Значение научного мировоззрения в личностном развитии детей и учащейся молодежи, его функции и условия формирования, идеологическое воспитание школьников
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют 3 вида: научное, религиозное, обыденное (житейское). 1) Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и позволяет сознательно управлять ими. Оно является объективно верным. 2) Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. 3) Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Одной из целей воспитания является формирование устойчивого, надежного центрального звена структуры детской личности, определяющего понимание и отношение к природе, обществу и мышлению в единстве сознания, чувств, воли, поведения. Мировоззрение имеет сложную и многоаспектную структуру. Его ядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной целеустремленной воли. Взгляды - это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения. Они служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях. Убеждения - качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, концепции, теории, гипотезы, в которые человек верует как в истину. Воля - важный элемент мировоззрения. Убеждения побуждают человека к практическому действию. Теоретическое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования ее и направления воли на реализацию убеждений. Мировоззрение выполняет ряд функций: просветительную, воспитательную, развивающую, организационную. Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует сознание. Воспитательная функция реализуется в том, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Развивающая функция в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания включает в активную деятельность мышление. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организационная функция проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Возможности овладения мировоззрением различны на различных этапах возрастного развития. На начальном этапе обучения существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях идр. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям. Актуальная потребность подросткового возраста - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений. В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений. Критерии сформированности мировоззрения: - глубина научных знаний, их объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления; - развитая способность диалектического осмысления действительности, обнаруживающаяся в умелом анализе новых явлений, событий, произведений искусства; - проявление социальной активности. Любое государство сильно определенной идеологией. Без идеологии государственное развитие представляет собой спонтанный, а иногда и хаотичный процесс. Определение содержания идеологии и направлении идейно-воспитательной работы в школе должно учитывать прошлый позитивный опыт идеологического воспитания масс, который включал в себя мощную систему социальной защиты человека, систему его морального стимулирования, систему деятельности средств массовой информации, отражающих и популяризующих интересы страны, общества, человека-труженика. Идеологическое воспитание подрастающего поколения – это возможность создания базиса личности, формирования направленности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего места в обществе. Целью идеологической и идейно-воспитательной работы со школьниками в современных условиях является привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства. Основные задачи: 1. Скоординированное взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семьи самих учащихся и студентов по обеспечению условий для эффективной идеологической и идейно-воспитательной работы в условиях учреждений образования. 2. Формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения через увлекательные для учащихся формы активности, социально одобряемую и результативную деятельность на благо страны, своей семьи; 3. Развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебного процесса, внеклассной и досуговой деятельностиучащихся. 4. Развитие навыков межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной и социальной позиции. 5. Толерантность поведения 6. Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |