Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аспекты представления языкового материала (семасиологический и ономасиологический).



2019-07-04 1791 Обсуждений (0)
Аспекты представления языкового материала (семасиологический и ономасиологический). 0.00 из 5.00 0 оценок




При обучении иностранному языку также встает вопрос об обязательном двуплановом описании языка – с точки зрения не только «пассивного», но и «активного» аспекта, соответственно для слушающего (читающего) или говорящего (пишущего; последнее особенно важно для порождения речи на неродном языке. В лингвистическом плане такое описание совпадает с двумя основным принципами изучения языка: семасиологическим (от значения к знаку) и ономасиологическим.

При семасиологическом подходе – от формы к содержанию – выясняется вопрос о том, какие функции в речи способна выполнять языковая единица, имеющая то или иное средство выражения (языковую форму). К описаниям, предпринятым с таких позиций, относятся работы, посвященные, например, функционированию видов глагола, глаголов движения, полных и кратких прилагательных и подобные. При ономасиологическом подходе – от содержания к форме – исследуются языковые средства выражения определенных смыслов, сформированных в языковом сознании в соответствии с такими универсальными категориями, как бытие, обладание, пространство, время, движение, различные виды обусловленности (причина, следствие, цель, условие, уступка), количество, качество, модальность. При этом в описание включаются языковые средства всех уровней в процессе их взаимодействия. К работам, выполненным с позиций ономасиологического подхода, относятся работы, посвященные, например, выражению отношений бытийности, обусловленности, принадлежности, сравнения и подобные.

 

Cемасиология и ономасиология тесным образом взаимосвязаны. Впервые взаимосвязь этих двух аспектов теории значения мы находим у Ф.Дорнзайфа[62], который отчётливо различал два направления (аспекта) изучения значения: 1) «от звучания к содержанию»: «Что значит данное слово, сочетание слов?» и 2) «от содержания к выражению»: «Какие существуют слова, сочетания слов для выражения определённого содержания?». Эти аспекты он предложил называть соответственно семасиологией и ономасиологией. Семасиология и ономасиология, теория значения и теория обозначения, являются в их современном понимании двумя методами в рамках одной общей науки, исследующими один и тот же предмет с различных сторон, в различных, противоположных направлениях.

 

 

 

 

 

В отечественном языкознании и методике преподавания русского языка эта мысль была сформулирована еще в 30-е годы XX века. Так, в статье «Проблемы взаимоотношения методологии и методики языковедения» отмечал, что борьба двух противопоставляющих себя друг другу методологических течений, выступающих под лозунгами: «от звуков к значениям» и «от значений к звукам», на самом деле лишена каких-либо методологических оснований. «…борьба между ними… протекает на самом деле не в плоскости метода, а скорее в плоскости порядка исследования, и, может быть, только порядка изложения предмета». Действительно, сначала языковой материал исследуется в направлении от звуков (знаков) к значениям, например, мы узнаем, что формы повелительного наклонениявыражают грамматические категории повелительности, а потом полученные факты группируются, излагаются иначе, в направлении от значений к звукам (знакам); категория повелительности выражается в форме повелительного наклонения, в форме инфинитива с определенной интонацией. Таким образом, сам метод описания языка предполагает два последовательных этапа (аспекта): «от знака к идее и обратно – от идеи к знаку».

 

Для слушающего (читающего) важно знать, что значит данное слово или предложение, какими значениями обладает тот или иной падеж, каковы основные функции глагольных форм, например, совершенного вида и т. д. Эти задачи, как правило, стоят при описании материала в пассивной грамматике (т. е. в большинстве обычных грамматик родного языка) и в словарях пассивного типа (например, в толковом), т. е. при реализации подхода типа: знак, комбинация знаков à значение.

Для говорящего (пишущего), в свою очередь, важно, например, знать, как и какими средствамивыражаются в русском языке основные пространственные отношения, время, причина, цель, определенность/неопределенность, какие существуют в языке выражения для обозначения, например, обращения, приветствия и т. д. Этой задаче отвечает активная грамматика.

Такую же задачу ставят и перед словарями активного типа (например, идеографическим, тематическим, синонимов, антонимов, сочетаемости слов), предназначенными для выбора необходимых слов и выражений, т. е. прежде всего для кодирования, реализации перехода типа:

значение à знак, комбинация знаков.

 

Ономасиологию интересует проблема закрепленности слова (или знака) за определенной сущностью: мотивированна эта связь или произвольна. Слово рассматривается не только как обозначение вещи, но и как «отраженный в голове человека образ вещи, представление о ней, некий концепт, в конечном счете – понятие» [6, с. 37]. Ономасиология учитывает замысел говорящего и выбор им языковых средств для реализации этого замысла, то есть индивидуального смыслового задания говорящего. Всё это сказывается на выборе единицы номинации или создании единицы номинации. Этой проблеме посвящена, например, работа Е.С. Кубряковой «Номинативный аспект речевой деятельности».  

 

«Сгустки смыслов, получая обозначение,

группируются, и, напротив, при группировке

смыслов в некие их пучки автоматически

учитываются знания, хранящиеся в памяти

человека, о том, какие группировки смыслов

уже имеют в данном языке своё привычное обозначение

и выражение. Смыслы «подводятся»

под знакомые обозначения, а если таковых не

находится, для них создаются новые»

 

Ономасиологический аспект описания языка, при котором словарь и грамматика выступают как «инвентарь» языковых средств, необходимых для выражения того или иного понятия, уже давно привлекает внимание как лингвистов-теоретиков, так и методистов. Наиболее важной теоретически и практически является здесь разработка приемов группировки языковых единиц, например слов (или «слов-понятий», по терминологии Щербы), в лексико-семантические группы, которые, по определению , «представляют собой собственно языковые единицы, продукт исторического развития того или иного языка».

 

Ономасиологическое описание языкового материала должно органически сочетаться с функциональным.

Как справедливо отметил Ю. Рыбак, в активной грамматике и активном словаре важен не просто перечень средств, выражающих определенное содержание, а правила, причины, условия их употребления, т. е. правила функционирования данных средств, а это может быть обеспечено при функциональном описании языка.

 

Функциональность описания языка выдвигается в современной теоретической лингвистике в качестве одной из самых актуальных задач. По определению В. Гумбольдта, данному в работе «О различии строения человеческих языков», «сам язык есть не продукт деятельности, а деятельность». Поэтому он должен быть описан прежде всего как функционирующая система, как способ осуществления речевой деятельности.

Это положение имеет исключительное значение для методики лингводидактического описания и преподавания иностранного языка, в том числе и для русского как иностранного. Знания основного «инвентаря» языка (словаря, грамматических форм и конструкций и т. д.) еще недостаточно для порождения речи на иностранном языке, так как закономерности функционирования языковых единиц часто бывают неизвестны иностранным учащимся. Поэтому при описании языка в целях обучения необходимо представить все языковые единицы в их важнейших функциях, раскрыв их синтагматические свойства (дистрибуцию звуков, лексическую, синтаксическую сочетаемость, закономерности построения простого, сложного предложений и т. д.). Такой подход позволяет наглядно представить содержание языковой единицы и обеспечить необходимый коммуникативный, активный характер обучения языку.

Описываемое слово (в определенном значении) характеризуется не только свойственной ему синтаксической сочетаемостью (например, тем или иным типом управления), но и своей лексической сочетаемостью. В одних случаях такая сочетаемость может быть задана семантически путем указания на класс слов, с которым сочетается данное слово, в других – при помощи простого перечисления. Так, сочетаемость глагола «болеть» (быть больным) можно определить путем указания на группу названия болезней: гриппом, ангиной, скарлатиной, воспалением легких и т. д. Лексические же связи существительного «компьютер» передаются через простое перечисление: современный, портативный, отечественный; включить (выключить), починить, отдать в ремонт и т. д.

Семасиология сосредоточена на семантической структуре слова или всей лексической системы языка и рассматривает лексическое значение слова как многокомпонентную структуру. Смысловая структура значения слова1 состоит из ядра (основы, сигнификата, концептуального ядра значения), денотата (представления о конкретном предмете, который называется данным словом) и дополнительных смыслов (семантических долей, коннотаций), которые представлены ассоциативными возможностями слова.

 



2019-07-04 1791 Обсуждений (0)
Аспекты представления языкового материала (семасиологический и ономасиологический). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аспекты представления языкового материала (семасиологический и ономасиологический).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1791)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)