Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетним детьми



2019-07-03 508 Обсуждений (0)
Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетним детьми 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии с ч.1 ст. 30 ФЗ «Об опеке и попечительстве» лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет.

Момент, с которого исчисляется трехдневный срок, должен исчисляться с того дня, в который опекун (попечитель) официально узнал или должен был узнать о прекращении опеки. При этом датой, когда опекун (попечитель) должен узнать о прекращении опеки, следует считать:

- при прекращении опеки (попечительства), установленной на определенный срок - в последний день этого срока без дополнительного уведомления опекуна (попечителя);

- при прекращении опеки (попечительства) в судебном порядке в день вступления решения суда в законную силу (решение суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении десяти суток после его изготовления, а в случае обжалования - в день вынесения решения судом второй инстанции);

- при прекращении опеки (попечительства) по достижению несовершеннолетним установленного законом возраста - с ноля часов следующих за днем рождения несовершеннолетнего суток, без дополнительного уведомления опекуна (попечителя);

- при прекращении опеки (попечительства) по причине смерти опекаемого - в день, когда опекун (попечитель) был официально ознакомлен с фактом смерти опекаемого либо предпринял в связи с фактом смерти инициативные действия;

- при прекращении опеки (попечительства) вследствие отстранения или освобождения опекуна (попечителя) от своих обязанностей актом органа опеки и попечительства против его воли - в день, когда опекун (попечитель) был официально ознакомлен с актом;

-при прекращении опеки (попечительства) вследствие отстранения или освобождения опекуна (попечителя) от своих обязанностей актом органа опеки и попечительства по его заявлению - в день, указанный опекуном (попечителем) в заявлении либо день, когда опекун (попечитель) был официально ознакомлен с актом;

-при прекращении опеки (попечительства) вследствие приобретения опекаемым полной дееспособности (вступление в брак, эмансипация) - в день, когда опекун (попечитель) был официально ознакомлен с фактом приобретения опекаемым полной дееспособностью (с фактом брака, с фактом эмансипации) либо предпринял в связи с таким фактом инициативные действия.

Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

В связи с этим должностное лицо органа опеки и попечительства должно действовать следующим образом:

-для привлечения опекуна (попечителя) к уголовной ответственности - обратиться с заявлением о совершенном преступлении в органы внутренних дел либо прокуратуры;

-для привлечения опекуна (попечителя) к административной ответственности - обратиться с заявлением в органы внутренних дел, должностными лицами которых будет составлен протокол об административном правонарушении (при наличии в действиях опекуна (попечителя) признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35, 6.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Протокол об административном правонарушении в дальнейшем подлежит передаче на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При наличии в действиях опекуна (попечителя) признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях материал направляется непосредственно в комиссию по делам несовершеннолетних;

- для привлечения опекуна (попечителя) к гражданско-правовой ответственности - составить и направить в суд исковое заявление, соблюдая установленные Гражданским процессуальным кодексом правила подсудности.

Мировым судьям, согласно ст. 23 Гражданского процессуального кодекса[48] подсудны:

1)дела о выдаче судебного приказа;

2)дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3)дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

4)иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5)дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

6)дела об определении порядка пользования имуществом. Большинство остальных исков направляется по первой инстанции в городские (районные) суды.

При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

Срок принятия органами опеки и попечительства мер по привлечению опекунов (попечителей) к юридической ответственности не является пресекательным, то есть уполномоченное должностное и по истечении этого срока не освобождается от обязанности и не лишается процессуальной возможности обратится в соответствующий орган с заявлением.

Итак, можно заключить, что лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, в случае прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет. При прекращении опеки (попечительства) договор об осуществлении опеки (попечительства) прекращается без составления каких либо дополнительных документов. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» уточняет вопросы, связанные с прекращением отношений по опеке и попечительству. В частности, закон предусматривает возможность прекращения опеки и попечительства в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на опекуна (попечителя); нарушения прав и законных интересов подопечного; выявления органом опеки и попечительства существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных федеральным законом или договором правил охраны или распоряжения имущества подопечного. В законе указано, что опекуны (попечители) отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с гражданским законодательством об ответственности за причинение вреда. Закрепляется также возможность возмещения подопечному вреда, причиненного как действиями, так и бездействием органа опеки и попечительства.


Заключение

 

В результате проведенных исследований можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе, СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Опека и попечительство как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:

- регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;

- предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);

- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;

- может осуществляется опекуном (попечителем) как безвозмездно, так и возмездно в случаях, предусмотренных законодательством;

Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи обеспечения:

- установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан;

- защиты прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством;

- обеспечение приемлемого уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;

- государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;

- исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций.

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1)обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2)защита прав и законных интересов подопечных;

3)обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4)обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5)обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1)свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2)контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3)обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

В докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 год особо отмечается, что в этом году не было предпринято никаких системных мер для того, чтобы затормозить приток детей в интернатные учреждения, а в перспективе добиться сокращения их общей численности. По состоянию на конец отчетного года в различных интернатных учреждениях нашей страны проживало около 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в интернатные учреждения поступает не менее 100 тысяч детей, многие из которых оказались «социальными сиротами» при живых родителях. Судьба детей без семьи трагична, а их права, в том числе и те, которые они могли бы реализовать, став взрослыми, нарушены или находятся под угрозой. Для исправления положения дел необходима система мер воспитательной и восстановительной социальной работы с нерадивыми или отчаявшимися родителями.

На современном этапе правовой реформы и построения социального государства важно в кратчайшие сроки разработать законодательную базу, устанавливающую права, обязанности и меры государственной социальной поддержки приемных семей и семейных детских домов. Закон о семейном детском доме не принят. Не разработаны положения о семейном детском доме и о приемной семье.

Названные пробелы в законодательстве отчасти заполняет закон об опеке и попечительстве. К сожалению, соответствующий закон был принят Государственной Думой в первом чтении совершенно без учета рекомендаций Правительства Российской Федерации и мнения представителей неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка. В результате за рамками закона остались такие важные понятия, как социальный патронат неблагополучных семей и патронатное воспитание детей-сирот. Однако закон имеет и свои плюсы: установлен упрощённый порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), предусматривается также введение временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу, закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).


Список литературы



2019-07-03 508 Обсуждений (0)
Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетним детьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетним детьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)