Часть 2 Формирование у дошкольников элементарных математических представлений
Многие педагоги знают, что такое палочки X. Кюзенера, блоки 3.Дьенеша, логико-математические игры, можно ли использовать алгоритмы в работе с дошкольниками? Положительный ответ будет свидетельствовать об осведомленности, отрицательный — о пробелах в знании методики. Невозможно быть авторитетным руководителем и не знать о современных психолого-педагогических исследованиях, не вносить новое в работу педагогов и не оказывать им действенную методическую помощь. Мы не исключаем использования традиционных методов А. Леушиной, систему работы, предложенную А. Метлиной, но убеждены, что эффективность развития математических представлений возможна при сочетании известного с новым, а именно: занимательной математикой, развивающими, логико-математическими играми и упражнениями. Как определить эффективность этих средств? Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки гроша не стоит». На рабочем листе изображены 5 предметов: кисть, палитра с красками, набор цветных карандашей и картина (приложение /). Какой из этих предметов лишний? Путем логических рассуждений ребенок приходит к выводу, что лишней среди этих предметов является картина, так как это продукт труда художника, а все остальные предметы — орудия его труда. Все чаще на занятиях педагоги используют шутливые вопросы, где без догадки не обойтись. Например: «Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?»; Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?» Такой материал уже доступен детям 4—5 лет и является своеобразной умственной гимнастикой, предупреждает возникновение интеллектуальной пассивности, формирует настойчивость и целенаправленность у детей с ранних лет. Как же направить педагога на такой путь развития умственных способностей у детей? Использование передовой практики и научные разработки последних лет в области элементарных математических представлений помогут в этом. 1.1 алгоритм деятельности руководителя по оказанию методической помощи:
Обсудим каждый из этапов этой деятельности руководителя дошкольного учреждения. Часто педагоги затрудняются в определении уровня навыков детей. Проверка усвоения детьми знаний в соответствии с требованиями программы может быть проведена как фронтально, так и индивидуально. Фронтальные формы работы — это итоговые занятия, использование рабочих листов (о них расскажу позднее), математические досуги. К индивидуальным видам работы можно отнести собеседования с детьми, выполнение индивидуальных игровых заданий. В итоговое занятие, которое в основном проводится в виде игры, предлагается включать материалы из разных разделов математики по изученным темам. Советуем чаще использовать рабочие листы. Суть их разработки состоит в следующем: лист делится на 3—4 части, каждая из которых обозначается цветовым сигналом. На каждой части оформляется задание для ребенка. Например, на части листа, отмеченной красным кружочком, следует выполнить задание «продолжи ряд» — дорисовать тот предмет, который должен следовать дальше в соответствии с заданной закономерностью (приложения 2 и 3). Задание детям к приложению 2:
Методические рекомендации к проведению семинара-практикума (Приложение 4) Тема: «Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками». Выбор цели проведения семинара зависит от профессионального уровня педагогов, их знаний по данной проблеме. Возможны следующие варианты определения цели:
Руководитель семинара: фамилия, имя, отчество, должность(заведующая; старший воспитатель; руководитель методического объединения воспитателей; воспитатель-методист). Длительность работы: от 12 до 20 часов (6—10 занятий). Категория кадров педагогов: воспитатели, работающие с детьми 5—7 лет. Задание детям к приложению 3
Материализованный результат математической деятельности детей дает возможность педагогам тщательно проанализировать и выявить уровень освоения материала каждым ребенком.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |