Личность школьника как субъект и объект воспитания. Факторы, пути и источники развития личности
Педагогика (П) как наука, ее возникновение. Термин педагогика возник от греческого слова. П — это: 1) наука о воспитании человека на всех этапах его развития; 2) область научных исследований; 3) специальность, квалификация; 4) учебный предмет в ВУЗе; 5) искусство воспитания. Воспитание как передача соц.опыта возникла вместе с возникнов. человеческого общества. I этап: воспитание, как особый вид деят-сть, возникло во 2-м тыс. лет назад, когда род выделил человека, кот. передавал молодежи соц.опыт. инициация — посвящение подростка во взрослое. II этап: 5 в. до н.э. — возникновение пед.теории в рамках философии (Сократ, Платон, Аристотель). Афинская система воспитания: воспитание гармоничного человека. Спартанская сист. — воспитание воина, сильного человека. Средние века — возникли первые университеты, школы при церквях, моностырях (Монтеи, Рабле, Роттердамский). III этап: 17 в. Бэкон выделил П как самостоятельную науку в своем трактате «О достоинстве и увеличении наук». Становление П связано с чешским педагогом Каменским, книги: «Материнская школа», «Великая дидактика». Didakticos — (от греч.) обучающий, Каменский определил дидиктику, как искусство всех учить всему. Джон Локк — англ.педагог, создал теорию о воспитании джентльмена. Ж.Ж.Руссо — теория «Естественного (свободного) воспитания». Песталоцци — швейцарский педагог, теория «Элементарного образования». Дистервег — нем. педагог-демоктар. Гербарт — нем. педагог. Л.Н.Толстой — (рос. педагог) школа для крестьянских детей в ясной поляне. Советские педагоги: Макаренко, Шацкий, Глонский, Сухомлинский. Белорусские просветители: Е.Полоцкая, К.Туровский, Ф.Скорина, А.Багданович, Я.Колас… П изучает: закономерности, принципы, содержания, методы, формы, образования, воспитания и обучения. Объект П: человек, личность. Предмет П: исследование сущности формирования личности, разработка на этой основе теории и методики воспитания, как спец.организованного пед.процесса. Структура П: история П; дидактика; теория образования и воспитания; теория управления детьми (выделил Гербарт). Функции П: 1) теоретическая — реализуется на трех уровнях (описательно-объяснительная, диагностическая, прогнастическая); 2) технологическая — 3 уровня (проективная, преобразовательная – внедрение нового, рефлексивно-коррекционная – оценка результатов) Понятийный аппарат и структура педагогики. Связь педагогики с другими науками. Понятия педагогики (П): Воспитание — передача соц.опыта от старших к младшим; целенаправленный, сознательно-организуемый пед.процесс по формированию личностных качеств воспитанника. Образование — процесс и результат передачи и присвоение человеком системы знаний, умений и навыков, а так же опыта творческой деят-сти. Обучение — спец.организованный двусторонний целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе кот.происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется развитие умственных сил и способностей. Преподавание — деят-сть учителя. Учение — деят-сть ученика. Научение — приобретение знаний, умений и навыков, процесс формирования индивид.опыта. Педагогическая система, пед.процесс, пед.технологии. Междисциплинарные понятия: личность, индивидуальность, формирование, развитие, социализация, коллектив. Структура, педагогические науки: Ø ясельная П (изучается ранний возраст ребенка); Ø дошкольная П (дошкольный возраст); Ø П школы; Ø П профессионально-технического образования; Ø П средне-специального образования; Ø П высшей школы; Ø производственная П; Ø военная П; Ø социальная; Ø П третьего возраста (пеньсионеры); Ø исправительно-трудовая П; Ø сравнительная П (сравнение в разных странах); Ø лечебная П (медицина); Ø история П; Ø философия образования (стык П и философии); Ø методика обучения различными дисциплинами; Ø сурдопедагогика (слабо слышащие); Ø тифлопедагогика (слабо видещие); Ø алигофренно П (особенности умственного развития). Связь с др.науками: философия, психология, медицина, физиология, социология, информатика, этнография, технич.науки и т.д. 2 типа пед.мышления: 1) плоское (педагог рассматривает как ученика); 2) объемное. Методология и методы педагогических исследований. Методология науки — учение о способах научного познания. Принципы пед.исследований: Ø диалектический (рассм.пед.объектов в развитии); Ø структурный (анализ связей и отношений); Ø ценностно-смысловой (материальное и духовное); Ø личностно-временной; Ø системный анализ. Метод пед.исследования — способ решения научно-исследовательских задач. 2 группы методов: 1) теоретические (сравнительный анализ, моделирование, причинно-следственный анализ, абстрагирование, анализ и синтез); 2) эмпирические (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, рейтинг, пед.эксперимент, обобщение независимых характеристик). Пед.исследования: 1) пассивные (наблюдение, изучение школьной документации); 2) активные (анкетирование, тестирование, самооценка).
Личность школьника как субъект и объект воспитания. Факторы, пути и источники развития личности. Индивид — каждый отдельный человек в обществе других. Хар-тся: темпераментом, задатками, биологическими особенностями организма. Индивидуальность — самобытное, свойственное к данному индивиду природное и соу.своеобразие. хар-тся: психич.развитие, восприятие, эмоции, воля, мышление. Личность — интегративное образование, кот. формируется в предметной деят-сти и общении. Хар-тся: разумность, ответственность, личное достоинство. Развитие личности— объективные процесс последовательных внутренних кол-венных и качественных изменений во всех сферах личности, ее взросления (психическое, физическое, социальное, духовное). Особенности развития личности: необходимость, зигзагообразность, неравномерность, взаимосвязь прогресса и регресса. Направления развития личности: социальное, культурное, интеллектуальное, физическое, профессиональное, развитие способностей и деловых качеств. Движущие силы развития личности — противоречие.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (698)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |