-бала-правритта, Доша-бала-правритта, Самгхата-бала-правритта, Кала-бала-правритта, Дайва-бала-правритта и Свабхава-бала-правритта. Ади-бала-правритта. Болезни этой категории вызываются тем или иным дефектом сперматозоида или яйцеклетки родителей. К этим заболеваниям, помимо генетических, относятся геморрагические диатезы, некоторые виды туберкулеза, мочеизнурения и другие заболевания. Эта категория болезней делится на две группы. К первой относятся болезни, идущие от нарушений в сперматозоиде, ко второй - в яйцеклетке. Причинами дефектов сперматозоидов может являться нарушение формирования семени и Оджаса, употребление алкоголя или наркотиков, отравления, укусы ядовитых животных, работа в горячем цеху, волнение и стрессы, а также другие причины. Причины дефектов яйцеклетки чаще всего врожденные, связанные с нарушением внутриутробного развития будущей мамы. Джанма-бала-правритта. Это также категория пренатальных заболеваний, но их причина не в нарушениях семени или яйцеклетки, а в неправильном формировании зародыша в пренатальном периоде. К ней относятся кровотечения у плода, врожденная глухота, слепота, немота, волчья пасть, заячья губа, а также врожденный кретинизм и другие заболевания. Эта категория болезней также делится на две группы, включающие в себя болезни, вызванные нарушением образования или циркуляции хилуса у матери (нарушение разделения хилуса на три части, одна из которых должна идти на питание плода), или за счет неправильного поведения матери во время беременности (отсутствие желания иметь ребенка, греховные деяния, очень интенсивная половая жизнь, страдания и стрессы, прием алкоголя, курение[98], нехватка положительных эмоций, побои и т.д.). В некоторых случаях такие врожденные патологии, как заячья губа, волчья пасть, третий сосок и т.д. не являются пороками развития плода, но сигнификаторами, определяющими природу родившейся личности.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |