Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системный подход в воспитании.



2019-08-13 2023 Обсуждений (0)
Системный подход в воспитании. 4.75 из 5.00 4 оценки




Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Каждому историческому перио­ду в развитии науки и практики свойственны свои специфические идеалы научного познания, свои методологические и технологи­ческие подходы к осмыслению и освоению природной и социаль­ной действительности. Первые высказывания о целесообразности использования системного подхода в воспитании были сделаны А.С. Макаренко:

- "человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»

"...там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса"

Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежит академику Л.И. Новиковой и ее коллегам В.А. Караковскому, Н.Л. Селивановой. Являясь несомненными лидерами си­стемного движения в области воспитания, они не только сами про­дуктивно изучают сущность, структуру, функции, закономерности управления и развития воспитательной системы, но и смогли спло­тить вокруг себя широкий круг научных и практических работни­ков из различных регионов России и ближнего зарубежья.

Целесообразность использова­ния системного подхода в воспитательной практике объясняется следующими причинами:

- во-первых, личность ребенка как целостная сис­тема должна развиваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты в максимальной степени взаимосвязаны;

- во-вторых, при использовании системного подхода происхо­дит объединение усилий субъектов воспитания, что способ­ствует повышению эффективности педагогического влияния на развитие учащихся;

- в-третьих, созданная воспитательная система позволяет эко­номить время и силы педагогического коллектива образова­тельного учреждения, так как она всегда содержит традици­онные формы и способы построения деятельности и отноше­ний, которые влияют на личность, как правило, более эффек­тивно, а затрат требуют меньше, потому что действовать тра­диционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке;

- в-четвертых, при построении воспитательной системы специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя;

- в-пятых, в процессе построения воспитательной системы формируется неповторимый облик учебного заведения;

- в-шестых, создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность;

- в-седьмых, системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов учебного заведения.

Этапы развития воспитательной системы:

1) Становление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами. Главная цель первого этапа – формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления.

2) Отработка системы. Происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятельности, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

3) Окончательное оформление системы. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности. Внимание сосредотачивается на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самооценки, происходит накопление традиций и передачи их от поколения к поколению.

4) Обновление, перестройка системы. Этот этап может быть связан с кризисным периодом в развитии системы (вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т.п.). Для сохранения системы необходимы: усложнение целей и задач, смена ведущей деятельности, ее содержания и методов с учетом социальной ситуации при сохранении теоретической концепции школы. Обновление воспитательной системы идет на основе инноваций, развития творчества, изменения организации управления в направлении развития демократизации и гуманизации.

28. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – это целенаправленное формирование и развитие личности.

Воспитание – многократный процесс постоянного духовного обогащения и обновления тех, кто воспитывает и тех, кто воспитываются

Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию руководства, так и собственную активность личности

Методы воспитания – это способы воздействия на личность, коллектив в целях формирования сознания и соответствующего поведения

–способы руководства развития личности

–способы побуждения к самовоспитанию

Методы воспитания – это онкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем.

Прием – составная часть метода либо единичное действие

Средства – совокупность приемов, жизненные приемы, используемые в целях воздействия

Обусловленность выбора методов зависит

–целей, задач школы

–от уровня развития личности, коллектива

–индивидуального и возрастного подхода

методы воспитания

1. методы убеждения(словесные) - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе.

Логическая структура

1. сообщение новых знаний

2. разъяснение, объяснение

3. обобщение

4. побуждение к действию Требования

1. информативность

2. опора на опыт воспитанников

3. избегать сухости и морализирования

4. уважать знания и незнания

5. уметь убеждать

6. не допускать деволевации (обесценивания) слова

Назначение этой группы методов – формирование взглядов, убеждений; побуждение к правильному действию

2. методы упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.

–приучение – разъяснение, показ, упражнение

–создание воспитывающих ситуаций

–поручения

значение: воспитание активности, щедрой отдачи обществу своего времени

–требования – словесный метод (призыв к обязательному действию) прямые

непосредственные опосредованные или косвенные

–игра

спортивные, ролевые, дидактические, подвижные, атракционы, на местности с элементами ориентирования

–соревнование – дух состязательности, задора

условие: должна быть ясна цель, содержание, критерии оценки, сравнимость результатов, гласность, справедливость

назначение: нравственная гимнастика

цель: формирование правильного поведения, привычек

3. методы стимулирования – стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия.

1. поощрение – закрепляет положительный опыт воспитания уверенности в себе, самоуважения

виды:

–предоставление почетных прав

–материальные (премии, подарки, денежные поощрения)

требования: не скупиться на поощрения; не вырабатывать меркантилизма…

4. методы наказания

призваны затормозить направильное поведение; разрешить конфликт между личностью и коллективом; вызвать переживание допущенной ошибки

осн.цель – спаведливость виды:

–осуждение (моральное) – выговор, замечание

–ограничение

требования: никогда не нраказывать по подозрению



2019-08-13 2023 Обсуждений (0)
Системный подход в воспитании. 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Системный подход в воспитании.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2023)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)