Йога каждому дает только то, что он заслужил. 1 страница
Быстров, В. И. Б95 Йога. Полная система упражнений / В. И. Быстров. — Минск: Харвест, 2007. — 352 с.: ил. ISBN 978-985-13-9249-6. • Йога — древнее восточное учение, получившее широкое распространение во всем мире. Настоящая книга—единственное издание на сегодняшний день, где полностью изложена практика ши и как системы и дан полный цикл упражнений. Эта книга может сдула i п> прак пвюским пособием как для тех, кто нс знаком с йогой и начинает с пуля, так и для тех, кто занимается йогой в течение дош их лет. Цель предлагаемых упражнений — научить человека по-настоящему ощущать истинную полноту жизни и паслажда i ься сю. Книга будет интересна чем, кто хо‘ter улучши п> свое здоровье и обрести внутренний покой и равновесие. УДК 613.71 ББК 75.6 Охраняется закона u on штюр< ком нраве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается. без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке. © Подготовка, оформление. ISBN 978-985-13-9249-6 ООО «Харвест», 2006 Предисловие Данная работа может служить практическим пособием как для тех, кто не знаком с йогой, для начинающих с нуля, так и для тех, кто занимается йогой в течение долгих лет. Ценность книги в том, что она написана на основе личного многолетнего опыта. Заслуга автора не только в том, что он написал интересную широкому кругу читателей книгу. Она единственная в настоящее время, где полностью изложена практика йоги как системы, в том числе впервые описана 5-я ступень йоги — Пратьяхара, проведен анализ высших ступеней йоги, выделены подуровни 6-й и 7-й ступеней йоги и дан полный цикл упражнений. В книге с первых страниц чувствуется основательность, высокий профессиональный и научный уровень автора. Это сразу настраивает на серьезную работу, причем работать надо уже при чтении книги, т.к. для многих читателей, не имеющих хотя бы базовых знаний по анатомии, физиологии и психологии, теоретическая часть может показаться трудной для чтения. Но в то же время изложение практических упражнений просто и доступно. Цель предлагаемых в данной книге упражнений— научить человека по-настоящему ощущать истинную полноту жизни и наслаждаться ею, ведь человек устроен так, что наибольшее удовлетворение он испытывает прежде всего от реализации заложенных в нем природой способностей и наклонностей. Этого достичь помогут материалы, представленные в книге, они позволят читателю прикоснуться к тайне своего «Я». Все это ог-
ройный труд, но зато и результаты могут превзойти все ожидания. Есть у йоги и недостаток — это необходимость определенного уровня интеллекта и дара исследователя. Тема самопознания и здоровья, без сомнения, небезразлична каждому и может принести людям, при условии грамотного применения упражнений, огромную пользу. Книга адресована широкому кругу читателей. В. И. Бородкин Председатель Белорусской ассоциации йоги, профессор Института современных знаний К читателю Жизнь современного человека представляет собой це- лын комплекс проблем. Проблемы везде— на работе, на улице, в семье. Они накладываются друг на друга, приводя к потере душевного покоя и ориентира в жизни человека. Многие, сталкиваясь с трудностями и временными неудачами, просто плывут по течению, гася свою неудов- Л<* I В< >ре| 1ПО< 11. этой жизнью вином, обжорством, животными страстями. Другие, испытывая разлад с собой, вызванный внутренними причинами, погружаются в религию или мистику, уповая во всем на Бога и чудо. Но это все.— пути для пассивных, выбранные в надежде на помощь извне, они заставляют забыть истину, что несчастными нас могут делать обстоятельства, но счастливыми — только мы сами. В любых случаях, вызвана ли проблема внешними или внутренними обстоятельствами, ее причина— отсутствие смысла жизни. Поэтому самая главная задача— обрести духовную опору, найти смысл жизни, понять и самореа- лнзовать свое «Я». Поиск собственного «Я» — это поиск < воего места в мире, поиск ответов на самые главные вопросы: «Что я такое?», «Для чего я живу?», «В чем смысл жизни?». Вот главные, но не единственные вопросы, на которые дает ответы йога. Или, вернее, указывает путь и дает возможность самим ответить на них. Почему так важен поиск собственного «Я»? Попробую ответить на этот вопрос притчей. «Однажды родился человек. И когда ой вырос, то увидел, что окружающий его мир полон несправедливости и страданий. И воскликнул он, обращаясь к небу: "О Боже! Дай мне силы переделать этот мир, сделать его более справедливым и совершенным!" Прошло время, человек женился, у него выросли дети, появились внуки. И опять воскликнул человек: "Боже! Дай мне силы переделать, сделать лучше мою семью". Прошло еще время. И опять обратился человек к небу: "О Боже, дай мне силы переделать себя!" И раздался тогда глас с небес: "Бот с этого и надо было начинать"». s. Суть притчи передает пословица «Все победы начинаются с победы над собой». Когда говорят о йоге, это в первую очередь ассоциируется в сознании большинства людей с разного рода «чудесами». А между тем йога— это прежде всего одна из древнейших философских систем. Конечно, широкий круг читателей всегда привлекали описания физических и психических способностей йогов и особенно методы, упражнения, система тренировок, с помощью которых эти способности достигаются. Об этой системе можно услышать самые противоречивые мнения, начиная от безоговорочной веры в ее необыкновенную силу и до полного ее отрицания. Одной из причин такого разнообразия мнений является недостаток серьезной информации. Читая современную литературу по йоге, часто вспоминаешь притчу о трех слепцах, решивших определить, что такое слон. Один потрогал хвост и сказал: «Слон — это болтающаяся веревка». Второй потрогал хобот и сказал: «Слон — это кожаный шланг». Третий потрогал ногу слона и сказал: «Слон — это столб». /1<> ( их пор не было работы, в которой проводился бы подробный анализ системы и с достаточной полнотой излагалась бы практика и последовательность выполнения упражнений всей системы в целом. А между тем iior.i ценна именно своим системным подходом. Прочитав эту книгу, вы не станете сразу же йогом, но вы получите современное представление о теоретических основах ноги, о се целях, средствах достижения этих нелеп, механизмах воздействия упражнений, а, главное, будете иметь полное и последовательное руководство к действию. Книга задумана именно как практическое учебное пособие. Главная цель, которую я ставил перед собой,— пробудить у каждого из вас веру в себя, в свои огромные потенциальные возможности, пробудить желание воплотить в жизнь то, что заложено в человеке Природой, и объяснить, как этого достичь. Книга написана для широкой читательской аудитории, и каждый найдет в ней для себя полезные сведения. Но в первую очередь, она необходима тем, кто решил приобщиться к йоге серьезно. Я не профессиональный писатель, и на решение написать книгу меня побудило то, что большинство людей (в том числе и занимающихся йогой не один год) имеют весьма поверхностное и искаженное представление о йоге. Отдавая себе отчет в том, что пособие написано несколько тяжеловесным языком, я надеюсь, что суть и полнота изложения материала не пострадала от этого. Буду рад конструктивной и профессиональной критике. ВВВДЕНИЕ Настоящая работа посвящена одной из древнейших идеалистических философских систем Индии — йоге.^рта система получила известность благодаря «Йога-сутрам» Патанджали. Датировка текста «Йога-сутр» до сих пор не получила однозначного решения, поэтому его создание датируется в рчень широких пределах, от И века до нашей эры до IV века нашей эры. «Йога-сутры» — самый старый и авторитетный источник йоги, но было бы неправомерно усматривать в авторе «Йога-сутр» создателя практики йоги или его единственного теоретика, так как практика йоги была распространена на территории Индии задолго до появления «Йога-сутр». Как жанр религиозно-философской литературы сутры в строгом смысле выступают конспективным изложением узловых положений системы в форме афоризмов и не обладают полнотой высказывания. В тексте сутр на правах философских понятий и терминов функционируют метафоры, буквальный перевод которых неизбежно привел бы к бессмыслице текста. Метафоры выступают в тексте в качестве традиционных кодов. Именно таковы сутры Патанджали. В связи с вышеизложенным хочу привести одно высказывание: «Все тексты можно читать тремя способами. Первый — читать и не понимать, что написано. Второй — читать и понимать смысл текста. И третий— читать и понимать, что написано между строк». «Нога-сутры» можно читать только используя третий с пособ. Поэтому сутры не могут быть поняты современным читателем без специальных знаний индийской религиозно-философской мысли и терминологии. Таким образом, возникает весьма существенный вопрос: какие письменные работы образуют тот логически связанный смысловой ряд, на основе которого можно было бы приступить к осмыслению теории и освоению практики йоги? Первая попытка придать системе оформленность и дать си концептуальную расшифровку предпринята в трактате, «Вьяса-Бхашья». Комментарий Вьясы обычно принято датировать IV веком. Более поздний текст школы «Татта- ва-вайшаради» Вачаспати Мишры (IX в.) — фундаментальный и авторитетный субкомментарий к «Вьяса-Бхашье». Существует также множество более поздних работ по теории йоги. С освещением практики, передачей технологии упражнений сложилась более сложная картина. Изначально, еще до появления «Йога-сутр», практический опыт передавался из поколения в поколение в устной форме, от учителя к ученику. Именно тогда сформировалась традиция обожествления и беспрекословного подчинения своему учителю. Эта традиция очень сильна в Индии до сих пор, но если много лет назад это можно было как-то объяснить и оправдать, то сейчас эта традиция часто принимает негативный характер. Это в первую очередь касается Европы и Америки. В нашей жизни слишком мало идеалов, и многие неосознанно сами пытаются создать себе идеал. Поэтому одна из главных ошибок современных почитателей йоги в том, что они часто создают себе кумиров. Конечно, на начальном этапе освоения практики йоги очень важна роль знающего и думающего инструктора. Я сознательно избегаю термина «Учитель», потому что в йоге «Учитель» — это неизмеримо больше, чем человек, способный научить тому или иному набору упражнений. А так как большин ство людей, начинающих заниматься практикой йоги, не имеют достаточных теоретических знаний или почерпнули информацию из книг, которые представляют йогу как коктейль экзотической религии и мистики, разбавленной физическими или психофизическими упражнениями, то желающие заниматься вынуждены идти к называющим себя Гуру, в надежде что-то узнать и научиться. К сожалению, действительно настоящих мастеров своего дела чрезвычайно мало. Поэтому я советую быть очень осторожными в выборе инструктора и тем более не создавать себе идола, так как вы будете уже, не в состоянии критически осмысливать слова и действия своего так называемого учителя. В любом случае сохраняйте чувство здравого смысла и здорового скептицизма. Эти качества еще никогда никому не повредили. Существует и другая сторона проблемы. У пытающегося заниматься самостоятельно ученика возникает масса вопросов, на которые современные публикации по йоге не отвечают или в силу своей непрофессиональности, или потому, что они ориентированы на какую-то одну сторону, ступень йоги. Так, например, в настоящее время достаточно большой выбор книг, в которых подробно рассказано о технике выполнения физических и дыхательных упражнений, то есть 3-й и 4-й ступеней йоги, течения, называемого Хатха-йогой. Но о работе с психикой в этих книгах практически ничего не сказано. Если же мы посмотрим публикации о Раджа-йоге, течении, занимающемся психическими процессами, то увидим, что таких книг очень мало и все они, как правило, обладают следующими недостатками: во-первых, изложение материала бессистемное, приводится буквально 3—4 вырванных из системы упражнения, и все они, как правило, относятся к 6-й ступени — Дхаране, о седьмой ступени иногда упоминается, но как бы вскользь. Практических советов, упражнений по пятой ступени— Пратьяхаре, ступени очень важной, являющейся как бы мостиком между те- лом н психикой, практически нет нигде. О роли первых четырех ступеней йоги в их взаимосвязи с психическими процессами не говорится вообще. Все попытки рас- ( матривать «Йога-сутры» в качестве инструктивного по- < обпя, своего рода наставления, как осваивать йогу, неизбежно приводят к разочарованию, так как текст «Нога-сутр» не есть передача технологии, это только бани теории. Задача книги— дать практическое руководство по освоению классической (восьмиступенчатой) йоги, на основе комментария и поэтапного анализа глав и отдельных пунктов (афоризмов) исходного текста Патанджали, используя при этом понятную для неподготовленного читателя современную терминологию и знания. Рассмотрены наиболее важные моменты теории, что дает возможность попять цели йоги и главное самостоятельно определиться с выбором своего пути в мире йоги. Познай себя! Таков классический философский совет мыслителей Востока и Запада, в этом разгадка жизни и смерти, смысла жизни человека и существования мира. В предлагаемой работе я исхожу из стремления пред- < гавить йогу как целостную систему психофизического и духовного совершенствования человека, как философскую систему познания мира через «Я». Предлагаемая работа предполагает несколько направлений возможного использования методов йоги, так как (одержит широкий диапазон упражнений, обладающих четкой практической направленностью, поэтому она будет полезна не только тем, кто решил посвятить себя ноге, но и всем, кто сохранил в себе способность к внутреннему росту, кто чувствует необходимость какой- то внутренней перестройки, вызванной потерей духовной опоры и поисками своего места и предназначения в жизнй. У человека потребность в поиске собственного «Я», то есть то, что называется духовностью, реализуется в творчестве. Творчество выступает не только в виде идей и материальных ценностей, но и в виде построения своего внутреннего мира, потребности самореализации. Нет единственного решения, каждый должен приобрести свой опыт и найти свой путь. Система включенных в книгу упражнений стимулирует творческий поиск скрытых в человеке резервов тела и психики, реализует духовное единство личности и Вселенной! ГЛАВА 1 Йога и йоги Да возвысит человек себя сам, Да не унизит он сам себя, Ибо только он один себе друг И нет большего ему врага, Чем он сам себе. «Махабхарата» В жизни каждого человека наступает момент, когда он задает себе вопросы: откуда я? где мои истоки? в чем мое предназначение и в чем смысл жизни? куда я уйду? как постичь закономерность жизни и смерти? Вот вопросы вопросов, на которые каждый из нас пытается ответить. Поискам не суждено никогда кончиться, потому что познать Истину или Мировую первопричину невозможно через обычное сознание. Конечно, будут совершаться какие-то научные открытия, которые позволят расширить сферу знаний и возможностей человека, но материальный мир устроен как матрешка, открывая которую, ты видишь новую, но еще больших размеров, и так далее, до бесконечности. Идя только по этому пути, вряд ли можно будет познать первопричину Мира. Человек приходит в этот мир не похожий на чистый лист. Да, сознание его при рождении чисто, но подсознание содержит самую важную информацию для его физического существования, накопленную предыдущими поколениями в течение тысяч и миллионов лет. Но в каждом человеке в потенциале существует еще и надсознание. Именно на этом уровне возможно прикосновение к Истине Бытия. Мы часто слышим и, не задумываясь, цитируем отдельные фразы из Библии, например: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) подобию Нашему». И несколькими строками нижег>«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Многие ли из нас задумывались, почему.в замысле — «сотворив по образу и подобию», а в исполнении — только «сотворил по образу»? И потом, подобие в чем? Может быть, в мудрости? Мудрости как способности познавать, в умении творить. Или мудрости как в способности любить? У человека развитие этой мудрости может идти по нескольким направлениям: нравственному— в сторону Любви, Сострадания и Добра; творческому— по приобретению качеств Творца, умению творить новое, в том числе и в себе, познавать мир, внутренний и окружающий; духовному— умению воспринимать и познавать (через надсознание) душу и гармонию Вселенной, прикоснуться к первопричине Бытия. Итак, каким образом мы можем приобрести такие возможности? Эти возможности достигаются через подвижничество и религию, науку и йогу. Искусство является той нитью, которая в определенной степени связывает все направления. Особенность йоги в том, что она является одновременно религией, но религией особенной, религией без конкретного Бога: Бог везде... и нигде. Бог как Единый Закон Бытия, которому не нужно молиться, но к нему нужно стремиться, совершенствуя свое «Я». Здесь уместно будет привести следующее высказывание: «В определенном смысле слова я тоже материалист, ибо верю, что существует только одно, как раз то, во что нас призывает верить материализм. Только он называет это одно материей, а я богом». (Вивеканада) Йога является также наукой, но наукой не в чистом виде, потому что иногда практически невозможно выразить в цифрах и формулах высшие психические процессы, хотя Ьни и имеют свои закономерности, так как они естественны и поддаются прогнозу. Видимо, можно сказать, что йога — дитя нескольких родителей. Йога дает нам возможность, не отказываясь ни от первого, ни от второго пути, взяв все самое ценное, в то же время пойти, возможно, самым важным путем — путем познания Истины. Есть интересная притча. Когда Бог решил сотворить человека, он взял кусок глины и слепил человека. Но у него после этого остался небольшой кусочек глины, и он с просил человека: «Что тебе еще сделать?»» Человек посмотрел на себя— вроде бы все есть, подумал и сказал: «О Боже, слепи мне счастье!»» Бог улыбнулся, протянул ему остаток и сказал: «Слепи его сам»». Итак, если следовать букве «Библии»», Бог создал человека по образу и подобию своему, а подобие Творца, умение творить, сострадать и познавать истину каждому из нас предстоит приобрести. И приобрести, преодолевая сопротивление собственного «Я»» — внутреннего фактора. А что касается обстоятельств жизни— внешнего фактора, то они только подчеркивают необходимость усилий. Более того— нет сопротивления, нет и его преодоления, а значит, нет и роста. Потенциал так и останется потенциалом. Именно в этом преодолении и заключается смысл творческого познания себя и окружающего мира. Йога есть постоянное усилие быть Человеком, постоянное стремление к совершенству. Йог— это Человек, обретший счастливую причастность к сиюминутному ощущению и творению жизни и одновременно — прикосновение к Вечности, посвящение в смысл Бытия. Мы уже достаточно долго обсуждаем предмет йоги, и пришло время нам определиться с тем, что понимается под термином «йога». Итак, что такое йога? Буквально, слово «йога» с трудом поддается адекватному переводу, так как имеет десятки значений: применение, средство, сосредоточение, созерцание, соединение, слияние, освобождение и так далее. Б классической йоге термин понимается как освобождение души от материальной зависимости, как достижение особого состояния, состояния богов. Но более поздние комментаторы сближают йогу с другими индуистскими учениями, где йога уже понимается не как состояние, сравнимое с абсолютной обособленностью, свободой, а как единение индивидуальной души с Абсолютом, как растворение в Мировой первопричине. Сам Патанджали определяет йогу так: «Йога есть прекращение деятельности сознания» (Гл. I, п. 2). Бьяса, первый известный комментатор «Йога-сутр», определяет слово «йога» в терминологическом значении ментального сосредоточения. «Йога есть самадхи». Буквально слово «самадхи» переводится как «сверхсознание», «глубочайшая сосредоточенность психики». Б своем комментарии Бачаспати Мишра подробно рас- • сматривает это уточнение смысла сутры, сделанное Бья- сой: «То специфическое состояние сознания, при котором достигнуто (полное} прекращение познания... и есть, собственно, йога». Понятия «йога» и «самадхи» в чем-то совпадают, потому что цель йоги— и есть самадхи. Разница в том, что
йога — это путь, средство, а самадхи — вершина, результат этого процесса. Строго говоря, к сфере собственно самадхи относится сосредоточение, свойственное только «остановленному» и «сконцентрированному, собранному в точку» сознанию. Именно применительно к этому уровню говорится о самадхи как о йоге бессознательного. Называется это состояние «Асампраджнята-самадхи», «лишенное семени». Имеется в виду, что предмет сосредоточения отсутствует, то есть оно безобъектно. Сосредоточение при сознании, произвольно направленном, не относится к области истинного самадхи и называется йогой сознания, (с сохранением определенного вида сознания). Оно олучило название «Сампраджнята-самад- хи», или самадхи с семенем, так как все стадии этого вида сосредоточения связаны с определенными опорами, семенами в нашем сознании. «(Оно) сознательное, поскольку сопровождается формами избирательного размышления, рефлексии, блаженства и самости» (Гл.1, п. 17). «Другое (сосредоточение, при котором) остаются (только) формирующие факторы, предваряется практикой, обуславливающей прекращение (деятельности сознания)» (Гл.1, п. 18). Таким образом, существует самадхи двух типов, причем Сампраджнята-самадхи, предваряя и подготавливая достижение истинной самадхи (сосредоточение без семени), имеет свои промежуточные и последовательные этапы сосредоточения. (Все промежуточные этапы сосредоточения будут подробно рассмотрены после Пра- тьяхары.) Как мы уже говорили, термин «йога» включает в себя значения цели — самадхи и процесса, ведущего к этой цели. Современное понимание йоги как процесса подразумевает ярко выраженную самостоятельную роль — процесса самосовершенствования. В этом контексте можно сказать, что «йога есть искусство достижения возможного». Но если в политике— это достижение возможного в отношениях между людьми, то в йоге — это достижение возможного в личностном плане. В йоге нет чудес, а есть возможность реализации своего потенциала и приобретения необычных способностей тела и психики. Чудесными они кажутся только из-за незнания возможностей собственного «Я». Большинство людей даже не подозревает у себя тех огромных потенциальных резервов, которыми они обладают, которые заложены в нас Природой, Богом, в результате большинство людей проживает жизнь, использовав лишь незначительно малую часть своих способностей и талантов. Есть притча на эту тему. Во время одного из сражений погиб выдающийся военачальник. Попав на небеса, он обратился к Богу с просьбой: «О, Боже, покажи мне самого великого и талантливого полководца всех времен». Бог указал на одного из уличных ремесленников. «О, Боже, — удивился военачальник, — но это же просто сапожник!»— «Да, конечно — ответил Бог,— но если бы этот человек проявил волю и усердие, то стал бы самым великим полководцем». Великий русский писатель Бунин считал, что в каждом человеке от рождения заложен тот или иной талант, а вместе с ним и «священный долг— не зарывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знаем. Но мы должны знать, что все в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл». «В жизни всегда есть то, что можешь и должен сделать только ты. Делай, что должен, и ты предопределишь будущее». Исходя из понимания того, что йога— это и цель, и средство достижения цели, — можно утверждать, что в йоге существуют два пути. Есть йога созерцательно-философская, целью которой является достижение высшего духовного состояния — самадхи, при этом происходит прикосновение к Мировой первопричине, причастие, посвящение в Истину Бытия мироздания. Это путь для избранных. (В случае достижения промежуточного этапа — самадхи с семенем — происходит интуитивное проникновение в суть предмета сосредоточения.) Есть также йога действия, творческая, целью которой является постижение смысла жизни, поиска своего «Я». Это попытка реализовать свои потенциальные возможности, а следовательно и стать счастливым. Это йога для всех. Но кроме поиска себя, своего места и предназначения в этом мире, практика йоги может иметь и более прозаическую направленность. Это прежде всего: 1. Изменение поведения человека как по отношению к себе, так и к окружающему миру. 2. Проявление чувства глубинного восприятия жизни и достижение внутреннего покоя. 3. Общее оздоровление организма и повышение устойчивости к заболеваниям. 4. Пробуждение и развитие диалектического стиля мышления; интеллект становится более гибким и дисциплинированным. Увеличивается способность делать нестандартные выводы. Ну и конечно, это восстановление психических сил, умение быстро и эффективно отдохнуть. Конечно, изначально в традиционном функционировании система имела целью познание Абсолютной Истины, прикосновение к Мировой Первопричине. Совершенствование тела и психики, достижение необычных способностей было вторично и являлось только средством достижения этой цели. Но дело в том, что массовый интерес к йоге развивался отнюдь не в прямой связи с историко-культурными и философскими исследованиями индологов. Сведения о существовании некоего набора традиционных методик, позволяющих укрепить здоровье, надолго сохранить активность и физическую красоту, а также обрести сверхнормальные психические способности, проникли в Европу и получили распространение значительно раньше, чем академическое изучение индийской религиозно-философской мысли. Именно трактовка йоги как системы психофизической регуляции тела и психики пробудила широкий интерес к йоге. Перспектива достичь самадхи, стать йогом, почти святым, очень заманчива, но большинство людей все же избегает подобного радикализма и старается стать совершеннее, лучше более мягкими способами. Вся уникальность системы состоит в том, что в йоге каждый находит то, что ищет. Вы хотите поправить здоровье? Пожалуйста! Приобрести необычные психические способности? Да, это возможно. Стать йогом? Вы можете достичь и этого. Методов достаточно, и каждый может выбрать свой путь, исходя из своих наклонностей и исходных позиций. Здесь самое главное— правильно определить свою цель! Так как цели различны, то и процесс продвижения, пути также очень различны. Так, например, если мы рассмотрим 3-ю ступень йоги — асаны (я взял для примера именно эту ступень, так как именно она наиболее широко практикуется на Западе и именно на ней наиболее ярко проявляется разница подхода ж освоению йоги), то, если ставить целью самадхи, эта ступень должна дать возможность ученикам освоить медитативные позы, и не более того (при условии хорошего здоровья). Но многие люди ставят своей целью лишь достижение гибкости и оптимального физического состояния тела. Такие ученики занимаются физическим самосовершенствованием десятилетиями и достигают в этом поразительных результатов, но они зацикливаются, останавливаются в развитии и раскрытии своих способностей. К таким ученикам можно отнести большинство последователей течения, называемого Хатха-йога. (Я говорю «называемого », потому что термин «Хатха» не используется в классической йоге и появился значительно позже «Йога-сутр» Патанджали.) Возможна и другая ситуация. Человек мечтает лишь восстановить свое здоровье, начинает осваивать лечебные комплексы асан и со временем достигает необходимых результатов. (Из практики знаю, что около 90 % тех, кто обращается в секции йоги, — имеют проблемы со здоровьем). И тогда творческий и умеющий анализировать человек понимает, что йога— это неизмеримо больше, чем просто физическое здоровье, что нельзя останавливаться перед возможностью реализовать себя. Человек понимает, что здоровое и послушное тело — это лишь инструмент для достижения цели, а устранение болезни— это устранение препятствия в этом движении.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |