Характеризуется вмешательством исследователя в положение изучае-
Мых объектов, активным воздействием на предмет исследования раз- Личных приборов и экспериментальных средств. Эксперимент пред- Ставляет собой одну из форм практики, где сочетается взаимодействие Объектов по естественным законам и искусственно организованное че- Ловеком действие. Как метод эмпирического исследования этот метод Предполагает и позволяет осуществлять в соответствии с решаемой проблемой следующие операции: · конструктивизацию объекта: вычленение объекта или предме- Та исследования, его изоляцию от влияния побочных и затемняющих сущность явлений, изучение в относительно чистом виде; · эмпирическую интерпретацию исходных теоретических поня- тий и положений, выбор или создание экспериментальных средств; · целенаправленное воздействие на объект: планомерное изме- Нение, варьирование, комбинирование различных условий в целях по- лучения искомого результата; · многократное воспроизведение хода процесса, фиксацию дан- Ных в протоколах наблюдений, их обработку и перенос на другие объ- Екты класса, не подвергнутые исследованию. Эксперимент проводится не стихийно, не наудачу, а для решения Определенных научных проблем и познавательных задач, продиктован- 84 Ных состоянием теории. Он необходим как основное средство накопле- Ния в изучении фактов, составляющих эмпирический базис всякой тео- Рии, является, как и вся практика в целом, объективным критерием от- Носительной истинности теоретических положений и гипотез. Предметная структура эксперимента позволяет вычленить сле- Дующие три элемента: познающий субъект (экспериментатор), средства Эксперимента, объект экспериментального исследования. На этой осно- Ве можно дать разветвленную классификацию экспериментов. В зави- Симости от качественного различия объектов исследования можно раз- Личать физический, технический, биологический, психологический, со- Циологический и др. Характер и разнообразие средств и условий экспе- Римента позволяют вычленить прямой (натуральный) и модельный, по- Левой и лабораторный эксперименты. Если принять во внимание цели Экспериментатора, то различаются поисковые, измерительные и прове- Рочные виды экспериментов. Наконец, в зависимости от характера стра- Тегии можно различать эксперименты, осуществляемые методом проб И ошибок, эксперименты на основе замкнутого алгоритма (например, Исследование Галилеем падения тел), эксперимент с помощью метода «черного ящика», «шаговой стратегии» и др. [105; с. 82–91]. Поясним некоторые моменты в различии классического и совре- Менного экспериментов. Классический эксперимент строился на таких Методологических предпосылках, которые в той или иной степени от- Ражали представления Лапласа о детерминизме как однозначной при- Чинно-следственной связи. Предполагалось, что, зная начальное состоя- Ние системы в некоторых постоянных условиях, можно предвидеть по- Ведение этой системы в будущем; можно четко выделить изучаемое яв- Ление, реализовать его в желаемом направлении, строго упорядочить Все мешающие факторы либо отвлечься от них как несущественных (например, исключить субъект из результатов познания). Возрастающее Значение вероятностно-статистических представлений и принципов В реальной практике современной науки, а также признание не только Объективной определенности, но и объективной неопределенности И понимание в связи с этим детерминации как относительной неопреде- Ленности (или как ограничения неопределенности) привело к новому Представлению о структуре и принципах эксперимента. Выработка но- Вой стратегии эксперимента непосредственно вызвана переходом от Изучения хорошо организованных систем, в которых можно было выде- Лить явления, зависящие от небольшого числа переменных, к изучению Так называемых диффузных или «плохо организованных» систем. В этих системах нельзя четко выделить отдельные явления и разграни- Чить действие переменных различной физической природы. Это и по- Требовало более широко применять методы статистики, по сути дела, 85 Внесло «концепцию случая» в эксперимент. Программу эксперимента Стали создавать так, чтобы предельно разнообразить многочисленные Факторы и учесть их статистически. Таким образом, эксперимент из однофакторного, жестко детерми- Нированного, воспроизводящего однозначные связи и отношения, пре- Вратился в метод, учитывающий многие факторы сложной (диффузной) Системы и воспроизводящий одно- и многозначные отношения, т. е. Эксперимент приобрел вероятностно-детерминированный характер. Кроме того, как уже указывалось, сама стратегия эксперимента также Часто не является жестко детерминированной и может меняться в зави- Симости от результатов на каждом этапе. В тех случаях, когда прямое экспериментальное исследование само- Го объекта невозможно или затруднено, экономически нецелесообразно Или почему-либо нежелательно, прибегают к так называемому модельно-
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |