Этапы решения педагогической задачи. Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют
Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике; 4) анализ результатов решения педагогической задачи. В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи - это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения. Как правило, при высоком уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач имманентно присущ ему в виде моделей, хранящихся в памяти. Вместе с тем и при невысоком профессионализме педагог может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить его к соответствующей задачной ситуации. Особую трудность, прежде всего для начинающих педагогов, представляет сам акт выявления соответствия сложившейся ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения. Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы. Виды контроля: · Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. · Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. · Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам. · Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. Функции педагогического контроля: · Диагностическая: контроль – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения учащихся · Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала. · Воспитательная функция контролязаключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Методы контроля обучения:Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. · Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. · Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы (диктанты, изложения, сочинения). Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений). · Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках - с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков. · С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Но этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле. · Часто учащимся не доверяют работать самостоятельно, то есть ограничиваются возможности самоконтроля. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях. · Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Условия эффективности педагогического контроля: · своевременная и точная информация о положении дел в школе. · действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается. Контроль - не самоцель. · высокая культура проверяющих, их компетентность. 10.Технологии проблемно-развивающего обучения. Цели технологии проблемного обучения: Основными понятиями проблемного обучения являются “проблемная ситуация” и “учебная проблема”. 6 методов проблемно-развивающего обучения:1) монологический метод - это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания. Три уровня реализации технологии проблемного обучения: Если учитель видит, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, он может ввести дополнительную информацию, снизив тем самым степень проблемности и переведя учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения. Особенности использования технологий проблемно-развивающего обучения на уроках ИЯ. Обучающие: сформировать у школьников учебные навыки работы и коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах, Развивающие – развить у школьниковспособность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, этикетные нормы (речевой такт и поведение) Воспитательные: совершенствовать нравственные качества личности учащихся (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество), выработать языковую, этническую и расовую терпимость и уважение к другим культурам, знакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка, их связями с мировой культурой.
Проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений, что очень полезно для изучения ИЯ. 11.Понятие о новых информационных технологияхИнформационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, сущность которой заключается в том, что учащийся получает информацию «порциями», с осуществлением постоянного контроля за усвоением каждого раздела; до тех пор пока информация им не усвоена, дальнейшее продвижение невозможно. Концептуальные положения Обучение – это общение ребенка с компьютером. Принцип адаптивности: приспособление ПК к инд. особенностям ребенка. Диалоговый характер обучения. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с ПК. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения оч. велики. Компьютер может быть использован на всех этапах процесса обучения. Типы компьютерных программ: Обучающие программы: целостные мультимедийные учебники; тематические информационные программы; электронные энциклопедии, Особенностями содержания обучающих компьютерных программ являются: неограниченные возможности расширения и обогащения учебной информации; возможность выбора пользователем нелинейной логики ознакомления с информацией; «пошаговая» подача учебного материала. Диагностирующие компьютерные программы строятся на основе применения тестологических процедур и помогают определить: уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по предмету; особенности психофизического развития ребенка; сформированность тех или других черт и качеств личности. Моделирующие программы используются для воссоздания и решения проблемных ситуаций самого различно рода, с их помощью у учащихся формируются умения анализа, проектирования и поиска оптимальных решений, развиваются творческие способности. Особенности методики обучения с использованием компьютера заключаются прежде всего в том, что компьютер – интерактивное средство обучения, обладающее способностью «откликаться» на действия ученика, вступать с ним в «диалог». Компьютер объединяет в себе методы словесные, наглядные и практические. В этом аспекте компьютер может выступать: в роли источника информации качественно нового уровня; в качестве тренажера для отработки различных умений и навыков; в качестве рабочего инструмента; в качестве средства диагностики и контроля стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1496)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |