Билет 26. Обучение в процессе формирования личности
Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний. Одна из основных категорий педагогики. Виды обучения. Традиционное обучение. Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка Развивающее обучение. Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение (РО) занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования. Одно из первых определений этого понятия связано с работами пионеров в области развивающего обучения, прежде всего с работами В.В. Давыдова: «...развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека». Смысл сказанного выше в последующем конкретизируется путем выделения двух типов мышления: рассудочно-эмпирического и теоретического. Эмпирическое мышление - ориентация на внешние, чувственно воспринимаемые свойства. Обобщение, если оно выполняется на материале многих задач, так же базируется на внешних признаках. Теоретическое мышление - способ ориентации, обеспечивающий выделение всеобщего для этого класса задач отношения (это первый, аналитический уровень обобщения). два крайних типа технологий обучения, между которыми расположен весь спектр реализуемых практически: знания суммирующие и интеллектразвивающие технологии (в дальнейшем просто суммирующие и развивающие технологии). Первый тип ориентирован на накопление суммы знаний (данные и алгоритмы), во втором конкретные знания являются в первую очередь средством формирования системы знаний (модели мира) и отработки на ней когнитивных операций. Итак, с термином развивающее обучение, мы не связываем никаких конкретных систем развивающего обучения, и понимаем его как учебный процесс, в котором, наряду с передачей конкретных знаний, уделяется должное внимание процессу интеллектуального развития человека, направленного на формирование его знаний в виде хорошо организованной системы, на отработку когнитивных структур и операций в рамках этой системы. Дистанционное обучение. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Дистанционная форма обучения (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения ВУЗа, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Интерактивный метод – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Типология средств обучения Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды: • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.) • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.) • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, Blue-Ray. HDVD и т.п.) • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.) • Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.) • Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.) Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные и классифицирует их на три группы: 1.Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.) 2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.) 3.Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) Общая дидактическая роль средств обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы. Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Принципы использования средств обучения • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребенка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.) • сотворчество педагога и обучающегося • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. «Эффект Розенталя» - психологический феномен, характеризующий эффект влияния авторитетного мнения на результативность деятельности человека (такая ответная реакция объясняется стремлением личности подкрепить социальные ожидания авторитетного для него человека). Аффект неадекватности – устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее у подростка в связи с неуспехом в деятельности, которое характеризуется либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Аффективный всплеск – острая эмоциональная реакция на неуспех, выражающаяся в резком повышении уровня притязаний, стремлении выполнить как можно более трудное задание, которое в случае неудачи воспринимается менее болезненно и частично удовлетворяет потребность в самоутверждении. Реакция имитации – подражание поведению окружающих, авторитетных в глазах подростка. Дидактогения – эмоциональные расстройства и невротические состояния, возникающие у школьников вследствие психологического ущерба, нанесенного педагогом.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1313)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |