Киселёв М. В., Ивашко Н. Н
Федеральной службы исполнения наказаний»
М. В. Киселёв, Н. Н. Ивашко Пенитенциарная педагогика Учебное пособие
Новокузнецк, 2013 УДК 37.013+343.8 ББК 74.6+67.409 К 44 Рецензенты: преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, кандидат педагогических наук Кунаш К. А.; начальник кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент Матвеенко В. Е.
Киселёв М. В., Ивашко Н. Н. К 44 Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. – Новокузнецк:
Учебное пособиепредназначено для курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность». УДК 37.013+343.8 ББК 74.6+67.409
Рассмотрено и одобрено: на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России 20 декабря 2012 г. (протокол № 4); на заседании Методического совета 21 декабря 2012 г. (протокол № 4); на заседании Учёного совета 29 декабря 2012 г. (протокол № 4).
© ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013
Введение5
Раздел I. Теоретико-методологические основы пенитенциарной педагогики6 Глава 1.Пенитенциарная педагогика как наука: понятие, категории, задачи, связь с другими науками6 § 1. Возникновение и развитие науки о воспитании, её отрасли и основные категории6 § 2. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки, её задачи и категории8 § 3. Методологические основы пенитенциарной педагогики10 Глава 2. Становление и развитие пенитенциарной педагогики13 § 1. Становление и развитие пенитенциарной педагогики в дореволюционной России13 § 2. Разработка основ советской исправительно-трудовой педагогики (1917-1937 гг.)15 § 3. Советская исправительно-трудовая педагогика в 30-50-е гг. XX века17 § 4. Основные тенденции развития теории и практики перевоспитания осуждённых в 60-80-е гг. ХХ столетия18 § 5. Современные тенденции развития пенитенциарной педагогики20 Глава 3. Особенности и закономерности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях21 § 1. Особенности воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях21 § 2. Характеристика закономерностей воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительных учреждениях22 Глава 4. Принципы исправления осуждённых25 § 1. Понятие принципов исправления осуждённых25 § 2. Характеристика принципов исправления осуждённых26
Раздел II. Объекты и субъекты воспитательной системы в исправительных учреждениях30 Глава 5. Осуждённый как объект и субъект педагогического взаимодействия30 Глава 6. Коллектив сотрудников исправительного учреждения как субъект педагогического взаимодействия38 Глава 7. Требования к личности воспитателя исправительного учреждения40 Раздел III. Средства исправления, методы и формы воспитания осуждённых45 Глава 8. Основные средства и методы исправления осуждённых45 Глава 9. Формы воспитательной работы с осуждёнными52
Раздел IV. Содержание воспитательной работы с осуждёнными в исправительных учреждениях57 Глава 10. Нравственное воспитание осуждённых57 Глава 11. Правовое воспитание осуждённых60 Глава 12. Трудовое воспитание осуждённых61 Глава 13. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осуждённых63 § 1. Физическое воспитание осуждённых63 § 2. Санитарно-гигиеническое воспитание осуждённых65 Глава 14. Воспитание осуждённых в учебной деятельности67 Раздел V. Особенности воспитательной работы с различными категориями осуждённых75 Глава 15. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными75 § 1. Социально-педагогическая характеристика несовершеннолетних осуждённых75 § 2. Особенности педагогического процесса с несовершеннолетними осуждёнными79 Глава 16. Особенности воспитательной работы с осуждёнными женщинами81 § 1. Характеристика осуждённых женщин81 § 2. Особенности правового, трудового, нравственного, эстетического воспитания осуждённых женщин84 Глава 17. Особенности воспитательной работы с осуждёнными, придерживающимися уголовных традиций86 Глава 18. Особенности воспитательной работы с осуждёнными престарелого возраста и инвалидами88
Раздел VI. Оценка и результаты исправления осуждённых90
Глава 19. Оценка результатов исправления осуждённых90 Глава 20. Закрепление результатов исправления осуждённых92
Список использованной литературы96
Введение Изменения социально-политических отношений в российском обществе привели к деформации традиционных ценностей, преобладанию потребительских интересов, стремлению к индивидуально-рациональным целям сегодняшнего дня. В связи с этим проблема исправления осуждённых в местах лишения свободы является особо актуальной. В последние годы в России наблюдается увеличение рецидивной преступности, ухудшение криминогенного состава лиц, лишённых свободы, характеризующихся низким значением общепризнанных социальных ценностей. Отмечается также падение общекультурного и образовательного уровня осуждённых, распространение тюремной субкультуры. При этом, у большинства из них не сформированы умения прогнозировать свою жизнь и реализовывать поставленные цели, нести ответственность перед самим собой, своей семьёй, что тесно связано с проблемами развития и содержания их личностной сферы и в значительной мере осложняет процесс исправления осуждённых, который является залогом успешной ресоциализации и предотвращения рецидивной преступности[1]. Новым уголовно-исполнительным законодательством России усилена педагогическая направленность деятельности учреждений пенитенциарной системы. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[2] предусматривает разработку и внедрение в практику работы исправительных учреждений эффективных методов, приёмов, средств и технологий исправления, воспитания, адаптации в условиях свободы лиц, отбывающих наказание. Гуманизация уголовно-исполнительного законодательства, развитие педагогической науки, а также накопившиеся проблемы в деятельности исправительных учреждений обусловливают необходимость расширения их воспитательного потенциала, поиска новых подходов к исправлению преступников, активизации личностных возможностей осуждённых путём специально организованной психолого-педагогической работы. Учебная дисциплина «Пенитенциарная педагогика» обеспечивает профилизацию в подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы, вооружает их знаниями, умениями и навыками в организации работы по исправлению лиц, отбывающих уголовное наказание.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |