Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика правильной осанки детей среднего школьного возраста



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Характеристика правильной осанки детей среднего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По мнению В.С. Язловецкого (1987), осанка – это постоянная, привычная и непринужденная манера правильно держать своё тело в пространстве. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, физиологические изгибы позвоночного столба выражены нормально (не более 4 см), ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах [26,33].

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушениях осанки или сколиозе [9]. Общепринятые признаки правильной осанки обусловлены морфологическими и биохимическими показателями. Это те позы которые обеспечивают наилучшие условия для функционирования внутренних органов, равномерное распределение механической нагрузки на части скелета, а также минимальные затраты на поддержание равновесия.

В сохранении вертикального положения тела и поддержании правильной осанки принимает участие более 300 мышц одновременно. Это сложный двигательный акт, в котором участвуют морфологические, физиологические и психологические структуры. Морфологически осанка определяется формой позвоночного столба, грудной клетки, положением головы, верхних и нижних конечностей.  С физической точки зрения осанка – это навык, привычка, динамический стереотип, то есть система определённых двигательных рефлексов, обеспечивающих правильное положение тела в пространстве в статике и динамике. Сохранение равновесия и положения тела в пространстве обеспечивается совокупностью тонических рефлексов, рефлексов установки тела [33]. Статические (позные) и статокинетические (при движениях) рефлексы в свою очередь обусловлены возбуждением проприорецепторов мышц, сухожилий, осязательной чувствительности, зрительного анализатора преддверно-улиткового органа.              Позвоночник и его функции управляются нервной системой. По функциональным свойствам нервную систему делят на соматическую, или цереброспинальную, и вегетативную. К соматической нервной системе относят ту часть нервной системы, которая иннервирует опорно-двигательный аппарат и обеспечивает чувствительность нашего тела. К вегетативной нервной системе относят все другие отделы, которые регулируют деятельность внутренних органов (сердце, легкие, органы выделения и др.), гладких мышц сосудов и кожи, различных желез и обмен веществ (обладает трофическим влиянием на все органы, в том числе и на скелетную мускулатуру) [3,18,29].

Значение нервной регуляции заключается в следующем, большую роль играют определенные, в процессе онтогенеза, фиксированные формы осанки особенности движения. Посредством систематического тестирования отдельных мышечных групп можно определить различные связи и распределение сил в каждом суставе. Нарушение "равновесия" между отдельными мышцами, т. е. отклонение от оптимальной модели в большинстве случаев является образом жизни и имеет большое патогенетическое значение. Другая не менее важная сторона управления позвоночником- регуляция статики. Для современного образа жизни людей очень характерны всевозрастающая статическая нагрузка на позвоночник и уменьшающаяся динамическая. Вследствие этого статические нагрузки все чаще бывают причиной нарушений деятельности отдельных групп мышц, что приводит к нарушению стереотипа движения. Нервная регуляция при этом выполняет две задачи: с одной стороны, обеспечивает правильную функцию позвоночника, поддерживая необходимый двигательный стереотип, с другой- вызывает компенсаторные процессы.

Психологическая структура включает теоретические знания подростков о правильной осанке, факторах её укрепления, специальных корригирующих упражнениях.

Правильная осанка экономит силы, способствует правильному положению и нормальной деятельности внутренних органов, укреплению здоровья и работоспособности. Напротив, сутулость, впалая грудь, затрудняют работу сердца и легких, что вызывает недостаточное снабжение организма кислородом, повышенную утомляемость и раздражительность. Расслабленность, а затем и слабость мышц живота приводит к смещению органов брюшной полости, застойным явлениям в желчном пузыре и кишечнике. У подростков с ослабленным здоровьем нередко имеются нарушения осанки, отставание в физическом развитии [34].

Выборочные осмотры детей, проведенные специалистами врачебно-физкультурных диспансеров и ортопедической службы, и специальные обследования школьников 7 – 17 лет (И.И.Кон, А.Ф. Каптелин, Р.Д. Назарова, И.Р. Воронович) выявили 6 – 8% случаев заболевания сколиозом и 30% и более – нарушений осанки.

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, является положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Благодаря наличию физиологических изгибов (шейного и поясничного лордозов, грудного и крестцово-копчикового кифозов)позвоночный столб человека имеет рессорные свойства, предохраняющее головной и спиной мозг от сотрясений; кроме того, при этом увеличиваются его устойчивость и подвижность. Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а их выраженность зависит от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом сгибается, и для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. При увеличении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются. [30,31,34].

Нормальная осанка – характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. При осмотре человека, имеющего нормальную осанку, определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха, горизонтальна. Линия надплечий также горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (так называемые шейно-плечевые), симметричны. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет вогнутостей или выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Точно так же при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку нормальная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, наличием умеренно выраженных физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза при нормальной осанке находится в пределах 220 – 310[3,6,10,17,36]

 



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Характеристика правильной осанки детей среднего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика правильной осанки детей среднего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)