Цессов исследованием абстрактного объекта. Кратко охарактеризуем
Основные методы построения и исследования теоретического объекта, представленные в табл. 3 [58; с. 300]. 95 Таблица 3 Методы построения и исследования Идеализированного объекта Формы знания Абстрагирование Понятия, идеи, принципы, Идеальные (знаковые) модели, Законы, аксиомы, постулаты, Другие Идеализация Формализация Мысленный эксперимент Математическое моделирование, Другие Напомним, что гносеологическим основанием этих методов явля- Ется корректное понимание движения познания от чувствено- Конкретного к абстрактному. Обсуждая эту проблему, Гегель пояснял, Что «на абстрагирующее мышление следует смотреть не просто как на Оставление в стороне чувственной материи ... но оно есть скорее снятие Последней и сведение ее как простого явления к существенному, прояв- Ляющемуся только в понятии». Приведя эту мысль Гегеля, В.И. Ленин Продолжает: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не Отходит, – если оно правильное... от истины, а подходит к ней. Абст- Ракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним Словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» [54; с. 152]. Абстракция, или абстрагирование, – прием, широко представлен- Ный в человеческом познании вообще, приобретает статус метода толь- Ко в научно-познавательной деятельности. Он включает такие мыслен- Ные операции, как отвлечение от свойств и отношений, незначащих для Данного исследования. Соответственно, «оставшиеся», т. е. мысленно выделенные свойства и отношения, оказываются на переднем плане, Предстают как необходимые для решения задач исследования, высту- Пают в качестве предмета изучения. Отвлекаясь от эмпирических дан- Ных, получают абстракции первого порядка, каждый последующий шаг Порождает абстракции более высокого порядка, при этом складывается Своего рода шкала абстракций – понятий, принципов, научных обобще- Ний, законов, выполняемых на абстрактных объектах (моделях). Она не Носит абсолютного характера и всегда при смене задач исследования Может быть заменена другой. Так, в небесной механике абстрагируются от химического состава, строения и происхождения солнца и планет, которые выступают в этом случае как носители главного свойства – Гравитационных масс. Очень часто отвлекаются от развития, изменения, Движения объекта, принимая его покоящимся, неизменным; могут от- Влекаться от взаимодействия на молекулярном уровне, учитывая только Механические соударения и т. д. 96 Очевидно, что построение идеального объекта и последующее его Исследование предполагает в ходе исследования, по выражению К. Маркса, «восхождение от конкретного к абстрактному». Дальнейшее Развитие теоретического знания, учитывая значимость конкретного, предполагает __________также процесс восхождения от абстрактного к конкретно- Му, которое осуществляется специфически для каждой науки и разных Типов знания. Маркс, разрабатывавший и применявший этот метод В «Капитале» как правильный в научном отношении, писал: «Конкрет- Ное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следо- Вательно, единство многообразно. В мышлении оно выступает как про- Цесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно пред- Ставляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, Также исходный пункт созерцания и представления. На первом пути Полное представление подверглось испарению путем превращения его В абстрактные определения, на втором пути абстрактные определения Ведут к воспроизведению конкретного посредством мышления» [55; т. 46, ч. 1, с. 37]. Первый путь – это восхождение от конкретного к Абстрактному, второй – от абстрактного к конкретному, т. е. синтез, на- Полнение конкретными определениями абстрактных понятий на новом Уровне знания. В гуманитарном и социальном знании абстракции также служат Основой научного познания. Здесь также создаются понятия, формули- Руются идеи и принципы, однако это абстракции невысокой степени от- Влечения от эмпирического материала, близкие к реальности и индиви- Дуальным явлениям. Анализ историко-литературных исследований по- Зволяет увидеть различные способы абстрагирования, уровень которых Не стремится к предельной степени общности, что обусловлено самим Характером гуманитарного познания, отражает его специфику. При этом заслуживает внимания вопрос о сохранении содержа- Тельной стороны абстракций и даже возвращении от чрезмерной абст- Ракции к более конкретным и детализирующим моментам понятия. На- Пример, такую базовую абстракцию, как поэтика, понимали ранее (Б. В. Томашевский) как «способ построения» литературных произведе- Ний, т. е. близких к лингвистике, своего рода «рабочих принципов» ав- Тора или литературной школы. В дальнейшем это понятие было допол- Нено более конкретными философско-эстетическими принципами (Р. Якобсон, М. Бахтин). Наконец, в исследованиях Д. С. Лихачева И С. С. Аверинцева понятие «поэтика» было включено в культурно-
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |