Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности свадебных обрядов в селе Карачан.




В деревне Карачан нам удалось выделить уникальные особенности свадебных обрядов, характерные именно для этой местности.

 Так, из привычной последовательности обрядов сватовства выпадает девичник, ни один из жителей села не смог вспомнить такой традиции.

Зато очень строго соблюдался обряд «хоронить «невесту –прятать, который всегда проходил на второй день свадьбы, а также «запой»-сватовство.

Сватовство

Несмотря на то, что большинство предсвадебных обычаев ушло в прошлое и не сохранились даже в памяти старожилов(например, девичник, смотрины),обряд сватовства в данной местности является обязательным этапом свадебной традиции, который сохранился здесь по сей день.

Важно заметить , что в Карачане обряд сватовства проходил не один день, а два и имел второе название, а именно «Запой» и проходил как полноценное гуляние,отдельное от свадьбы.Сватовство проходило следующим образом: в дом невесты приходили жених, его родители и ,довольно часто ,крестная жениха, а в некоторых случаях и его тетка, таким образом кол-во сватов доходило от 3 до 5 человек. Сговор с невестой происходил заранее, поэтому свадьбы здесь в большинстве своем происходили по любви, а не принуждению. Однако по воспоминания Семиной Елизаветы Михайловны(1940 г.р.) бывали случаи ,когда невеста жениху уже на самом запое отказывала ,но «это уже прям позор был для парня».По воспоминаниям Елизаровой Ольги Викторовны был случай, когда невесту против воли выдавали замуж, хотя она и убегала и плакала, но затем в браке с мужем жили счастливо и «прижили» 7 детей!

Пучкова Наталья Викторовна смогла вспомнить невестину песню (думаю, это не песня, а страдания на эту тему) перед свадьбой,2когда приходилось выходить за немилого»:

«Ой да за немилого отдали

Ой лучше б в землю закопали

Ох раззъярряяяй(припев)

Ох вы мамаша и папаша

Ох я теперь доченька не ваша

Припев

Ох, маманя, убегу я в сосны.

Ох, съедят волки и будет поздно

Припев.»

 «Они договариваются, как «запить» невесту, это ещё надо праздник собрать, но тут в малом количестве родни, запой соберут, а потом уже после запоя свадьбу».(Записано от Савельевой Зинаиды Ивановны 1957 г.р.) Эти данные можно отправить в сноски, если удобно.

Так же сохранились и другие атрибуты сватовства: приходили сватать невесту родители жениха(иногда вместе с его крестной),обязательно приносили с собой закуску (это название обрядовой еды, пусть и такое банальное). В понятие «закуска» обычно входили водка и продукты,которые производила сама семья в зависимости от времени года: то могли быть и арбузы, и колбаса.

«Поговрили посидели…как вы там её родители..не против? с собой привозили хлеб ,водку.»(Записано от Владимира Купряжкина 1941 г.р., и его супруги 1946 г.р.,уроженцев с. Верхний Карачан Грибановского р-на Воронежской обл.)

«Сватали отец и мать. Привозили хлеб, водку и брали колбасу(собственного производства)» (Записано от Погонной Марии Кузьминичны 1948 г.р., уроженки с. Знаменка Эртильского р-на Воронежской обл. записано в с. В. Карачан Грибановского р-на Воронежской обл.)

«Мы договариваемся кто что(приносит). Родители жениха принесли арбузы,принесли колбасы, хлебушка принесли.»( Записано от Бородиной Марии Яковлевны 1937 г.р., уроженки с.Нижний Карачан Грибановского р-на Воронежской обл.)

Обычай сватать невесту не напрямую, а с помощью метафор, присказок в селе почти не сохранился, только старожилы припоминают некоторые особенности этого обычая:например,как вспоминает Погонина Мария Кузьминична(1948 г.р.)на её сватовстве родители жениха говорили, что приехали «за молодой телочкой».

Была также и другая присказка, основанная на том, что сваты заблудились,не знали куда идти, и только люди добрые указали им на невесту :«Говорят, что вот мы шли-шли, а потом заблудились, вот пришли, может вот водички нам дадите попить, потом :»Нам, де, подсказали, что тут невеста(Нина Ефимовна Родионова)

 В одной семье нам задалось записать уникальный обряд «сажания невесты» на сундук ,который был обязательным на сватовстве:«В мое время, обязательно сажали на сундук , стелили шубу. Обязательно был кто-то из старших , вот у меня был дед с бабушкой. Вот когда они уже пришли свататься, вот нас на этот сундук. вот все там опросили, заставили:" Так, называй при нас мама, папа и ты и ты"..» ( Записано от Елизаровой Ольги Викторовны 1960 г.р., проживающей в с.Верхний Карчан Грибановского района Воронежской области).

 






Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (55)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)