САНАТОРИИ, ПРОФИЛАКТОРИИ
ДОМ РЕБЕНКА
СПЕЦИАЛЬНЫЕ | { МАССОВЫЕ | ЛОГОПУНКТЫ \ МАССОВЫЕ \ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА УВИЛА РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ I ОТДЕЛЕНИЕ ПОТДЕЛЕНИЕ Схема. Система логопедической помопщ ГЛАВА 3 15 3 В настоящее время разработаны научно обоснованные системы коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями, внедрены в практику и адаптированы к различным типам логопедических учреждений. Системы коррекционного воспитания и обучения представлены в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Н.А.Чевелева, С.А. Миронова и др.). В программах реализуются следующие задачи развития речи: ■ структурные — осуществляется формирование разных ■ функциональные — формируются навыки владения ре- ■ когнитивные — формируется осознание языка и речи, Эти задачи определяют общую стратегию коррекции речи ребенка, но обязательно подразделяются на ряд более конкретных задач, определяемых типом ведущего (первичного) дефекта в структуре речевого нарушения. Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того', какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании. По отношению к детям, имеющим преимущественные нарушения речевых средств, на первый план выдвигается систематическое формирование лексико-грамматичес-кой системы и связной речи; по отношению к заикающимся — формирование различных сторон речевого поведения и преодоление свойств, отрицательно влияющих на плавное течение связной речи как произвольной деятельности. 154 основы логрпсихологии ГЛАВА 3
Вычленение задач развития речи носит условный характер, так как в работе с детьми они тесно связаны. Однако при всех нарушениях речи реализуется задача снятия аффективной реакции на дефект, предупреждение более глубоких вторичных проявлений дефекта и подготовка к обучению в школе. Классификация методов коррекционного обучения зависит от выбора стратегии логопедического воздействия при различных вариантах отклонения речевой деятельности. В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи; выраженное фонетико-фонематичес-кое недоразвитие) наиболее эффективным является ком- муникативно-деятельностный подход, предполагающий использование следующих методов: ■ взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности; ■ ситуативно-тематическая организация языкового ма- ■ концентричность в подаче и закреплении речевого ■ опора на высказывание и текст как основные единицы языковой системы; ■ подчиненность речевых навыков развитию коммуни- Традиционно используются модификаций словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговариваяие, объяснение, оценка детской речи, вопрос. Своеобразие применения разных методов и приемов развития речи дошкольников наиболее полно представлено в работах С.А. Мироне Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.П. Фуреевой и др. Методика логопедического воздействия при различных видах и формах речевой недостаточности использует все многообразие психолого-педагогических методов дошкольной коррекционной педагогики, однако сфера и особенности применения этих методов определяются спецификой речевого расстройства, структурой соотношения первичных и производных нарушений ребенка, его возрастными особенностями. Логопедическое воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников. В случае выраженных («тяжелых») нарушений речи важную роль играет перестройка речевой функции и формирование компенсаторных механизмов, замещающих нарушенное звено. Логопедическое воздействие во всех его аспектах включает в себя: устранение дефекта (например, дефектов произношения, голоса); нормализацию речевых процессов (при заикании); минимизацию речевого расстройства (при выраженной дизартрии), а также преодоление вторичных влияний на личность и интеллект ребенка. Огромное значение имеет предупреждение отсроченных проявлений системных речевых нарушений (при алалии, дизартрии, ринолалии и др.), проявляющихся наиболее отчетливо при обучении в школе. При определении направления логопедического воздействия учитываются: ■ совокупность этиологических факторов; ■ механизм речевого нарушения; 156 основы логопсихологай *1 ГЛАВА 3 157
■ структурно-функциональная организация речевой системы при разных формах нарушения. Основные направления формирования полноценной речевой деятельности дошкольников в процессе целенаправленного обучения и воспитания отражены в программно-методической литературе (С.А. Миронова, Т. Б. Фи-личева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова и др.). Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Сформулируйте общие и специфические задачи воспита- 2. Определите основные задачи специальных программ раз- 3. Охарактеризуйте систему логопедической помощи детям 4. Какие методы логопедического воздействия применяют-
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (859)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |